Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ апелляционной инстанции Арбитражного суда Волгоградской обл. от 05.10.2005 по делу № А12-9996/2005-С4-5/11
<ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЛЬГОТ ПО ОПЛАТЕ УСЛУГ СВЯЗИ В СООТВЕТСТВИИ С ПРАВОВЫМИ АКТАМИ, ПРИНИМАЕМЫМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ НЕДОПОЛУЧЕННЫХ ОПЕРАТОРОМ СВЯЗИ ДОХОДОВ ПРОИЗВОДИТСЯ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражного суда, не вступивших в законную силу

от 5 октября 2005 года Дело № А12-9996/2005-С4-5/11

(извлечение)

Апелляционная коллегия Арбитражного суда Волгоградской области, рассмотрев в судебном заседании 28 сентября - 5 октября 2005 года апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации, Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18.07.2005, вынесенное по делу № А12-9996/2005-С4 по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Приволжская железная дорога" Волгоградского отделения (далее - ОАО "РЖД") к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Волгоградской области с привлечением в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, администрации Камышинского района Волгоградской области, комитета социальной защиты населения администрации Камышинского района Волгоградской области, Администрации Волгоградской области, Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области о взыскании 22058 руб. убытков,

установила:

ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к ответчикам о взыскании в солидарном порядке в счет возмещения причиненных убытков 22058 руб.
В обоснование указано, что в период с июля по декабрь 2004 года Петроввальской дистанцией сигнализации, связи и вычислительной техники Волгоградского отделения Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" предоставлялись льготы по оплате услуг связи некоторым категориям граждан, перечисленным в статьях 4, 7, 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах", проживающим в г. Камышине и Камышинском районе. В нарушение ст. 10 названного Закона, п. 2 Правил возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 № 963), спорная сумма не была возмещена и является убытками общества.
Ответчики заявленные требования отклонили, сославшись на отсутствие вины в причинении истцу убытков.
Представители третьих лиц в судебном заседании участия не принимали.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 18.07.2005 с Минфина Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации взыскано в пользу ОАО "РЖД" 22058 руб. убытков. УФК Минфина Российской Федерации по Волгоградской области от ответственности освобождено. Истцу выдана справка на возврат уплаченной государственной пошлины в сумме 882 руб. 32 коп. (с учетом определения от 19.07.2005 об устранении опечатки).
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчиками подана апелляционная жалоба, в которой они просят решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска в связи с несоблюдением порядка привлечения к участию в деле надлежащего ответчика; неполным выяснением судом обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушением и неправильным применением норм материального права; неправильным толкованием закона.
В обоснование указано, что Правительством Российской Федерации до настоящего времени не определен главный распорядитель средств федерального бюджета, предусмотренных для возмещения понесенных расходов операторам связи, то есть имеет место незаконное бездействие Правительства Российской Федерации.
По утверждению ответчиков, часть ассигнований из федерального бюджета 2004 года в связи с ликвидацией Министерства труда и социального развития Российской Федерации передана Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральной службе по здравоохранению и социальному развитию. При этом последнее осуществляет организацию предоставления социальных гарантий, установленных законодательством для социально незащищенных категорий граждан, то есть должно отвечать по иску.
Определением апелляционной инстанции Арбитражного суда Волгоградской области от 23.08.2005 суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражно-процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, в связи с принятием судебного акта в отношении прав и обязанностей лиц, не привлеченных к участию в деле, в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральная служба по здравоохранению и социальному развитию.
В ходе рассмотрения дела по правилам суда первой инстанции истец заявил об отказе от исковых требований к УФК Минфина Российской Федерации по Волгоградской области, о чем имеется запись в протоколе судебного заседания.
В соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Отказ ОАО "РЖД" от требований к одному из ответчиков не противоречит закону, не нарушает права других лиц, поэтому принимается судом апелляционной инстанции.
Производство по делу в указанной части подлежит прекращению на основании подпункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На удовлетворении иска о взыскании суммы убытков с Минфина Российской Федерации истец настаивал.
Ответчики не согласились с заявленными требованиями по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились. Дело рассматривается в их отсутствие.
При этом Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в отзыве указало, что Министерство труда и социального развития Российской Федерации обращалось к Минфину Российской Федерации с предложением предусмотреть выделение достаточных средств из федерального бюджета в 2004 году на оплату установки квартирного телефона ветеранам и абонентской платы за пользование им. Однако в бюджет заложена сумма 34% от заявленной потребности, которая полностью доведена до субъектов Российской Федерации по заявкам органов социальной защиты населения. В связи с упразднением Министерства труда и социального развития Российской Федерации создана ликвидационная комиссия, которая работает в настоящее время. Министерство здравоохранения и социального развития создано 30.06.2004 и не является правопреемником указанного министерства. Считает, что исковые требования должны быть удовлетворены за счет Минфина Российской Федерации.
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию в отзыве указало, что создано в июле 2004 года и не является преемником Минтруда России, в его функцию не входит осуществление организации исполнения Федерального закона "О ветеранах" в части предоставления гражданам услуг связи на льготных условиях и распределения между регионами Российской Федерации бюджетных средств. В 2004 - 2005 годах в расходах Росздрава эти суммы не предусматривались.
Рассмотрев материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Из представленных истцом документов следует, что в период с июля по декабрь 2004 года Петроввальской дистанцией сигнализации, связи и вычислительной техники Волгоградского отделения Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" предоставлялись льготы в сумме 22058 руб. по оплате услуг связи некоторым категориям граждан, перечисленным в статьях 4, 7, 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах", проживающим в г. Камышине и Камышинском районе.
Указанные обстоятельства подтверждаются согласованными с Управлением соцзащиты населения Администрации Волгоградской области расчетами выпадающих доходов от предоставления льгот по оплате услуг связи за исковой период (л.д. 45 - 50 т. 1); актами сверки затрат от предоставления льготы по абонентской плате за телефон в размере 50 процентов между комитетом соцзащиты населения администрации Камышинского района Волгоградской области и структурным подразделением истца (л.д. 58 - 69 т. 1); списками лиц, зарегистрированных на получение льготы, с приложением копий удостоверений ветеранов труда; квитанциями об оплате услуг связи с учетом льгот; договорами об оказании услуг связи с гражданами, имеющими льготы.
Согласно ст. 30 Федерального закона "О связи" при предоставлении льгот по оплате услуг связи в соответствии с правовыми актами, принимаемыми в Российской Федерации, возмещение недополученных оператором связи доходов производится за счет средств федерального бюджета.
Аналогичное положение закреплено в Правилах возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот (действовали в период 2001 - 2004 годов), в пункте 2 которых указано, что финансирование производится за счет средств, выделенных Министерству труда и социального развития Российской Федерации на реализацию таких льгот.
С учетом требований ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, в данном случае - главный распорядитель средств федерального бюджета, направленных на погашение расходов на услуги связи ветеранам, - Минтруд России.
При подготовке проекта федерального бюджета на 2004 год Министерство труда и социального развития Российской Федерации обращалось в Минфин Российской Федерации с заявлением о выделении средств федерального бюджета в 2004 году на оплату услуг телефонной связи ветеранами труда - 5151592,8 тыс. руб.
В федеральном бюджете на 2004 год с учетом изменений в целом по Российской Федерации на указанные цели предусмотрено 2882900 тыс. руб.
Распределенные для Волгоградской области объемы бюджетных ассигнований из федерального бюджета на 2004 год (32823500 руб.) перечислены получателю в полном объеме, но являются недостаточными для компенсации всех затрат операторов связи (сводная справка средств, полученных из федерального бюджета на 2004 год Минтрудом России).
Так, истцу требуется 22058 руб. Данная сумма учтена ОАО "РЖД" в составе дебиторской задолженности при составлении бухгалтерского баланса на 31.12.2004 (л.д. 51 - 56 т. 1).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство труда и социального развития подлежит упразднению.
Распоряжением Правительства Российской Федерации № 799-р от 11.06.2004 назначен председатель ликвидационной комиссии Минтруда Российской Федерации.
До настоящего времени процесс ликвидации не завершен.
П. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.05.2004 № 252 "О некоторых вопросах организации деятельности Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральной службы по труду и занятости и Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" постановлено обеспечить при осуществлении ликвидационных мероприятий упраздненного министерства передачу в установленном порядке соответствующей части ассигнований из федерального бюджета на 2004 год Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральной службе по труду и занятости, Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию.
Однако Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства России от 30.06.2004 № 321), Положением о Федеральном агентстве по здравоохранению и социальному развитию (утверждено Постановлением Правительства России от 30.06.2004 № 325) не предусматривается осуществление указанными органами функций Минтруда России как главного распорядителя по расходованию средств федерального бюджета на оплату услуг операторам связи на льготных основаниях.
Изложенное свидетельствует о необходимости удовлетворения исковых требований за счет средств казны Российской Федерации, от имени которой выступает Минфин Российской Федерации как орган, осуществляющий в соответствии с пунктом 3 ст. 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации разработку проектировок основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу, разработку проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а также обеспечение исполнения федерального бюджета.
Судебные расходы распределяются по правилам ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная коллегия

постановила:

Апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации, Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Волгоградской области удовлетворить в части отмены решения Арбитражного суда Волгоградской области от 18.07.2005 по делу № А12-9996/05-С4.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18.07.2005 по делу № А12-9996/05-С4 отменить, вынести новое решение.
Принять отказ открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Приволжская железная дорога" Волгоградского отделения от иска к Управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Волгоградской области о взыскании 22058 руб. убытков.
Производство по делу в этой части прекратить.
Остальные исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Приволжская железная дорога" Волгоградского отделения 22058 руб. в счет возмещения убытков.
Выдать открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Приволжская железная дорога" Волгоградского отделения справку на возврат из федерального бюджета уплаченной государственной пошлины в сумме 882 руб. 32 коп.
В остальной части апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.

Председательствующий
А.В.ПОПОВА

Судьи
Л.А.АНТОНОВА
В.В.НАЗАРЕВСКАЯ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru