Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ отдела законодательства и федерального регистра ГУ Минюста РФ по Южному федеральному округу в Волгоградской обл. от 02.09.2005 № 482з
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 20 НОЯБРЯ 2002 ГОДА № 755-ОД "О СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ВИДЕ ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" (В РЕДАКЦИИ ОТ 25 АПРЕЛЯ 2003 ГОДА № 815-ОД, ОТ 28 ИЮНЯ 2005 ГОДА № 1075-ОД)"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



ОТДЕЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ФЕДЕРАЛЬНОГО РЕГИСТРА
ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 2 сентября 2005 г. № 482з

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 20 НОЯБРЯ 2002 ГОДА
№ 755-ОД "О СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ВИДЕ ЕДИНОГО НАЛОГА
НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
(В РЕДАКЦИИ ОТ 25 АПРЕЛЯ 2003 ГОДА № 815-ОД,
ОТ 28 ИЮНЯ 2005 ГОДА № 1075-ОД)

Отделом законодательства и федерального регистра Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу в Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 января 2005 года № 7 "Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам", и Положения, утвержденного Приказом руководителя Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу от 5 марта 2005 года № 6 "Об утверждении Положений в структурных подразделениях Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу", проведена юридическая экспертиза Закона Волгоградской области от 20 ноября 2002 года № 755-ОД "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории Волгоградской области" (в редакции от 25 апреля 2003 года № 815-ОД, от 28 июня 2005 года № 1075-ОД) (далее - Закон) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Исследуемым Законом на территории Волгоградской области вводится в действие система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Предметом правового регулирования являются отношения в сфере налогообложения.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Налоговым кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ);
- Федеральным законом от 27 ноября 2001 года № 148-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в редакции от 29 июля 2004 года № 95-ФЗ).
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с настоящим Кодексом.
Следовательно, исследуемый Закон принят с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт "д" пункта 2 статьи 5 Федерального закона, а не подпункт "д" пункта 1 статьи 5.
   ------------------------------------------------------------------

В соответствии с подпунктом "д" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законом субъекта Российской Федерации устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания.
Пунктом 1 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Следовательно, Волгоградская областная Дума вправе регулировать отношения, связанные с введением единого налога на вмененный доход на территории Волгоградской области, путем принятия нормативного правового акта в форме закона.
В ходе правового анализа в тексте исследуемого Закона выявлены несоответствия действующему федеральному законодательству, заключающиеся в следующем:
1. В соответствии с пунктом 5 статьи 1 исследуемого Закона налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с общим режимом налогообложения.
Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с общим режимом налогообложения.
Пунктом 7 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения.
Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными настоящим Кодексом.
Выявленное несоответствие заключается в том, что региональный законодатель, устанавливая применение правил учета имущества, исчисления и уплаты налогов исключительно в соответствии с общим режимом налогообложения, ограничивает право налогоплательщика, осуществляющего наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, применять правила учета имущества, исчисления и уплаты налогов, установленные специальными налоговыми режимами.
2. Согласно абзацу 8 статьи 2 Закона Волгоградской области розничная торговля - торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация подакцизных товаров, указанных в подпунктах 6 - 10 пункта 1 статьи 181 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, подакцизного минерального сырья, продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без них, в барах, ресторанах, кафе и других точках общественного питания.
В соответствии с абзацем 8 статьи 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации под розничной торговлей понимается торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация подакцизных товаров, указанных в подпунктах 6 - 10 пункта 1 статьи 181 настоящего Кодекса, продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без них, в барах, ресторанах, кафе и других точках общественного питания.
Согласно абзацу 11 статьи 2 Закона Волгоградской области площадь торгового зала (зала обслуживания посетителей) - площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли или организации общественного питания, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
В соответствии с абзацем 11 статьи 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации под площадью торгового зала (зала обслуживания посетителей) понимается площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли или организации общественного питания, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов, за исключением подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание посетителей.
Выявленное несоответствие заключается в том, что региональный законодатель изменяет содержание понятий "розничная торговля" и "площадь торгового зала (зала обслуживания посетителей)" по сравнению с аналогичными понятиями, установленными Налоговым кодексом Российской Федерации.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 6 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт изменяет содержание понятий и терминов, определенных в настоящем Кодексе, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в настоящем Кодексе.
3. В соответствии с абзацем 3 статьи 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации базовая доходность - это условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода.
Пунктом 3 статьи 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации определены физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц, используемые для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности.
По мнению Главного управления, определение нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации базовой доходности, используемой для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности, является неправомерным, поскольку из смысла пункта 6 статьи 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации право субъекта Российской Федерации ограничено лишь определением величины базовой доходности путем корректировки (умножения) базовой доходности, указанной в пункте 3 настоящей статьи, на корректирующий коэффициент К2.
С целью приведения пункта 3 статьи 4 Закона Волгоградской области, определяющего базовую доходность и физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, в соответствие с федеральным законодательством Главное управление предлагает изложить его в следующей редакции:
"Для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц, установленные действующим законодательством".
4. Согласно части 3 пункта 2 статьи 8 Закона Волгоградской области форма налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
В соответствии с частью 2 пункта 2 статьи 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации форма налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Выявленное несоответствие заключается в наличии в тексте рассматриваемого Закона ссылки на федеральный орган исполнительной власти (Министерство Российской Федерации по налогам и сборам), в компетенцию которого в соответствии с действующим федеральным законодательством не входит утверждение формы налоговой декларации и порядка ее заполнения.
Кроме того, пунктом 15 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" установлено, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу, его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, по ведению разъяснительной работы по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах переданы Министерству финансов Российской Федерации.
Наряду с выявленными несоответствиями федеральному законодательству в тексте исследуемого Закона выявлено нарушение законодательной техники, состоящее в следующем.
Согласно частям 1 и 2 пункта 2 статьи 1 Закона Волгоградской области уплата организацией, индивидуальным предпринимателем единого налога предусматривает в том числе замену уплаты налога с продаж.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации, устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" глава 27 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог с продаж" утратила силу с 01.01.2004.
Таким образом, с 1 января 2004 года такого вида налога, как налог с продаж, не существует.
Выявленное нарушение законодательной техники заключается в том, что в тексте рассматриваемого Закона имеется ссылка на несуществующий вид налога.
3 июня 2005 года в связи с изменениями федерального законодательства подготовлено экспертное заключение № 236з по результатам юридической экспертизы Закона Волгоградской области от 20 ноября 2002 года № 755-ОД "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" (в редакции от 25 апреля 2003 года № 815-ОД), в ходе которой исследуемый нормативный правовой акт признан не соответствующим федеральному законодательству по основаниям, аналогичным содержащимся в настоящем экспертном заключении.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Закон Волгоградской области от 20 ноября 2002 года № 755-ОД "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории Волгоградской области" (в редакции от 25 апреля 2003 года № 815-ОД, от 28 июня 2005 года № 1075-ОД) не соответствует действующему федеральному законодательству в части ограничения применения налогоплательщиками правил учета имущества, исчисления и уплаты налогов, установленных специальными налоговыми режимами; изменения содержания понятий "розничная торговля" и "площадь торгового зала (зала обслуживания посетителей)"; превышения законодательным (представительным) органом государственной власти Волгоградской области полномочий по установлению базовой доходности, являющейся основанием для определения субъектом Российской Федерации величины базовой доходности для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности.
Предлагаю устранить выявленные в тексте исследуемого Закона Волгоградской области несоответствия действующему федеральному законодательству, нарушение законодательной техники; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник отдела законодательства
и федерального регистра Главного
управления Минюста России
по Южному федеральному округу
в Волгоградской области
советник юстиции 2-го класса
Е.Н.КОРОЛЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru