Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС Поволжского округа от 08.09.2005 по делу № А12-9694/05-С45
<УСТАНОВЛЕНИЕ ТАРИФОВ И (ИЛИ) ПРЕДЕЛЬНЫХ УРОВНЕЙ ПРОИЗВОДИТСЯ РЕГУЛИРУЮЩИМИ ОРГАНАМИ ПУТЕМ РАССМОТРЕНИЯ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ДЕЛ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции
по проверке законности и обоснованности решений
(определений, постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу

от 8 сентября 2005 года Дело № А12-9694/05-С45

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Региональной службы по тарифам Волгоградской области, г. Волгоград, на решение от 07.06.2005 Арбитражного суда Волгоградской области по делу № А12-9694/05-С45 по заявлению открытого акционерного общества "Волгоградские коммунальные системы", г. Волгоград, к Региональной службе по тарифам Волгоградской области, г. Волгоград, с участием третьего лица - администрации города Волгограда, г. Волгоград, о признании не действующим Постановления Региональной службы по тарифам Волгоградской области от 15.04.2005 № 12/1 "О внесении изменений в Постановление Региональной службы по тарифам Волгоградской области от 28.12.2004 № 40/2 "Об установлении платы за услуги по передаче электрической энергии по сетям энергоснабжающих организаций Волгоградской области, осуществляющих оптовую куплю-продажу электрической энергии" со дня вступления в силу,

установил:

Открытое акционерное общество "Волгоградские коммунальные системы" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании не действующим Постановления Региональной службы по тарифам Волгоградской области от 15.04.2005 № 12/1 "О внесении изменений в Постановление Региональной службы по тарифам Волгоградской области от 28.12.2004 № 40/2 "Об установлении платы за услуги по передаче электрической энергии по сетям энергоснабжающих организаций Волгоградской области, осуществляющих оптовую куплю-продажу электрической энергии" со дня вступления в силу как не соответствующего абзацу 2 статьи 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию", пункту 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации № 109 от 26.02.2004).
Решением от 07.06.2005 суд заявленное требование удовлетворил, признал Постановление Региональной службы по тарифам Волгоградской области от 15.04.2005 № 12/1 не соответствующим статье 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию", пункту 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 26.02.2004, и не действующим полностью.
В апелляционном порядке законность и обоснованность указанного решения не проверялись.
В кассационной жалобе Региональная служба по тарифам Волгоградской области просит принятый судебный акт отменить как не соответствующий нормам материального права.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены в силу следующего.
Согласно материалам дела на основании договоров краткосрочной аренды муниципального имущества соответственно № 570 и № 1704 от 30.06.2004 и от 24.11.2004 заявитель получил от муниципального унитарного производственного предприятия "Волгоградские межрайонные электрические сети" во временное владение и пользование муниципальное имущество, относящееся к электросетевому хозяйству муниципального образования город Волгоград, в целях обеспечения потребителей открытого акционерного общества "Волгоградские коммунальные системы" коммунальными услугами.
Как установлено судом, заявитель осуществляет деятельность по поставке электрической энергии потребителям города Волгограда.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Волгоградской области от 08.12.2004 по делу № А12-32603/04-С35 признано незаконным бездействие ответчика, выразившееся в уклонении от рассмотрения заявления открытого акционерного общества "Волгоградские коммунальные системы" об установлении тарифов на электрическую энергию на 2004 и 2005 годы, и, помимо этого, на ответчика возложена обязанность открыть дело об установлении для открытого акционерного общества "Волгоградские коммунальные системы" тарифов на электрическую энергию на 2005 год.
Во исполнение решения арбитражного суда от 08.12.2004 по делу № А12-32603/04-С35 ответчик (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов) открыл для заявителя как энергоснабжающей организации дело по установлению тарифов на электрическую энергию на 2005 год, а далее Постановлением Региональной службы по тарифам Волгоградской области от 28.12.2004 № 40/2 "Об установлении платы за услуги по передаче электрической энергии по сетям энергоснабжающих организаций Волгоградской области, осуществляющих оптовую куплю-продажу электрической энергии" были установлены тарифы на электрическую энергию для потребителей открытого акционерного общества "Волгоградские коммунальные системы" (кроме населения) без НДС. Соответствующая величина тарифа нашла свое отражение в приложении № 5 к Постановлению Региональной службы по тарифам Волгоградской области от 28.12.2004 № 40/2 (в редакции Постановления Региональной службы по тарифам Волгоградской области от 02.03.2005 № 5/1).
Согласно пункту 1 Постановления Региональной службы по тарифам Волгоградской области от 28.12.2004 № 40/2 тарифы (плата) за услуги по передаче электрической энергии по сетям энергоснабжающих организаций Волгоградской области, включая и открытое акционерное общество "Волгоградские коммунальные системы", осуществляющих оптовую куплю-продажу электрической энергии, устанавливались и вводились Региональной службой по тарифам с 01.01.2005.
Между тем Постановлением Региональной службы по тарифам Волгоградской области от 15.04.2005 № 12/1 "О внесении изменений в Постановление Региональной службы по тарифам Волгоградской области от 28.12.2004 № 40/2 "Об установлении платы за услуги по передаче электрической энергии по сетям энергоснабжающих организаций Волгоградской области, осуществляющих оптовую куплю-продажу электрической энергии" в приложение № 5 к Постановлению Региональной службы по тарифам Волгоградской области от 28.12.2004 № 40/2 были внесены изменения, состоящие в изложении данного приложения в новой редакции. По буквальному смыслу Постановления Региональной службы по тарифам Волгоградской области от 15.04.2005 № 12/1 приложение № 5 к Постановлению Региональной службы по тарифам Волгоградской области от 28.12.2004 № 40/2 утрачивало силу, а для потребителей открытого акционерного общества "Волгоградские коммунальные системы" (кроме населения) устанавливались новые тарифы на электрическую энергию, которые излагались в виде отдельного приложения без номера к Постановлению Региональной службы по тарифам Волгоградской области от 15.04.2005 № 12/1. Согласно пункту 2 Постановления Региональной службы по тарифам Волгоградской области от 15.04.2005 № 12/1 последнее вступало в силу с 01.05.2005.
Доводы заявителя по делу основаны на том, что в отношении открытого акционерного общества "Волгоградские коммунальные системы" Постановлением Региональной службы по тарифам Волгоградской области от 28.12.2004 № 40/2 на период с 01.01.2005 были установлены экономически обоснованные тарифы на электрическую энергию (с учетом изменений, внесенных Постановлением Региональной службы по тарифам Волгоградской области от 02.03.2005 № 5/1). Далее оспариваемым Постановлением Региональной службы по тарифам от 15.04.2005 № 12/1 ранее установленные и введенные в действие для заявителя тарифы были уменьшены. Данное постановление, считает заявитель, незаконно, так как тарифы на электрическую энергию в силу статьи 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" и пункта 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года. Отсюда произвольное изменение уже введенного в действие тарифа недопустимо. Помимо этого, процедура установления тарифа включает в себя открытие дела об установлении тарифов, получение и истребование от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, обосновывающих ее затраты документов, анализ данной документации, назначение и проведение экспертизы экономической обоснованности затрат, принятие решения об установлении тарифов. Однако открытие дела об установлении тарифов принятию оспариваемого постановления Региональной службы по тарифам Волгоградской области не предшествовало.
Кроме того, по мнению заявителя, при принятии оспариваемого постановления ответчик проигнорировал основополагающий принцип государственного регулирования тарифов, установленный статьей 4 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию", состоящий в обеспечении экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии. Согласно данному принципу необходимые для обеспечения процесса энергоснабжения затраты должны учитываться при тарифном регулировании. При принятии оспариваемого постановления ответчик уменьшил тарифы на электрическую энергию и тем самым уменьшил необходимую валовую выручку открытого акционерного общества "Волгоградские коммунальные системы", однако затраты остались на прежнем уровне. Таким образом, в нарушение статьи 4 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" оспариваемое постановление принято без исследования того факта, будут ли новые тарифы покрывать затраты открытого акционерного общества "Волгоградские коммунальные системы" на обеспечение процесса энергоснабжения.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" государственное регулирование тарифов на электрическую энергию осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую энергию и (или) их предельных уровней. Отсюда согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ установление тарифов компетентным органом и в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом, является обязательным для энергоснабжающей организации, а отсутствие законно установленных тарифов исключает легальную возможность для энергоснабжающей организации осуществлять деятельность по продаже потребителям произведенной или купленной электроэнергии.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее чем год. Аналогичные положения содержатся в абзаце 1 пункта 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109), в соответствии с которым тарифы и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года.
Изложив в новой редакции приложение № 5 к Постановлению Региональной службы по тарифам Волгоградской области от 28.12.2004 в виде нового, отдельного и самостоятельного приложения к обжалуемому постановлению того же регулирующего органа от 15.04.2005 № 12/1, ответчик установил для открытого акционерного общества "Волгоградские коммунальные системы" новые тарифы (размер платы) за услуги по передаче открытому акционерному обществу "Волгоградские коммунальные системы" электрической энергии неограниченному кругу своих потребителей (кроме населения) на территории города Волгограда. Таким образом, соответствующие тарифы в нарушение части 2 статьи 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ и абзаца 1 пункта 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109) вводились в действие не с начала очередного года и на срок менее одного года, так как были заново установлены для открытого акционерного общества "Волгоградские коммунальные системы" и введены в действие с 01.05.2005.
Отклоняя доводы ответчика о том, что оспариваемым Постановлением от 15.04.2005 № 12/1 Региональная служба по тарифам Волгоградской области привела в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации свое собственное, ранее принятое Постановление № 40/2 от 28.12.2004, суд исходил из того, что приведение тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации означает их изменение регулирующим органом и всегда влечет за собой появление новой величины тарифа как системы ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию, также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулирующую деятельность.
Согласно пункту 7 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109) установление тарифов и (или) их предельных уровней производится регулирующим органом путем рассмотрения соответствующих дел. Данное требование является положением общего характера и, таким образом, распространяется на все случаи установления тарифов для энергоснабжающей организации - как на случаи установления тарифов, инициируемых самими хозяйствующими субъектами (энергоснабжающими организациями), так и на случаи установления тарифов путем изменения ранее установленных тарифов регулирующим органом в целях приведения данных тарифов в соответствие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Судом установлено, что открытие дела об установлении тарифов на электрическую энергию в отношении открытого акционерного общества "Волгоградские коммунальные системы" принятию 15.04.2005 оспариваемого Постановления Региональной службы по тарифам Волгоградской области № 12/1 не предшествовало.
Кроме того, суд пришел к выводу, что оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 08.12.2004 по делу № А12-32603/04-С35 установлено, что открытое акционерное общество "Волгоградские коммунальные системы" для открытия дела об установлении тарифов на электроэнергию представило в 2004 году Региональной службе по тарифам Волгоградской области все необходимые документы, материалы и информацию, предусмотренные пунктом 10 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109) и являющиеся необходимыми и достаточными для открытия соответствующего дела.
Ответчиком не доказан факт направления ему от открытого акционерного общества "Волгоградские коммунальные системы" в период марта - апреля 2005 года каких-либо документов и материалов, послуживших основанием расценивать ранее установленные тарифы на электрическую энергию для открытого акционерного общества "Волгоградские коммунальные системы" как экономически необоснованные и обусловивших тем самым необходимость принятия 15.04.2005 Постановления № 12/1.
Таким образом, по мнению суда, ответчик не опроверг утверждения заявителя о том, что установленные Постановлением Региональной службы по тарифам Волгоградской области № 12/1 от 15.04.2005 тарифы на электрическую энергию являются экономически необоснованными.
Выводы суда основаны на нормах права и материалах дела. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта нет.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение от 07.06.2005 Арбитражного суда Волгоградской области по делу № А12-9694/05-С45 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
М.З.ЖЕЛАЕВА

Судьи
К.Р.ГАРИФУЛЛИНА
В.А.КАРПОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru