Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ отдела законодательства и федерального регистра ГУ Минюста РФ по Южному федеральному округу в Волгоградской обл. от 26.10.2005 № 545п
"НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 4 ФЕВРАЛЯ 2002 ГОДА № 89 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО УСТАВА ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ФОНДА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И ПОЛОЖЕНИЯ О КОМИССИИ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПО РАЗВИТИЮ И ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА" (В РЕДАКЦИИ ОТ 12 НОЯБРЯ 2004 ГОДА № 1081, ОТ 21 СЕНТЯБРЯ 2005 ГОДА № 943)"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



ОТДЕЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ФЕДЕРАЛЬНОГО РЕГИСТРА
ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 26 октября 2005 г. № 545п

НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 4 ФЕВРАЛЯ 2002 ГОДА № 89 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО
УСТАВА ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ФОНДА ПОДДЕРЖКИ
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И ПОЛОЖЕНИЯ
О КОМИССИИ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПО РАЗВИТИЮ
И ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА"
(В РЕДАКЦИИ ОТ 12 НОЯБРЯ 2004 ГОДА № 1081,
ОТ 21 СЕНТЯБРЯ 2005 ГОДА № 943)

Отделом законодательства и федерального регистра Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу в Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 января 2005 года № 7 "Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам", и Положения, утвержденного Приказом руководителя Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу от 5 марта 2005 года № 6 "Об утверждении Положений в структурных подразделениях Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу", проведена юридическая экспертиза Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 4 февраля 2002 года № 89 "Об утверждении Примерного устава государственного (муниципального) фонда поддержки малого предпринимательства Волгоградской области и Положения о Комиссии Администрации Волгоградской области по развитию и финансовой поддержке предпринимательства" (в редакции от 12 ноября 2004 года № 1081, от 21 сентября 2005 года № 943) (далее - постановление) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием проведения юридической экспертизы является поступление в отдел Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 21 сентября 2005 года № 943 "О внесении изменений в Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 4 февраля 2002 года № 89 "Об утверждении Примерного устава государственного (муниципального) фонда поддержки малого предпринимательства Волгоградской области и Положения о Комиссии Администрации Волгоградской области по развитию и финансовой поддержке предпринимательства".
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим постановлением утверждены Примерный устав государственного (муниципального) фонда поддержки малого предпринимательства Волгоградской области (далее - Примерный устав) и Положение о Комиссии Администрации Волгоградской области по развитию и финансовой поддержке предпринимательства (далее - Положение).
Предметом правового регулирования исследуемого нормативного правового акта являются отношения в сфере обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование данных отношений осуществляется:
- Конституцией Российской Федерации;
- Гражданским кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ);
- Федеральным законом от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства" (в редакции от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ);
- Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в редакции от 23 декабря 2003 года № 179-ФЗ);
- Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 27 сентября 2005 года № 123-ФЗ);
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области.
В соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Согласно статье 3 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов министерств и ведомств.
Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (пункт 3 статьи 26.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства" государственная поддержка малого предпринимательства в Российской Федерации осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, издаваемыми в соответствии с ними иными федеральным законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, исследуемый юридической экспертизой нормативный правовой акт издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения.
Таким образом, Глава Администрации Волгоградской области, возглавляющий в соответствии с Уставом (Основным законом) исполнительную власть области, вправе издавать рассматриваемый нормативный правовой акт.
Однако в ходе правового исследования постановление Главы Администрации Волгоградской области признано не соответствующим федеральному законодательству по следующим основаниям.
Пункт 1 рассматриваемого постановления, утверждающий Примерный устав государственного (муниципального) фонда поддержки малого предпринимательства, не соответствует федеральному законодательству, поскольку согласно Федеральному закону "О государственной поддержке малого предпринимательства" исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не наделены полномочиями учреждать государственные (муниципальные) фонды поддержки малого предпринимательства ввиду того, что создание государственных (муниципальных) фондов поддержки предпринимательства не предусмотрено действующим федеральным законодательством.
Статья 8 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства", регулирующая порядок создания фондов поддержки малого предпринимательства, предусматривающая право исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления учреждать государственные (муниципальные) фонды, утверждать уставы соответствующих фондов, отменена путем признания утратившей силу в связи с принятием и вступлением в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ.
Правом создавать фонды поддержки малого предпринимательства в соответствии с пунктом 4 статьи 7 указанного выше Федерального закона наделены исключительно предприятия, учреждения, организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, общественные объединения.
Таким образом, в соответствии с действующим федеральным законодательством исследуемый юридической экспертизой нормативный правовой акт издан Главой Администрации Волгоградской области с превышением компетенции исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Первоначальный текст настоящего постановления опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 13 марта 2002 года № 43.
Изменения, внесенные в его текст Постановлениями Главы Администрации Волгоградской области от 12 ноября 2004 года № 1081, от 21 сентября 2005 года № 943, опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 22 ноября 2004 года № 219, от 5 октября 2005 года № 186 соответственно.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 4 февраля 2002 года № 89 "Об утверждении Примерного устава государственного (муниципального) фонда поддержки малого предпринимательства Волгоградской области и Положения о комиссии Администрации Волгоградской области по развитию и финансовой поддержке предпринимательства" (в редакции от 12 ноября 2004 года № 1081, от 21 сентября 2005 года № 943) не соответствует федеральному законодательству в части превышения субъектом Российской Федерации полномочий по вопросам создания государственных (муниципальных) фондов поддержки малого предпринимательства.
Предлагаю устранить выявленное Главным управлением несоответствие действующему федеральному законодательству, сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник отдела законодательства
и федерального регистра Главного
управления Минюста России
по Южному федеральному округу
в Волгоградской области
советник юстиции 2-го класса
Е.Н.КОРОЛЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru