Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Волгоградского УФАС РФ от 14.11.2005
"ПО ДЕЛУ № 779 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 14 ноября 2005 года

ПО ДЕЛУ № 779 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

(извлечение)

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденная Приказом № 155 от 18.10.2005, рассмотрев дело № 779, возбужденное по заявлению ООО "Лукойл-Волгограднефтепереработка" в отношении ОАО "Российские железные дороги" по ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22.03.1991 № 948-1, установила:
Дело № 779 возбуждено по заявлению ООО "Лукойл-Волгограднефтепереработка" в отношении ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") по ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22.03.1991 № 948-1.
ООО "Лукойл-Волгограднефтепереработка" (грузоотправитель) производит отгрузку нефтепродуктов и других наливных грузов со станции Татьянка Приволжской железной дороги по договору об организации перевозок № 89/03-2-707/2003 от 28.04.2003, заключенному с ОАО "РЖД" (перевозчик).
Для осуществления перевозок грузов железнодорожным транспортом ООО "Лукойл-Волгограднефтепереработка" представляет на станцию Татьянка Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (далее - станция Татьянка) оформленную заявку на перевозку грузов (далее - заявка) с указанием сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, в том числе и по признаку принадлежности вагонов: "П" (вагоны, принадлежащие перевозчику), либо "С" (собственные вагоны грузоотправителя или грузополучателя), либо "А" (арендованные вагоны грузоотправителя или грузополучателя). Данные заявки согласовываются ОАО "РЖД" в установленном порядке Дорожным центром фирменного транспортного обслуживания железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (далее - ДЦФТО). При необходимости внесения изменений в отдельные параметры заявок, уже согласованных ОАО "РЖД", ООО "Лукойл-Волгограднефтепереработка" обращается также на станцию Татьянка с заявкой, откорректированной по изменяемым параметрам.
ООО "Лукойл-Волгограднефтепереработка" были поданы на станцию Татьянка заявки на перевозку грузов (№ 0005753495 от 12.04.2005 и № 0005921788 от 13.05.2005) с указанием признака принадлежности "П". Данные заявки приняты на станции Татьянка. В период действия указанных заявок ООО "Лукойл-Волгограднефтепереработка" поданы заявки (№ 0005753495-ИЗМ/1 от 25.05.2005 и № 0005921788-ИЗМ/1 от 02.06.2005), вносящие изменения в ранее согласованные заявки по параметру принадлежности, а именно, предусматривающие замену цистерн перевозчика "П" на цистерны грузоотправителя "С". На станции Татьянка измененные заявки не приняты. После этого ООО "Лукойл-Волгограднефтепереработка" сообщило в ДЦФТО (№ 31/8339 от 24.05.2005 и № 31/9105 от 06.06.2005) о факте отказа на станции Татьянка в приеме заявок с изменениями. В ответах Приволжская железная дорога - филиал ОАО "РЖД" (№ 5604/6-9 от 27.05.2005 и № б/н от 06.06.2005) подтвердила отказ в согласовании обеих заявок в части замены принадлежности с "П" на "С". Отказ от согласования измененных заявок обоснован Приволжской железной дорогой - филиалом ОАО "РЖД" тем, что не предусмотрена обязанность перевозчика вносить изменения в согласованные заявки формы ГУ-12 по просьбе грузополучателя. При этом ОАО "РЖД" полагает, что п. 15 Правил приема заявок, утвержденных Приказом МПС от 16.06.2003 № 21 (далее - Правила приема заявок), предусмотрена только возможность внесения изменений в заявки и при наличии цистерн парка ОАО "РЖД" в количестве, необходимом для полного обеспечения перевозок ООО "Лукойл-Волгограднефтепереработка", не усматривает необходимости воспользоваться предоставленной возможностью.
Представители ОАО "РЖД" считают, что обязанности по замене принадлежности подвижного состава в согласованной заявке не предусмотрено законодательством либо договором. Также полагают, что Положение о порядке внесения изменений в согласованные с ОАО "РЖД" заявки на перевозку грузов в вагонах, утвержденное ОАО "РЖД" от 06.10.2004 № 3440р, расширяет нормы действующего законодательства, является внутренним документом, незарегистрированным в Минюсте РФ, и его неисполнение в отношениях с ООО "Лукойл-Волгограднефтепереработка" не влечет правовых последствий для ОАО "РЖД". Однако Приволжской железной дорогой - филиалом ОАО "Российские железные дороги" практикуется замена подвижного состава с цистерн "П" на "С" (согласно представленным ООО "Лукойл-Волгограднефтепереработка" заявкам и телеграммам ОАО "РЖД" за октябрь - ноябрь 2005 года).
ОАО "РЖД" для обеспечения согласованных заявок ООО "Лукойл-Волгограднефтепереработка", содержащих перевозку нефтепродуктов в цистернах перевозчика, организует их доставку на станцию Татьянка. Поэтому отказ ООО "Лукойл-Волгограднефтепереработка" от перевозки грузов в цистернах ОАО "РЖД", который является причиной внесения изменений в согласованные заявки, приводит к дополнительным издержкам из-за неиспользования цистерн, первоначально заявленных для перевозок. Доля перевозок, осуществляемых в вагонах ОАО "РЖД", составляет 32% от общего количества перевозок железнодорожным транспортом (согласно справке от 10.11.2005, представленной ОАО "РЖД").
ООО "Лукойл-Волгограднефтепереработка" указывает в заявках принадлежность "С", если отправляет груз в цистернах, которыми пользуется на основании агентского договора на предоставление собственных вагонов для перевозки нефтепродуктов и продукции газопереработки № 1667/2004/0411600 от 29.12.2004, заключенного с ОАО "Лукойл". Согласно п. 4.3 указанного договора размер агентского вознаграждения ОАО "Лукойл" составляет 3 рубля за тонну нефтегруза и продукции газопереработки. Тарифы за перевозку грузов в цистернах общего парка и в собственных цистернах грузоотправителя установлены в прейскуранте № 10-01, утвержденном Постановлением ФЭК РФ № 47-т/5 от 17.06.2003. Согласно расчетам провозной платы, представленным ООО "Лукойл-Волгограднефтепереработка", отправка по заявке № 00053495 одной тонны моторного бензина до станции Сулин в цистернах, принадлежащих ОАО "РЖД", составляет 452,01 рубля, в цистернах грузоотправителя - 257,72 рубля.
Изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам:
1. Приказом ФАС России № 121 от 14.06.2005 ОАО "Российские железные дороги" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, с долей более 65% на рынке железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в географических границах Российской Федерации. Так как доля ОАО "РЖД" на указанном рынке превышает 65%, то согласно ст. 4 Закона РСФСР № 948-1 от 22.03.1991 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности" ОАО "РЖД" занимает доминирующее положение на соответствующем рынке.
2. Взаимоотношения ООО "Лукойл-Волгограднефтепереработка" и ОАО "РЖД" при перевозках грузов со станций Приволжской железной дороги регулируются договором об организации перевозок грузов № 89/03-2-707/2003 от 28.04.2003. Возможность заключения подобного договора предусмотрена ст. 10 Федерального закона № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" (далее - Устав). Также данной статьей установлено, что перевозки грузов, предусмотренных указанными договорами, осуществляются на основании принятых заявок на их перевозки. Таким образом, средством организации перевозки грузов, отправляемых ООО "Лукойл-Волгограднефтепереработка" и перевозимых ОАО "РЖД", является заявка, в которой, в том числе и по соглашению сторон (в рамках исполнения договора № 89/03-2-707/2003 от 28.04.2003), конкретизируется задание и определяются показатели, обеспечивающие перевозку нефтепродуктов в цистернах со станции Татьянка.
3. В соответствии со ст. 12 Устава форма заявки на перевозку грузов, правила и порядок ее оформления и представления, а также порядок ее рассмотрения устанавливаются Правилами, утвержденными Приказом МПС РФ от 16 июня 2003 г. № 21 "Об утверждении Правил приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом" (далее - Правила приема заявок).
Абзацем вторым пункта 15 указанных Правил установлено, что перевозчик может по обращении грузоотправителя в письменном или электронном виде вносить изменения в отдельные параметры согласованной заявки на перевозку грузов. Данная часть Правил в силу применения конструкции "может" является управомочивающей нормой, то есть предоставляющей ОАО "РЖД" право на совершение обозначенных действий.
Письма Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (№ 5604/6-9 от 27.05.2005 и № б/н от 06.06.2005) подтверждают то, что ОАО "РЖД" применило право, установленное п. 15 Правил приема заявок, и отказало ООО "Лукойл-Волгограднефтепереработка" в результате его реализации.
4. Порядок реализации права ОАО "РЖД" на внесение изменений в согласованные заявки определен Положением о порядке внесения изменений в согласованные ОАО "РЖД" заявки на перевозку грузов в вагонах, утвержденным Распоряжением ОАО "РЖД" № 3440р от 06.10.2004, изданным в соответствии с п. 15 Правил приема заявок (согласно преамбуле). Согласно п. 4 "е" указанного Положения в заявки могут вноситься изменения в части принадлежности вагонов. При этом определено, что в случае намерения замены указанной в заявке принадлежности с "А" или "С" на "П" внесение изменений осуществляется по согласованию с ОАО "РЖД". Данная норма не требует от грузоотправителя согласования с ОАО "РЖД" при намерении замены указанной в заявке признака принадлежности вагона с "П" на "С" или "А". Кроме того, пунктом 8 данного Положения установлено, что при перевозке грузов во всех видах сообщений внесение изменений в заявку по принадлежности вагонов разрешается производить без ограничения сроков представления обращения грузоотправителем, за исключением переключения полувагонов и цистерн с "С" или "А" на "П".
Пункт 12 Положения устанавливает, что отказ ОАО "РЖД" во внесении изменений в заявку производится в порядке, аналогичном порядку, установленному Правилами приема заявок для отказа в согласовании первоначальной заявки на перевозку грузов. Согласно п. 11 указанных Правил перевозчик имеет право отказать в согласовании заявки по основаниям, установленным ст. 11 Устава. Также п. 11 Правил приема заявок определено, что в случаях отказа перевозчика в согласовании заявки перевозчик возвращает заявку с указанием причин отказа грузоотправителю.
Причиной отказа Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" грузоотправителю (№ 5604/6-9 от 27.05.2005 и № б/н от 06.06.2005) в согласовании изменений (№ 0005753495-ИЗМ/1 от 25.05.2005 и № 0005921788-ИЗМ/1) в согласованные заявки является наличие цистерн парка ОАО "РЖД" в количестве, необходимом для полного обеспечения перевозок ООО "Лукойл-Волгограднефтепереработка". Таким образом, ОАО "РЖД" отказало ООО "Лукойл-Волгограднефтепереработка" в согласовании заявок, имеющих изменения по принадлежности цистерн с "П" на "С", по основаниям, не установленным ст. 11 Устава.
5. Довод представителей ОАО "РЖД" о том, что Положение о порядке внесения изменений в согласованные ОАО "РЖД" заявки на перевозку грузов, утвержденное Распоряжением ОАО "РЖД" № 3440р от 06.10.2004, не применимо к отношениям по организации перевозок с ООО "Лукойл-Волгограднефтепереработка" в силу того, что он является внутренним документом, несостоятелен.
Указанное Положение является внутренним распорядительным документом ОАО "РЖД", имеющим юридическую силу, действующим на всех железных дорогах РФ и, следовательно, обязательным для исполнения работниками Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", причастными к внесению изменений в согласованные ОАО "РЖД" заявки на перевозку грузов ООО "Лукойл-Волгограднефтепереработка" с момента их поступления. Кроме того, из п. 1.2 договора об организации перевозок № 89/03-2-707/2003 от 28.04.2003 следует, что стороны пришли к соглашению о том, что перевозка осуществляется на условиях, предусмотренных Правилами перевозок грузов, инструкциями и положениями, действующими на железных дорогах РФ.
6. Отказ ОАО "РЖД" от замены цистерн по принадлежности с "П" на "С" приводит к увеличению транспортных издержек ООО "Лукойл-Волгограднефтепереработка" на перевозку нефтепродуктов за счет значительной разницы в провозной плате в цистернах, принадлежащих ОАО "РЖД", и цистернах грузоотправителя.
Таким образом, ОАО "РЖД" в лице своего филиала - Приволжской железной дороги, занимающее доминирующее положение на рынке железнодорожных перевозок, препятствует осуществлению взаимовыгодных перевозок грузов ООО "Лукойл-Волгограднефтепереработка" посредством необоснованного отказа от внесения изменений по принадлежности подвижного состава с цистерн, принадлежащих перевозчику, на собственные цистерны ООО "Лукойл-Волгограднефтепереработка" в согласованные ОАО "РЖД" заявки на перевозку грузов.
Указанными действиями ОАО "Российские железные дороги" нарушает п. 1 ст. 5 Закона РСФСР № 948-1 от 22.03.1991 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
На основании вышеизложенного, руководствуясь п. 1 ст. 27 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и п. 2.26 Правил рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, решила:
1. Признать ОАО "Российские железные дороги" нарушившим п. 1 ст. 5 Закона РСФСР № 948-1 от 22.03.1991 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
2. Выдать ОАО "Российские железные дороги" предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия или выдачи.

Председатель Комиссии
В.В.БУРБА

Члены Комиссии
И.Б.НИКУЙКО
Е.Н.ЗЕНИЧЕВА





ПРЕДПИСАНИЕ
от 14 ноября 2005 г. № 779

О ПРЕКРАЩЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

(извлечение)

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства на основании своего решения от 14 ноября 2005 года по делу № 779 о нарушении ОАО "Российские железные дороги" статьи 5 Закона РСФСР № 948-1 от 22.03.1991 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" предписывает:
1. ОАО "Российские железные дороги" прекратить нарушение ст. 5 Закона РСФСР № 948-1 от 22.03.1991 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", выразившееся в препятствовании осуществлению взаимовыгодных перевозок грузов ООО "Лукойл-Волгограднефтепереработка" посредством необоснованного отказа от внесения изменений в согласованные ОАО "РЖД" заявки на перевозку грузов, по принадлежности подвижного состава с цистерн, принадлежащих перевозчику, на собственные цистерны ООО "Лукойл-Волгограднефтепереработка".
2. ОАО "Российские железные дороги" урегулировать порядок внесения изменений в согласованные заявки по признаку принадлежности подвижного состава с вагонов, принадлежащих ОАО "РЖД", на собственные или арендованные вагоны ООО "Лукойл-Волгограднефтепереработка" в любой форме, не противоречащей законодательству РФ либо договору об организации перевозок грузов № 89/03-2-707/2003 от 28.04.2003, при отправке грузов со станций Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД".
О выполнении настоящего предписания сообщить в срок до 15 января 2006 г.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения или выдачи.

Председатель Комиссии
В.В.БУРБА

Члены Комиссии
И.Б.НИКУЙКО
Е.Н.ЗЕНИЧЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru