Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКОН Волгоградской области от 01.10.2002 № 736-ОД
(ред. от 05.02.2009)
"О ЗАКОНАХ И ИНЫХ ОБЛАСТНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ"
(принят Волгоградской областной Думой 19.09.2002)

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Волгоградская правда", № 181, 08.10.2002.



   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия редакции - 28.02.2009 <*>.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
<*> Внимание! Есть неопределенность с датой начала действия редакции, связанная с исчислением срока вступления в силу изменяющего документа. Изменения, внесенные Законом Волгоградской области от 05.02.2009 № 1844-ОД, вступили в силу через 10 дней со дня его официального опубликования и распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года (опубликован в "Волгоградской правде" - 18.02.2009). Подробнее см. Справочную информацию.
   ------------------------------------------------------------------




1 октября 2002 года № 736-ОД

   ------------------------------------------------------------------


ЗАКОН

ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

О ЗАКОНАХ И ИНЫХ ОБЛАСТНЫХ НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТАХ

Принят
областной Думой
19 сентября 2002 года

(в ред. Законов Волгоградской области
от 23.04.2004 № 913-ОД, от 06.03.2007 № 1423-ОД,
от 05.02.2009 № 1844-ОД)

Настоящий Закон определяет основные положения нормотворческой деятельности органов государственной власти Волгоградской области, понятия, систему и виды нормативных правовых актов Волгоградской области, иные вопросы, связанные с принятием и действием законов и иных нормативных правовых актов, и призван способствовать качественному и эффективному нормотворчеству органов государственной власти Волгоградской области.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Закона

Настоящий Закон в развитие и в соответствии с Уставом (Основным законом) Волгоградской области устанавливает виды областных нормативных правовых актов, а также определяет порядок их подготовки, принятия, вступления в силу, действия, толкования, учета и систематизации.

Статья 2. Основные принципы нормотворчества органов государственной власти Волгоградской области

Нормотворчество органов государственной власти Волгоградской области осуществляется на основе принципов разделения властей, законности, гласности, планирования и согласования действий субъектов нормотворческой деятельности.

Статья 3. Нормотворческие органы Волгоградской области

Нормотворческими органами Волгоградской области являются областная Дума, глава администрации Волгоградской области, территориальные и отраслевые структурные подразделения (далее - структурные подразделения) администрации Волгоградской области.

Статья 4. Виды нормативных правовых актов Волгоградской области

1. Закон Волгоградской области - нормативный правовой акт, принятый Волгоградской областной Думой в рамках компетенции субъекта Российской Федерации и регулирующий наиболее важные общественные отношения на территории Волгоградской области.
Термины "закон Волгоградской области" и "областной закон" используются в правовых актах органов государственной власти Волгоградской области в одном значении.
Законы Волгоградской области, принятые на областном референдуме, не нуждаются в дополнительном утверждении и регистрируются в порядке, установленном для регистрации законов Волгоградской области.
2. Законы Волгоградской области могут приниматься в форме кодексов Волгоградской области.
Кодекс Волгоградской области - закон, содержащий в систематизированном виде всю или основную часть правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений.
3. Устав (Основной закон) Волгоградской области является основным правовым актом в системе правового регулирования Волгоградской области.
Устав (Основной закон) Волгоградской области основывается на положениях Конституции Российской Федерации и федеральных законов, имеющих прямое действие на территории Волгоградской области.
Устав (Основной закон) Волгоградской области имеет высшую юридическую силу по отношению к иным нормативным правовым актам Волгоградской области, прямое действие и применяется на всей территории Волгоградской области. Принимаемые законы и иные нормативные правовые акты не должны противоречить Уставу (Основному закону) Волгоградской области.
Порядок принятия Устава (Основного закона) Волгоградской области, вступления в силу, внесения в него изменений и дополнений определяется в самом Уставе (Основном законе) Волгоградской области.
4. Постановление - подзаконный нормативный правовой акт, обеспечивающий на основании законодательства конкретизирующее нормативное регулирование определенного комплекса отношений.
Постановлениями Волгоградской областной Думы оформляются решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным законом) Волгоградской области и законами Волгоградской области к ведению Волгоградской областной Думы.
Постановлениями Волгоградской областной Думы и Администрации Волгоградской области утверждаются регламенты, положения, правила, принимаемые представительным (законодательным) или исполнительным органами власти в пределах своей компетенции.
5. Регламент - нормативный акт, регулирующий внутренний порядок деятельности органов государственной власти Волгоградской области.
6. Положение - нормативный правовой акт, детально регламентирующий правовой статус и организацию деятельности государственных и иных органов Волгоградской области, порядок организации и процедуру какого-либо вида деятельности.
7. Инструкция - подзаконный правовой акт, издаваемый в целях разъяснения и определения порядка применения соответствующего нормативного правового акта либо с целью указания норм о способах выполнения определенных операций (действий).
8. Правила - нормативный правовой акт, определяющий порядок какого-либо вида деятельности, устанавливающий или запрещающий определенное поведение.
9. Органы государственной власти Волгоградской области могут использовать в своей правотворческой деятельности разработанные федеральными законодательными и исполнительными органами государственной власти, а также иными компетентными органами модельные нормативные акты - типовые акты рекомендательного характера, формулировки наиболее важных норм, требующих единообразного решения.

Статья 5. Типовые (модельные) правовые акты

Нормотворческие органы Волгоградской области вправе разрабатывать типовые (модельные) правовые акты по вопросам, отнесенным к компетенции органов местного самоуправления.
(в ред. Закона Волгоградской области от 06.03.2007 № 1423-ОД)
Типовые (модельные) правовые акты носят рекомендательный характер и могут учитываться в местном нормотворчестве.

Статья 6. Нормативные правовые акты Волгоградской областной Думы

Волгоградская областная Дума по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным законом) Волгоградской области к ведению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, издает нормативные правовые акты в форме законов Волгоградской области и постановлений Волгоградской областной Думы.
Нормативные правовые акты Волгоградской областной Думы обязательны для исполнения на всей территории Волгоградской области.

Статья 7. Нормативные правовые акты главы администрации Волгоградской области

В пределах своих полномочий глава администрации Волгоградской области издает нормативные правовые акты в форме постановлений.
Порядок подготовки нормативных правовых актов главы администрации Волгоградской области устанавливается главой администрации Волгоградской области.
Нормативные правовые акты главы администрации Волгоградской области обязательны для исполнения на всей территории Волгоградской области.

Статья 8. Нормативные акты структурных подразделений администрации Волгоградской области

Структурные подразделения администрации Волгоградской области принимают нормативные правовые акты в формах инструкций, положений, правил, а также в иных формах, установленных федеральным и областным законодательством, а также нормативными правовыми актами о соответствующих структурных подразделениях администрации Волгоградской области.
Порядок подготовки нормативных актов структурных подразделений администрации Волгоградской области устанавливается главой администрации Волгоградской области.

Глава II. ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТОВ
ОБЛАСТНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Статья 9. Плановые основы нормотворческой деятельности

1. Нормотворческая деятельность осуществляется в Волгоградской области на плановой основе.
2. Планы подготовки проектов законов и иных областных нормативных правовых актов предусматривают разработку проектов наиболее важных и трудоемких актов и не исключают подготовки проектов вне плана по поручению нормотворческого органа Волгоградской области.
3. Планы подготовки проектов законов и иных областных нормативных правовых актов могут быть текущими (срок не более года) и перспективными (срок от двух до четырех лет).
4. В целях оперативного руководства нормотворческой деятельностью могут разрабатываться и утверждаться соответствующими нормотворческими органами Волгоградской области ежеквартальные и полугодовые рабочие планы (планы - графики) подготовки проектов законов и иных областных нормативных правовых актов.
5. Планы подготовки проектов законов и иных областных нормативных правовых актов формируются на основе:
программ и планов работы федеральных органов законодательной и исполнительной власти;
программ социально-экономического и культурного развития области;
обращений органов местного самоуправления;
обращений (наказов) избирателей.
6. Утратил силу. - Закон Волгоградской области от 05.02.2009 № 1844-ОД.

Статья 10. Планы подготовки проектов законов Волгоградской области

Планы подготовки проектов законов Волгоградской области разрабатываются с учетом предложений субъектов права законодательной инициативы, установленных Уставом (Основным законом) Волгоградской области. К разработке планов законопроектных работ могут привлекаться научные организации, ученые и специалисты.
Порядок разработки, рассмотрения и утверждения планов подготовки законов Волгоградской области определяется Регламентом Волгоградской областной Думы.

Статья 11. Планы подготовки проектов нормативных правовых актов администрации Волгоградской области

1. Планы подготовки проектов нормативных правовых актов администрации Волгоградской области разрабатываются с учетом предложений главы администрации Волгоградской области, структурных подразделений администрации Волгоградской области, комитетов и комиссий Волгоградской областной Думы, органов местного самоуправления и утверждаются главой администрации Волгоградской области.
Порядок разработки, рассмотрения и утверждения планов подготовки проектов нормативных правовых актов администрации Волгоградской области определяется главой администрации Волгоградской области.
2. Администрация Волгоградской области информирует Волгоградскую областную Думу об утвержденных планах подготовки проектов нормативных правовых актов администрации Волгоградской области.

Глава III. ПОДГОТОВКА И ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТОВ ЗАКОНОВ
И ИНЫХ ОБЛАСТНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Статья 12. Комиссия (рабочая группа) по подготовке проектов законов и иных областных нормативных правовых актов

1. Нормотворческий орган Волгоградской области, разрабатывающий проекты законов и иных областных нормативных правовых актов, как правило, создает комиссию (рабочую группу) из числа работников этого органа, депутатов, специалистов и ученых по подготовке проектов.
2. К участию в подготовке проектов законов и иных областных нормативных правовых актов привлекаются представители заинтересованных организаций, органов местного самоуправления и общественных объединений.
Участие представителей общественных объединений осуществляется на основе их письменных заявлений в соответствующий нормотворческий орган Волгоградской области. Любое общественное объединение может направить соответствующее письменное предложение в созданную комиссию (рабочую группу) по подготовке проекта закона и иного областного нормативного правового акта. Комиссия (рабочая группа) должна сообщить общественному объединению о результатах рассмотрения его предложений.
3. В подготовке проектов законов и иных областных нормативных правовых актов обязательно участие юридических служб нормотворческих органов Волгоградской области.

Статья 13. Подготовка проектов законов и иных областных нормативных правовых актов на договорной основе

Нормотворческий орган Волгоградской области может заказать на договорной основе подготовку первоначальных рабочих проектов законов и иных областных нормативных правовых актов научным учреждениям, ученым, специалистам.

Статья 14. Подготовка альтернативных проектов законов и иных областных нормативных правовых актов

Нормотворческий орган Волгоградской области вправе поручить подготовку альтернативных проектов законов и иных областных нормативных правовых актов нескольким органам, организациям, лицам или заключать с ними договоры на подготовку альтернативных проектов.

Статья 15. Условия внесения проекта закона и иного нормативного правового акта в Волгоградскую областную Думу в порядке законодательной инициативы

(в ред. Закона Волгоградской области от 06.03.2007 № 1423-ОД)

1. Необходимым условием внесения проекта закона и иного нормативного правового акта в Волгоградскую областную Думу в порядке законодательной инициативы является представление:
проекта постановления Волгоградской областной Думы (к законопроекту);
текста законопроекта и иного нормативного правового акта;
пояснительной записки, содержащей наименование субъекта права законодательной инициативы и разработчиков, обоснование необходимости принятия, включающее в себя развернутую характеристику законопроекта, его целей, основных положений, места в системе действующего законодательства, состояния законодательства в данной сфере правового регулирования;
финансово-экономического обоснования;
заключения главы администрации Волгоградской области по проектам, реализация которых предполагает финансовые затраты областного бюджета, а также по проектам о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Волгоградской области;
перечня нормативных правовых актов, требующих внесения изменений и дополнений в связи с принятием предлагаемого законопроекта, в том числе их отмены полностью или частично.
Перечисленные в настоящем пункте документы представляются на бумажном носителе в машинописном виде, а тексты проектов постановлений и проектов законов также и на электронных носителях.
2. На имя председателя Волгоградской областной Думы дополнительно представляются:
письмо о внесении законодательной инициативы;
представительными органами местного самоуправления - копия решения представительного органа местного самоуправления о внесении законопроекта с указанием лица (лиц), представляющего (представляющих) данную законодательную инициативу в Волгоградской областной Думе.
3. В представленных документах указываются государственные органы, организации, общественные объединения, а также лица, принимавшие участие в их подготовке.
4. Если форма представленного законопроекта и необходимые приложения не отвечают требованиям настоящей статьи, такой проект в течение семи дней со дня его регистрации в Волгоградской областной Думе возвращается председателем Волгоградской областной Думы, а в его отсутствие - одним из его заместителей инициатору для безусловного выполнения требований, установленных настоящим Законом.

Статья 16. Заключение главы администрации Волгоградской области на проекты законов Волгоградской области о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Волгоградской области или предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств областного бюджета

1. Проекты законов Волгоградской области о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Волгоградской области или предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств областного бюджета, рассматриваются Волгоградской областной Думой по представлению главы администрации Волгоградской области либо при наличии его заключения.
2. Проекты законов Волгоградской области, указанные в пункте 1 настоящей статьи, внесенные в Волгоградскую областную Думу иными субъектами права законодательной инициативы, кроме главы администрации Волгоградской области, в течение трех календарных дней со дня их поступления в Волгоградскую областную Думу направляются главе администрации Волгоградской области для дачи заключения. Указанное заключение представляется главой администрации Волгоградской области в Волгоградскую областную Думу в течение 20 календарных дней со дня получения соответствующего проекта закона Волгоградской области.
(в ред. Закона Волгоградской области от 23.04.2004 № 913-ОД)
Отрицательное заключение главы администрации Волгоградской области не является препятствием для рассмотрения проекта закона Волгоградской области Волгоградской областной Думой.
3. Исключен. - Закон Волгоградской области от 23.04.2004 № 913-ОД.

Статья 17. Реквизиты законов и иных областных нормативных правовых актов

1. Законы и иные областные нормативные правовые акты имеют следующие реквизиты:
герб Волгоградской области;
наименование акта;
заголовок, обозначающий предмет регулирования;
дату принятия акта;
удостоверительную подпись соответствующего должностного лица.
2. Реквизиты закона Волгоградской области имеют следующие типовые наименования с расположением их в тексте закона:
а) в верхней части закона посередине помещается герб Волгоградской области, ниже отдельной строкой указывается: "Закон" и ниже отдельной строкой - "Волгоградской области";
б) наименование закона озаглавливает текст закона и дается после приведенного выше реквизита;
в) под наименованием закона указывается дата его принятия областной Думой;
г) под основным текстом закона указываются должность и фамилия должностного лица, подписывающего текст закона: в левой части - "Глава администрации Волгоградской области"; в правой части - инициалы и фамилия главы администрации Волгоградской области;
д) под должностью размещаются дата подписания и номер закона.
3. Реквизиты нормативных правовых актов, утверждаемых главой администрации Волгоградской области и структурными подразделениями администрации Волгоградской области, устанавливаются главой администрации Волгоградской области.

Статья 18. Основные правила законодательной техники

1. Нормы закона Волгоградской области должны быть четко сформулированы и исключена возможность их двойного толкования. Не допускается употребление устаревших слов и выражений, образных сравнений, эпитетов. В законах Волгоградской области даются определения малоизвестных юридических, технических и других специальных терминов.
2. В законы Волгоградской области включается преамбула, определяющая задачи, стоящие перед законом, и способы их разрешения, содержащая в себе разъяснение мотивов и целей их издания. Нормативные предписания в преамбулу не включаются.
3. В законах Волгоградской области нормативные предписания излагаются в виде статей, имеющих порядковый номер. В частях статей могут содержаться пункты и подпункты.
4. Статьи близкого содержания значительных по объему законов области объединяются в главы. В необходимых случаях главы могут объединяться в разделы. Разделы и главы имеют заголовки и нумеруются.
5. В связи с принятием закона Волгоградской области подлежат отмене или признанию утратившими силу законы и иные областные нормативные правовые акты или их части, если они противоречат положениям принятого закона Волгоградской области.
6. Нормы об отмене, признании утратившими силу, изменениях и дополнениях ранее принятых законов Волгоградской области, их отдельных частей включаются в текст соответствующего закона Волгоградской области либо в текст специального закона Волгоградской области о внесении изменений и дополнений в действующие законы Волгоградской области.
7. Нормы об отмене, изменении или дополнении ранее принятых областных подзаконных нормативных правовых актов в связи с принятием закона Волгоградской области включаются непосредственно в текст указанного закона.

Глава IV. НАУЧНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТОВ ЗАКОНОВ
И ИНЫХ ОБЛАСТНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Статья 19. Понятие и задачи научной экспертизы проектов законов и иных областных нормативных правовых актов

1. Научная экспертиза проектов законов и иных областных нормативных правовых актов - специальное исследование, производимое учеными и специалистами с целью оценки качества проектов законов и иных областных нормативных правовых актов и выявления возможных последствий их принятия и действия.
2. Научная экспертиза проектов законов и иных областных нормативных правовых актов призвана способствовать:
а) обеспечению высокого качества, обоснованности, законности и своевременности готовящихся проектов областных нормативных правовых актов;
б) созданию научно обоснованной системы законодательства Волгоградской области;
в) выявлению возможных позитивных и негативных социальных, экономических, экологических, правовых и других последствий действия принимаемых законов и иных областных нормативных правовых актов.

Статья 20. Виды научных экспертиз проектов законов и иных областных нормативных правовых актов

1. В зависимости от предмета исследования, конкретных задач и применяемых научных познаний научная экспертиза проектов законов и иных областных нормативных правовых актов может быть экономической, финансовой, научно-технической, экологической, криминологической, научно-правовой.
2. При необходимости могут проводиться комплексные (с привлечением ученых и специалистов из различных областей научного знания) и узкоспециальные научные экспертизы проектов законов и иных областных нормативных правовых актов.

Статья 21. Статус экспертов законов и иных областных нормативных правовых актов

1. Научная экспертиза проектов законов и иных областных нормативных правовых актов осуществляется научными учреждениями и учебными заведениями соответствующего профиля, экспертами или группами экспертов, создаваемыми из числа ученых и специалистов в зависимости от содержания рассматриваемых проектов.
2. В качестве экспертов привлекаются организации и лица, не принимавшие ранее непосредственного участия в подготовке соответствующего проекта.
3. В оценке проектов законов и иных областных нормативных правовых актов эксперты независимы и не связаны с позицией органа, по поручению которого проводится экспертиза.
4. В качестве экспертов проектов законов и иных областных нормативных правовых актов не могут выступать депутаты Волгоградской областной Думы, разработчики проектов актов, а также лица, находящиеся на государственной или муниципальной службе.

Статья 22. Назначение научной экспертизы проектов законов и иных областных нормативных правовых актов

1. Проекты законов и иных областных нормативных правовых актов направляются на научную экспертизу руководителем нормотворческого органа Волгоградской области.
При назначении научной экспертизы формулируются соответствующие вопросы эксперту (экспертам).
2. В случае необходимости может быть проведена дополнительная научная экспертиза проектов законов и иных областных нормативных правовых актов.

Статья 23. Сроки проведения научной экспертизы проектов законов и иных областных нормативных правовых актов

1. Научная экспертиза проектов законов и иных областных нормативных правовых актов проводится в 20-дневный срок со дня ее назначения.
2. На основании мотивированного представления эксперта (группы экспертов) общий срок проведения научной экспертизы проектов законов и иных областных нормативных правовых актов может быть продлен до одного месяца.
3. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения дополнительных сложных исследований, научная экспертиза проектов законов и иных областных нормативных правовых актов может производиться в двухмесячный срок со дня ее назначения.

Статья 24. Заключения экспертов по проектам законов и иных областных нормативных правовых актов

1. После производства необходимых исследований эксперт (группа экспертов) составляет заключение, в котором должны быть указаны:
а) дата и место подготовки заключения;
б) фамилия, имя, отчество, образование, специальность, ученая степень и звание, занимаемая должность эксперта (группы экспертов) и стаж работы по специальности;
в) основание проведения экспертизы;
г) информация о проведенных экспертных исследованиях;
д) вопросы, поставленные перед экспертом (группой экспертов), мотивированные ответы и выводы.
2. Заключение эксперта (группы экспертов) дается в письменном виде, подписывается экспертом (группой экспертов) и представляется в нормотворческий орган Волгоградской области на имя его руководителя в двух экземплярах.
3. Заключения эксперта (группы экспертов) по проектам законов и иных областных нормативных правовых актов, внесенные на рассмотрение нормотворческого органа Волгоградской области, подлежат обязательному рассмотрению.

Статья 25. Реестр экспертиз проектов законов и иных областных нормативных правовых актов

1. Нормотворческий орган Волгоградской области обязан вести реестр экспертиз проектов законов и иных областных нормативных правовых актов (далее - реестр), рассмотренных данным органом.
В реестр включаются следующие сведения:
а) наименование нормативного правового акта Волгоградской области, по которому проводилась научная экспертиза;
б) фамилия, имя, отчество и должность эксперта (группы экспертов);
в) основание проведения экспертизы с указанием реквизитов решения о назначении экспертизы;
г) реквизиты экспертного заключения с указанием даты его регистрации нормотворческим органом Волгоградской области.
2. Ведение реестра осуществляется соответствующим нормотворческим органом Волгоградской области.

Глава V. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА

Статья 26. Условия внесения проекта закона Волгоградской области

1. Проект закона Волгоградской области, пояснительная записка к нему с приложением необходимых документов вносятся субъектом права законодательной инициативы в Волгоградскую областную Думу с учетом требований, установленных статьями 15, 16, 17 и 18 настоящего Закона.
2. Проект закона Волгоградской области, внесенный в Волгоградскую областную Думу, подлежит обязательной регистрации в управлении делами Волгоградской областной Думы.

Статья 27. Право субъекта права законодательной инициативы на отзыв внесенного им проекта закона Волгоградской области

Субъект права законодательной инициативы, внесший проект закона Волгоградской области, имеет право отозвать его в порядке, установленном Регламентом Волгоградской областной Думы.

Статья 28. Рассмотрение проекта закона Волгоградской области в комитетах и комиссиях Волгоградской областной Думы

Порядок рассмотрения проекта закона Волгоградской области и подготовки по нему заключения в комитетах и комиссиях Волгоградской областной Думы, а также порядок направления проекта закона Волгоградской области для внесения на рассмотрение Волгоградской областной Думой определяются Регламентом Волгоградской областной Думы.

Статья 29. Чтения проектов законов Волгоградской области

1. Рассмотрение и принятие Волгоградской областной Думой проектов законов Волгоградской области осуществляется, как правило, в трех чтениях, если применительно к рассматриваемому проекту закона Волгоградской области Волгоградской областной Думой не будет принято иного решения.
Проект закона Волгоградской области рассматривается Волгоградской областной Думой не менее чем в двух чтениях.
При рассмотрении проекта закона Волгоградской области в первом чтении Волгоградской областной Думой решаются вопросы необходимости (целесообразности) и правомерности его принятия, оцениваются концепция проекта и его структура, дается оценка соответствия основных принципиальных положений проекта Конституции Российской Федерации, иным федеральным законодательным актам, Уставу (Основному закону) Волгоградской области.
При рассмотрении проекта закона Волгоградской области во втором чтении Волгоградской областной Думой принимается решение об одобрении или отклонении поправок, рассмотренных комитетом Волгоградской областной Думы, ответственным за подготовку проекта закона Волгоградской области.
При рассмотрении проекта закона Волгоградской области в третьем чтении Волгоградской областной Думой принимается решение об одобрении или отклонении поправок, рассмотренных комитетом Волгоградской областной Думы, ответственным за подготовку проекта закона Волгоградской области, принятии закона Волгоградской области в окончательном чтении и его направлении главе администрации Волгоградской области для подписания и опубликования.
2. Порядок рассмотрения проектов законов Волгоградской области и их принятия в первом, втором, третьем и в окончательном чтении определяется Регламентом Волгоградской областной Думы.

Глава VI. ПОДПИСАНИЕ, ОПУБЛИКОВАНИЕ И ИНЫЕ ФОРМЫ
ОБНАРОДОВАНИЯ ЗАКОНОВ И ИНЫХ ОБЛАСТНЫХ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Статья 30. Подписание главой администрации Волгоградской области принятых Волгоградской областной Думой законов Волгоградской области

1. Подписание главой администрации Волгоградской области принятых Волгоградской областной Думой законов Волгоградской области представляет собой скрепление им своей подписью текстов законов области (включая приложения к ним).
2. Принятые Волгоградской областной Думой законы в течение 10 рабочих дней со дня их принятия передаются в официальном порядке председателем Волгоградской областной Думы главе администрации Волгоградской области для подписания и опубликования. Ответственность за подлинность текстов законов Волгоградской области, направляемых на подписание главе администрации Волгоградской области, возлагается на председателя Волгоградской областной Думы.
Текст принятого закона Волгоградской области исполняется в двух экземплярах (подлинник и копия) на специальном бланке с указанием реквизитов, установленных пунктами 1 и 2 статьи 17 настоящего Закона. Подлинник в официальном порядке направляется в канцелярию администрации Волгоградской области; копия, являясь контрольным экземпляром, остается в протокольном отделе управления делами Волгоградской областной Думы.
3. Глава администрации Волгоградской области в течение 14 календарных дней со дня поступления закона Волгоградской области подписывает либо мотивированно отклоняет его. Отклоняя закон Волгоградской области, глава администрации Волгоградской области предлагает новую редакцию закона в целом либо отдельных его частей (раздела, главы, статьи, части, пункта), либо мотивированно сообщает в своем послании о нецелесообразности или незаконности (неправомерности) принятия данного закона Волгоградской области.
Подписанный главой администрации Волгоградской области подлинник текста закона Волгоградской области в официальном порядке направляется в протокольный отдел администрации Волгоградской области.
В случае если глава администрации Волгоградской области не согласен с принятым законом, он вправе вернуть его со своими замечаниями для повторного рассмотрения в срок, который не должен превышать 14 календарных дней со дня поступления к нему указанного закона. Принятый большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов в прежней редакции закон не может быть повторно отклонен и должен быть подписан главой администрации Волгоградской области. Если при повторном рассмотрении депутаты соглашаются с поправками главы администрации Волгоградской области и принимают закон в предложенной им редакции, то в таком случае глава администрации Волгоградской области не может использовать право вето.
Замечания главы администрации Волгоградской области к закону Волгоградской области оформляются на бланке главы администрации Волгоградской области и вместе с текстом закона Волгоградской области направляются в официальном порядке в Волгоградскую областную Думу через канцелярию администрации Волгоградской области.

Статья 31. Обязательность опубликования законов и иных областных нормативных правовых актов

1. Законы Волгоградской области подлежат обязательному официальному опубликованию в соответствии с Уставом (Основным законом) Волгоградской области и настоящим Законом. Неопубликованные законы Волгоградской области не применяются.
2. Подзаконные нормативные правовые акты Волгоградской области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Статья 32. Официальное опубликование законов и иных областных нормативных правовых актов

1. Официальным опубликованием законов Волгоградской области признается их опубликование в газете "Волгоградская правда".
Подписанный главой администрации Волгоградской области закон Волгоградской области подлежит официальному опубликованию в течение 10 рабочих дней со дня его подписания.
2. Официальным опубликованием нормативных правовых актов администрации Волгоградской области и структурных подразделений администрации Волгоградской области признается их опубликование в газете "Волгоградская правда".
3. Официальное опубликование законов и иных областных нормативных правовых актов не полностью не допускается.
О допущенных при официальном опубликовании законов и иных областных нормативных правовых актов ошибках и опечатках официально извещается в том же издании с указанием правильного прочтения или приведением полного текста закона или иного областного нормативного правового акта в правильной редакции.
4. Если закон и иной областной нормативный правовой акт не опубликован официально до указанной в нем даты вступления в силу, то днем его вступления в силу является день его официального опубликования.

Статья 33. Обнародование законов и иных областных нормативных правовых актов

1. При необходимости широкого и немедленного обнародования законов и иных областных нормативных правовых актов их тексты могут доводиться до всеобщего сведения через средства массовой информации (радио, телевидение) и издательства.
2. Немедленное обнародование законов и иных областных нормативных правовых актов осуществляется по решению нормотворческого органа Волгоградской области либо его руководителя.

Статья 34. Неофициальное опубликование законов и иных областных нормативных правовых актов

Средства массовой информации и издательства вправе публиковать законы и иные областные нормативные правовые акты без согласия нормотворческого органа Волгоградской области, но с обязательной ссылкой на источник их официального опубликования.

Глава VII. ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНОВ И ИНЫХ ОБЛАСТНЫХ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Статья 35. Порядок вступления в силу законов Волгоградской области

1. Законы Волгоградской области вступают в силу после их официального опубликования, если иной срок не определен в самом законе.
2. Законы Волгоградской области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, а также законы Волгоградской области, которыми устанавливается административная ответственность, вступают в силу не ранее чем через 10 календарных дней после их официального опубликования.
3. Законы Волгоградской области о налогах и сборах, об областном бюджете на очередной финансовый год вступают в силу в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации и Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Статья 36. Порядок вступления в силу подзаконного областного нормативного правового акта

1. Постановления Волгоградской областной Думы вступают в силу со дня их принятия, если в самих постановлениях не указан иной срок.
Постановления Волгоградской областной Думы по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 календарных дней после их официального опубликования.
2. Нормативные правовые акты главы администрации Волгоградской области вступают в силу со дня их официального опубликования, если в самом нормативном правовом акте не установлен иной порядок вступления в силу.
Нормативные правовые акты структурных подразделений администрации Волгоградской области вступают в силу со дня их подписания, если в самом нормативном правовом акте не установлен иной порядок вступления в силу.
Нормативные правовые акты главы администрации Волгоградской области, структурных подразделений администрации Волгоградской области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 календарных дней после их официального опубликования.
3. Вступивший в силу подзаконный областной нормативный правовой акт, принятый в пределах компетенции соответствующего нормотворческого органа Волгоградской области, обязателен для исполнения всеми находящимися на территории Волгоградской области государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, должностными лицами, гражданами, иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Статья 37. Обратная сила закона и иного областного нормативного правового акта

1. Закону и иному областному нормативному правовому акту соответствующим нормотворческим органом Волгоградской области может быть придана обратная сила.
2. Придание обратной силы не допускается, если закон или иной областной нормативный правовой акт:
а) вводит новые налоги, иные обязательные платежи в бюджет или ухудшает положение налогоплательщиков;
б) устанавливает или отягчает меры административной ответственности физических и юридических лиц;
в) устанавливает обязанности граждан и юридических лиц.

Статья 38. Сроки действия закона и иного областного нормативного правового акта

1. Закон и иной областной нормативный правовой акт действуют бессрочно, если ими не оговорено иное.
2. Временный срок действия может быть установлен для всего закона и иного областного нормативного правового акта или его частей. В этом случае в нормативном правовом акте должно быть указано, на какой срок он (или соответствующая его часть) сохраняет действие. По истечении указанного срока областной нормативный правовой акт автоматически утрачивает силу. До истечения установленного срока нормотворческий орган области, издавший акт, может принять решение о продлении действия акта на новый срок или о придании ему бессрочного характера.

Статья 39. Основания прекращения действия закона и иного областного нормативного правового акта

Закон и иной областной нормативный правовой акт прекращают свое действие в случаях:
а) истечения срока, на который было рассчитано действие временного акта;
б) принятия нового акта;
в) признания акта утратившим силу органом, принявшим этот акт.

Статья 40. Разрешение противоречий между нормативными правовыми актами

1. Все субъекты правоотношений обязаны руководствоваться нормативными правовыми актами, обладающими большей юридической силой.
2. В случае противоречия между нормативными правовыми актами действует нормативный правовой акт, обладающий большей юридической силой.
3. В случае противоречия между нормативными правовыми актами, обладающими равной юридической силой, действует тот нормативный правовой акт, который принят (издан) позднее.
4. В случае противоречия между нормативным правовым актом общего характера и нормативным правовым актом, обладающим равной юридической силой и предусматривающим исключение из общего правила (специальным нормативным актом), действует специальный нормативный правовой акт, если такое исключение не противоречит нормативному акту общего характера.

Глава VIII. ТОЛКОВАНИЕ ЗАКОНОВ И ИНЫХ ОБЛАСТНЫХ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Статья 41. Понятие официального толкования законов и иных областных нормативных правовых актов

1. Официальное толкование законов и иных областных нормативных правовых актов есть властно-обязательное разъяснение законов и иных областных нормативных правовых актов или их предписаний правомочным нормотворческим органом области.
2. Официальное толкование законов и иных областных нормативных правовых актов производится в случае обнаружения неясностей в содержании законов и иных областных нормативных правовых актов, неправильной или противоречивой практики их применения.
3. Официальные акты - разъяснения имеют ту же юридическую силу, что и разъясняемые ими областные нормативные правовые акты.
4. В процессе официального толкования не допускается внесение в толкуемые законы и иные областные нормативные правовые акты поправок, дополнений и конкретизирующих предписаний.

Статья 42. Официальное толкование законов Волгоградской области, постановлений Волгоградской областной Думы

Официальное толкование вступивших в силу законов Волгоградской области, постановлений Волгоградской областной Думы вправе давать только Волгоградская областная Дума как по собственной инициативе, так и по запросам путем принятия постановлений об официальном толковании законов.

Статья 43. Официальное толкование нормативных правовых актов администрации Волгоградской области и структурных подразделений администрации Волгоградской области

Официальное толкование нормативных правовых актов администрации Волгоградской области и структурных подразделений администрации Волгоградской области осуществляется должностными лицами, их принявшими.

Статья 44. Неофициальное толкование законов и иных областных нормативных правовых актов

Неофициальное толкование законов и иных областных нормативных правовых актов, то есть толкование, производимое организациями и лицами, не имеющими права официального толкования, не носит юридически обязательного характера.

Глава IX. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОВ
И ИНЫХ ОБЛАСТНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Статья 45. Государственный учет законов и иных областных нормативных правовых актов

1. Все законы и иные областные нормативные правовые акты подлежат государственному систематизированному учету.
2. Государственный систематизированный учет включает в себя централизованный сбор и регистрацию законов и иных областных и нормативных правовых актов, создание и поддержание в контрольном состоянии их фондов и централизованную информацию о них.
3. Порядок государственного систематизированного учета законов и иных областных нормативных правовых актов, включая формирование эталонной электронной базы данных, определяется Положением, утверждаемым главой администрации Волгоградской области.

Статья 46. Систематизация законов и иных областных нормативных правовых актов

Нормотворческие органы Волгоградской области периодически издают сборники законов и иных областных нормативных правовых актов либо дают поручения об их издании иным органам и организациям.

Глава X. ФИНАНСИРОВАНИЕ НОРМОТВОРЧЕСКИХ РАБОТ

Статья 47. Порядок финансирования нормотворческих работ

Финансирование нормотворческих работ, предусмотренных текущими планами подготовки проектов законов и иных областных нормативных правовых актов, осуществляется за счет средств областного бюджета, предусмотренных на обеспечение деятельности нормотворческих органов Волгоградской области.

Глава XI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 48. Порядок вступления в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 49. Приведение нормативных правовых актов Волгоградской области в соответствие с настоящим Законом

1. Признать утратившим силу с момента вступления в действие настоящего Закона Закон Волгоградской области от 3 августа 1994 г. № 6-ОД "О порядке принятия и введения в действие областных законов и иных нормативных актов Волгоградской областной Думой".
2. Во исполнение статьи 45 настоящего Закона предложить главе администрации Волгоградской области в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона утвердить положение о государственном систематизированном учете законов и иных областных нормативных правовых актов области.
3. Предложить главе администрации Волгоградской области привести в соответствие с настоящим Законом изданные ранее нормативные правовые акты администрации Волгоградской области.

Глава администрации
Волгоградской области
Н.К.МАКСЮТА
1 октября 2002 года
№ 736-ОД


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru