Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Волгоградского областного суда от 26.08.2005 по делу № 3-100/2005
<О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМИ ПРИМЕНЕНИЮ СТАТЬИ 2 ЗАКОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ № 1032-ОД ОТ 25 МАРТА 2005 ГОДА "ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ГРАНИЦ И НАДЕЛЕНИИ СТАТУСОМ ГОРОДА ВОЛЖСКОГО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" И СТАТЬИ 3 ЗАКОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ № 1040-ОД ОТ 5 АПРЕЛЯ 2005 ГОДА "ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ГРАНИЦ И НАДЕЛЕНИИ СТАТУСОМ СРЕДНЕАХТУБИНСКОГО РАЙОНА И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ЕГО СОСТАВЕ">

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определением Верховного Суда РФ от 07.12.2005 № 16-Г05-19 данное решение оставлено без изменения.



ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 26 августа 2005 года Дело № 3-100/2005

(извлечение)

Волгоградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании 26 августа 2005 года гражданское дело по заявлению администрации Среднеахтубинского района Волгоградской области и Среднеахтубинской районной Думы Волгоградской области о признании частично незаконными и не подлежащим применению со дня принятия Закона Волгоградской области № 1040-ОД от 5 апреля 2005 года "Об установлении границ и наделении статусом Среднеахтубинского района и муниципальных образований в его составе" и Закона Волгоградской области № 1032-ОД от 25 марта 2005 года "Об установлении границ и наделении статусом города Волжского Волгоградской области",

установил:

Администрация Среднеахтубинского района Волгоградской области и Среднеахтубинская районная Дума Волгоградской области обратились в Волгоградский областной суд с заявлением, в котором просили признать незаконными и не подлежащими применению со дня принятия Законы Волгоградской области № 1040-ОД от 5 апреля 2005 года "Об установлении границ и наделении статусом Среднеахтубинского района и муниципальных образований в его составе" и № 1032-ОД от 25 марта 2005 года "Об установлении границ и наделении статусом города Волжского Волгоградской области".
В судебном заседании представитель заявителей Б.Е.И., действующий на основании доверенности, заявленные требования уточнил и просил признать незаконными и недействующими указанные нормативные правовые акты в части установления границ между городом Волжским Волгоградской области и Среднеахтубинским районом Волгоградской области.
Кроме того, просил признать противоречащими федеральному законодательству статью 2 Закона области № 1032-ОД и статью 3 Закона области № 1040-ОД, устанавливающие порядок введения в действие оспариваемых законов области.
В обоснование требований заявителем указано, что Законы Волгоградской области № 1032-ОД и № 1040-ОД в части установления границ города Волжского Волгоградской области и Среднеахтубинского района Волгоградской области противоречат части 4 статьи 12 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 13 Федерального закона РФ № 154-ФЗ от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". По мнению заявителя, при принятии названных законов была нарушена статья 131 Конституции Российской Федерации и статья 5 Европейской хартии о местном самоуправлении. Кроме того, статья 2 Закона области № 1032-ОД и статья 3 Закона области № 1040-ОД, установившие, что названные Законы вступают в действие с момента их официального опубликования, противоречат статье 8 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В судебном заседании представитель заявителей Б.Е.И., кроме того, пояснил, что в результате принятия оспариваемых Законов области без учета мнения населения в лице представительного органа власти изменились границы муниципального образования Среднеахтубинский район, территория района уменьшилась. Таким образом, были нарушены права местного самоуправления. В частности заявитель указал, что изменение существовавшей границы в пользу г. Волжского значительно снизит налогооблагаемую базу района не менее чем на 25 млн. рублей в год, что ущемит интересы жителей района. Заявитель, кроме того, полагал, что имеет место нарушение п. 3 части 1 статьи 11 Федерального закона РФ № 131-ФЗ, поскольку границы муниципального района Среднеахтубинский были установлены без учета исторически сложившихся земель населенных пунктов, прилегающих к ним земель общего пользования, территорий традиционного природопользования населения, рекреационных земель, земель для развития поселения.
Удовлетворить заявленные требования просил в судебном заседании также представитель администрации Среднеахтубинского района Волгоградской области К.А.Ю., не дав каких-либо пояснений по существу требований.
Представитель Волгоградской областной Думы К.М.Н. возражал против удовлетворения заявления. В судебном заседании пояснил, что границ муниципальных образований город Волжский и Среднеахтубинский район Волгоградской области до принятия оспариваемых законов не существовало, они впервые были установлены законами Волгоградской области во исполнение Федерального закона РФ № 131-ФЗ. Установленные границы соответствуют исторически сложившимся традициям и потребностям в развитии города Волжского.
Представитель Администрации Волгоградской области К.Г.В. заявленные требования не признал, пояснив суду, что законодательным органом государственной власти Волгоградской области при принятии оспариваемых законов осуществлялось первичное регулирование вопроса об установлении границ муниципальных образований, названные границы установлены в соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона РФ № 131-ФЗ. По его мнению, статьи 12 и 13 Федерального закона РФ № 131-ФЗ в данном случае не должны были учитываться, так как границы муниципальных образований не изменялись, муниципальные образования не преобразовывались. Установление границ муниципальных образований в соответствии с требованиями федерального законодательства не нарушает прав граждан на осуществление местного самоуправления. Оспариваемые законы Волгоградской области не нарушают и прав собственников земельных участков, расположенных на спорной территории, так как в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 11 Федерального закона РФ № 131-ФЗ в состав территории поселения должны входить земли независимо от форм собственности и целевого назначения.
Представители администрации города Волжского Волгоградской области В.М.А. и А.В.Н. требования заявителей не признали и просили суд отказать в их удовлетворении за необоснованностью.
В судебном заседании пояснили, что оспариваемые законы Волгоградской области устанавливают, а не изменяют границы муниципальных образований, в связи с чем ссылка на нарушение статьи 12 Федерального закона РФ № 131-ФЗ является необоснованной. Границы муниципального образования город Волжский установлены с учетом исторически сложившихся земель населенного пункта г. Волжский и земель для развития этого поселения. В частности, представленной картой-схемой городского округа город Волжский по 6 контурам подтверждено, что часть территорий, вошедшая в состав муниципального образования город Волжский согласно генеральному плану 1987 года, была предусмотрена для перспективной жилой застройки, коммунально-складских предприятий и зон отдыха. На другой части таких территорий находились предприятия города Волжского, среди которых МУП "Водоканал", ОАО "ВТЗ", городская АГНКС (ОАО "Волжскиймежрайгаз"), ООО "Бетонстрой", ТЭЦ-2, обслуживающая г. Волжский, городская АГРС-1 (ОАО "Волжскиймежрайгаз"), ОАО "Волжский оргсинтез". В состав территории города Волжского вошли также территория городского кладбища № 3, пос. Уральский, жители которого не возражали против отнесения их поселка к городу, садоводческие товарищества "Латекс", "Синтетика", "Дары природы", "Лилия", членами которых в основном являлись жители города Волжский.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 3 Закона Волгоградской области от 05.04.2005 № 1040-ОД, а не статья 2.
   ------------------------------------------------------------------

Выслушав объяснения представителей заявителей и представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Волгоградской областной прокуратуры Б.Л.И., полагавшей, что в удовлетворении требований в части установления границ заявителям надлежит отказать в связи с их необоснованностью, требования о признании незаконными и недействующими статьи 2 Закона области № 1032-ОД и статьи 3 Закона области № 1040-ОД, устанавливающих порядок введения в действие оспариваемых законов области, подлежащими удовлетворению, и судебные прения, Волгоградский областной суд приходит к выводу о необоснованности заявленных требований в части установления границ между муниципальным образованием г. Волжский Волгоградской области и муниципальным образованием Среднеахтубинский район Волгоградской области. Требования заявителей о признании противоречащими федеральному законодательству статьи 2 Закона области № 1032-ОД и статьи 2 Закона области № 1040-ОД, устанавливающие порядок введения в действие оспариваемых законов области, суд полагает подлежащими удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Частью 2 ст. 251 названного Кодекса предусмотрено, что с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция.
При рассмотрении дела судом установлено, что Волгоградской областной Думой 28 февраля 2005 года был принят Закон Волгоградской области № 1032-ОД "Об установлении границ и наделении статусом города Волжского Волгоградской области". Настоящий Закон был подписан Главой Администрации Волгоградской области 25 марта 2005 года, опубликован 6 апреля 2005 года в газете "Волгоградская правда" (№ 60) и вступил в силу с указанного времени.
Закон № 1032-ОД наделил город Волжский статусом городского округа. Кроме того, были установлены границы городского округа со смежными территориями: муниципальным районом Среднеахтубинский Волгоградской области; муниципальным районом Городищенский Волгоградской области, городским округом город Волгоград согласно картографическому описанию (приложение № 1 к Закону) и карте-схеме (приложение № 2 к Закону).
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Волгоградской области № 1040-ОД подписан Главой Администрации Волгоградской области 05.04.2005, а не 06.04.2005.
   ------------------------------------------------------------------

28 февраля 2005 года Волгоградской областной Думой был принят Закон Волгоградской области № 1040-ОД "Об установлении границ и наделении статусом Среднеахтубинского района и муниципальных образований в его составе". Закон был подписан Главой Администрации Волгоградской области 6 апреля 2005 года, опубликован в газете "Волгоградская правда" (№ 65) 13 апреля 2005 года и с этого времени введен в действие.
Названным законом были установлены границы муниципального образования Среднеахтубинский район согласно картографическому описанию (приложение 1) и карте-схеме (приложение 2). Кроме того, муниципальное образование Среднеахтубинский район наделено статусом муниципального района с административным центром - рабочий поселок Средняя Ахтуба.
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты во исполнение требований Федерального закона РФ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления".
Оспариваемые заявителями нормативные правовые акты, касающиеся установления границ муниципального образования город Волжский Волгоградской области с муниципальным районом Среднеахтубинский Волгоградской области, не противоречат требованиям п. 3 ч. 1 ст. 11 ФЗ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", согласно которому территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения.
Устанавливая границы муниципальных образований, Волгоградская областная Дума с учетом требований Федерального закона № 131-ФЗ была обязана определить, существовали ли на момент принятия регионального закона границы вышеозначенных муниципальных образований. Если указанные границы существовали и соответствовали требованиям статьи 11 Федерального закона РФ № 131-ФЗ, обязанностью законодательного органа субъекта РФ было установление границ в существующих пределах.
Из представленных суду письменных доказательств следует, что на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов границы муниципальных образований город Волжский и Среднеахтубинский район Волгоградской области существовали в пределах административных границ территорий, однако законодательно на уровне субъекта Российской Федерации установлены не были.
В частности, Решением Президиума Волгоградского областного Совета народных депутатов от 1 ноября 1991 года № 27/293 были утверждены общие площади административных районов Волгоградской области и введены в дальнейшем в государственный учет земли. Согласно приложению к решению Президиума Волгоградского облсовета вычисленная площадь земель Среднеахтубинского района составляла 204,8 тыс. га, города Волжского - 13,5 тыс. га.
Впервые границы муниципальных образований город Волжский и Среднеахтубинский район были установлены оспариваемыми заявителями Законами Волгоградской области № 1032-ОД и № 1040-ОД. В связи с указанным обстоятельством доводы заявителей на противоречие оспариваемых нормативных правовых актов Волгоградской области п. 4 статьи 12 Федерального закона РФ № 131-ФЗ являются несостоятельными, поскольку указанная норма федерального закона регламентирует порядок изменения границ муниципальных районов и поселений.
Доводы заявителей о противоречии региональных законов статье 13 Федерального закона РФ № 154-ФЗ от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также не могут быть приняты во внимание ввиду того, что указанная заявителями норма Федерального закона № 154-ФЗ в данном случае не подлежит применению.
Так, частью 3 статьи 84 Федерального закона РФ № 131-ФЗ предусмотрено, что изменение границ и преобразование муниципальных образований, существующих на день вступления в силу настоящей главы, в период со дня вступления в силу настоящей главы до 1 января 2006 года допускаются исключительно в порядке и по основаниям, установленным настоящей статьей и статьей 85 настоящего Федерального закона. Изменение границ и преобразование муниципальных образований, существующих на день вступления в силу настоящей главы, производятся с соблюдением требований соответственно статей 12 и 13 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 85 названного Федерального закона РФ до 1 марта 2005 года на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность по установлению в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона границ муниципальных образований и наделению соответствующих муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.
Кроме того, с 8 октября 2003 года по 31 декабря 2005 года Федеральный закон РФ № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" применяется в части, не противоречащей положениям главы 12 Федерального закона от 06.10.2003.
Таким образом, с момента вступления Федерального закона № 131-ФЗ в силу и до 1 января 2006 года при установлении границ муниципальных образований необходимо руководствоваться исключительно положениями Федерального закона № 131-ФЗ.
Частью 2 статьи 10 Федерального закона РФ № 131-ФЗ предусмотрено, что границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 настоящего Федерального закона.
Пунктом 3 части 1 статьи 11 Федерального закона № 131-ФЗ определено, что территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения.
Исходя из буквального толкования содержания указанной нормы и части 3 статьи 85 Федерального закона РФ № 131-ФЗ, следует, что законодатель под понятием "исторически сложившаяся территория" имел в виду не существующую черту административно-территориальной единицы (район, город), а территорию муниципального образования, сложившуюся исторически.
Более того, абзацем 3 части 3 статьи 85 названного Федерального закона РФ установлен порядок определения состава территорий и границ соответствующего поселения.
Указанной нормой предусмотрено, что в случае если город (поселок), который должен быть наделен статусом городского поселения, не имеет утвержденного в установленном порядке генерального плана либо его сложившаяся территория выходит за пределы городской черты, а также если между городом (поселком) и другими муниципальными образованиями имеются не разрешенные в судебном порядке споры по территориям, состав территорий и границы соответствующего городского поселения утверждаются на основании исторически сложившейся территории города (поселка), а также в соответствии с границами земельных участков, выделенных для городской застройки, и территорий, предназначенных для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры города (поселка).
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду приложение № 1 к Закону Волгоградской области № 1032-ОД, а не приложение № 2.
   ------------------------------------------------------------------

В пункте 3 картографического описания границ (приложение № 2 к Закону Волгоградской области № 1032-ОД) содержится картографическое описание границ между городским округом город Волжский и муниципальным районом Среднеахтубинский Волгоградской области, согласно которому:

"1. Сельское поселение Верхнепогроменское

Проектная городская черта начинается от т. 35 - пересечения границ муниципальных районов Городищенский, Дубовский и Среднеахтубинский - и идет до т. 1 под углом в юго-восточном направлении около 4,1 км по Волгоградскому водохранилищу; далее следует от т. 1 вдоль насосной станции водоочистных сооружений I подъема, огибая ее с северо-востока по двум сторонам, до автодороги, обслуживающей водоочистные сооружения; затем проходит вдоль автодороги в юго-восточном направлении до водоочистных сооружений, огибает их с трех сторон до пересечения с подъездной автодорогой на водоочистные сооружения, выходящей с а/д Волжский - Энгельс; далее проходит вдоль объездной дороги по подошве обвалования, огибая с трех сторон шламонакопитель, пересекает ЛЭП, поворачивает в юго-западном направлении и идет вдоль с/т "Оптимист" и промзоны, расположенной на станции Новолесовской железной дороги, до т. 11 существующей городской черты; далее - по существующей городской черте до коридора инженерных сетей, поворачивает в юго-западном направлении вдоль сетей до отвода шламонакопителей ГПЗ, огибает их по подошве обвалования до автодороги; затем - вдоль нее до АЗС "Флагман", пересекает автодорогу и идет вдоль подъездной автодороги к ЛПК до промзоны, включая СПК "Фатур" и участок сельхозхимии до отвода железной дороги; затем - вдоль нее до существующей городской черты (коридор инженерных сетей химпрома); затем - по существующей городской черте до автодороги, поворачивает на северо-восток, пересекает ее в юго-западном направлении и проходит по северной и восточной сторонам с/т "Исток" до существующей городской черты; далее следует по существующей городской черте до санзоны ОАО "Волжский Оргсинтез"; поворачивая на северо-восток, - до промзоны вокруг ООО "Бекон", огибает промзону с трех сторон до СЗЗ; затем - по западной и северной границам санзоны, включая АГРС-1; идет в юго-западном направлении до т. 48 существующей городской черты; проходит на юго-восток до крестьянского хозяйства и далее - по границе между крестьянским хозяйством и двумя участками инженерных сооружений ОАО "Волжский Оргсинтез" до железной дороги и вдоль нее - до подсобного хозяйства ЯР-154/12; затем - по северной и восточной границам подсобного хозяйства до канала промышленных стоков на Большой Лиман; далее граница проходит вдоль него в юго-восточном направлении около 0,6 км до т. 6.

2. Сельское поселение Красное

От т. 6, расположенной на северной границе промышленного канала в 0,6 км от подсобного хозяйства, граница пересекает канал с востока на запад до восточного угла городских канализационных очистных сооружений и следует по их юго-восточной границе; далее проходит по южной границе городской свалки, огибает ее, пересекая коридор ЛЭП, идет вдоль ЛЭП до ГРС ТЭЦ-2; огибает ГРС с двух сторон, поворачивает на юго-восток, включая отвод под кладбище и подъездную дорогу к нему, идет к ГРС и далее - в юго-западном направлении вдоль инженерных коммуникаций от ГРС до подъездной ветки железной дороги; затем - в юго-восточном направлении вдоль железнодорожные путей, включая участок № 40-2 железной дороги, до участка № 40-1; пересекает железную дорогу в юго-западном направлении до с/т "Тюльпан".

3. Городское поселение р.п. Средняя Ахтуба

От т. 10 - северного угла с/т "Тюльпан" - граница проходит по северо-западной границе с/т "Тюльпан" до створа ул. Мира; затем - вдоль автодороги до ул. Карбышева; поворачивая на юго-восток, - по северной границе ул. Карбышева до северо-западной границы жилой застройки р.п. Средняя Ахтуба и далее по ней - до середины р. Ахтубы (т. 35).

4. Сельское поселение Ахтубинское

От т. 35 граница проходит посередине р. Ахтубы приблизительно 1,7 км до створа северо-восточной границы участка № 3 Среднеахтубинского лесничества; затем - вдоль его северо-восточной границы до п. Южный, поворачивает в западном направлении и проходит в 0,06 км от п. Южный и перспективной жилой застройки г. Волжского (М 33 - 36, 39, 40); далее - в створе по верхней бровке откоса до середины р. Ахтубы - до т. 102.

5. Сельское поселение Кировское

От т. 102 граница проходит по берегу р. Ахтубы и совмещена с существующей границей городской черты, идет до пересечения границ муниципального района Среднеахтубинский и городского округа г. Волгоград (т. 73)".
В пункте 5 картографического описания границ между муниципальным районом Среднеахтубинский и городским округом г. Волжский Волгоградской области (приложение № 1 к Закону Волгоградской области № 1040-ОД) содержится следующее описание указанных выше границ:

"1. Сельское поселение Кировское

От пересечения границ сельского поселения Кировское и городских округов г. Волгоград, г. Волжский (т. 73) граница проходит посередине р. Ахтубы и совмещается с существующей границей городского округа г. Волжский; доходит до т. 102 существующей городской черты г. Волжского. Смежным землепользователем сельского поселения Кировское от т. 73 до т. 102 является городской округ г. Волжский.

2. Сельское поселение Ахтубинское

От т. 102 граница проходит вдоль перспективной жилой застройки г. Волжского и далее в 0,06 км от п. Южного, поворачивает вдоль северо-восточной границы участка № 3 Среднеахтубинского лесничества до середины р. Ахтубы - до границы с землями р.п. Средняя Ахтуба (т. 33). Смежным землепользователем сельского поселения Ахтубинское является городской округ г. Волжский.

3. Городское поселение р.п. Средняя Ахтуба

От т. 33 на середине р. Ахтубы граница проходит по юго-восточной границе пос. Металлургов до створа ул. Карбышева г. Волжского; затем поворачивает и идет вдоль автодороги до створа с с/т "Тюльпан" и далее - до его северного угла (т. 10). Граница проектной поселковой черты р.п. Средняя Ахтуба совмещена с проектной границей городской черты г. Волжского.

4. Сельское поселение Красное

От с/т "Тюльпан" граница идет в северо-восточном направлении, пересекает железную дорогу, поворачивает на северо-запад вдоль железной дороги до железнодорожных подъездных путей к промзоне г. Волжского; далее - вдоль подъездных путей в северо-восточном направлении до автодороги на перспективное кладбище города, огибает его; затем огибает ГРС ТЭЦ-2 с двух сторон и идет вдоль ЛЭП до существующей городской свалки, поворачивает на запад и идет по южной границе свалки, огибает ее и канализационные очистные сооружения до т. 6 на промышленном канале в 0,6 км от подсобного хозяйства ЯР 154/12. Смежным землепользователем сельского поселения Красное является городской округ г. Волжский.

5. Сельское поселение Верхнепогроменское

От т. 6 граница проходит вдоль канала в северо-западном направлении до подсобного хозяйства ЯР 154/12; затем огибает его с востока и севера до железной дороги, идет вдоль нее до крестьянского хозяйства; далее - между крестьянским хозяйством и двумя участками инженерных сооружений ОАО "Волжский Оргсинтез"; огибает с трех сторон санитарно-защитную зону ОАО "Волжский Оргсинтез", исключая АГРС-1, до ООО "Бекон", огибает его с трех сторон до санзоны, идет на юго-запад по границе санзоны до существующей границы с городом; далее - по существующей границе в северо-западном направлении до с/т "Исток", огибает его с двух сторон до автодороги, пересекает ее и идет на юго-запад вдоль автодороги до существующей границы с городом; далее - по существующей границе вдоль коридора инженерных сетей до железной дороги и затем - вдоль железной дороги до СПК фирмы "Фатур", огибает промзону с двух сторон до автодороги на очистные сооружения лесокомбината № 2; идет вдоль автодороги в юго-восточном направлении до очистных сооружений, огибает их с трех сторон до коридора инженерных сетей до существующей границы; далее - по существующей границе в северо-восточном направлении, включая промзону и с/т "Оптимист", до створа с юго-западной границей участка шлаконакопителя; далее огибает его с двух сторон, пересекает автодорогу в северо-восточном направлении и проходит вдоль автодороги в северо-западном направлении до водопроводных очистных сооружений города, огибая его с трех сторон до дороги, обслуживающей ВОС; затем - до водохранилища, огибая насосную станцию ВОС с севера; далее - по водохранилищу 4,1 км до пересечения границ муниципальных районов Среднеахтубинский, Дубовский и городского округа г. Волжский (т. 35). Смежным землепользователем сельского поселения Верхнепогроменское является городской округ г. Волжский".
Из анализа картографического описания и представленных суду карт и схем, которые были исследованы в судебном заседании, следует, что в границы городского округа город Волжский Волгоградской области с учетом положений п. 3 ч. 1 ст. 11 Федерального закона РФ № 131-ФЗ были включены территории Среднеахтубинского района, которые на момент принятия оспариваемых законов Волгоградской области были заняты предприятиями и учреждениями города Волжского, предназначались для городской застройки, развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры города Волжского.
В частности материалами дела подтверждено, что установление границ муниципального образования город Волжский произошло с увеличением площади названного муниципального образования на 8156 га, из которых 5156 га занято акваторией Волгоградского водохранилища, а 3000 га - исторически сложившаяся территория города Волжского с 1964 года, на которой расположены предприятия города. Часть названной территории: 415 га относится к прочим землям и занята автодорогами и подъездными путями; 150 га не использовалось по целевому назначению на момент принятия оспариваемых законов и планируется для перспективной жилой застройки, строительства коммунально-складских предприятий, мусороперерабатывающего завода, развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры; 200 га занято сенокосами, выпасами и ветрозащитными посадками.
Суду были представлены доказательства, свидетельствующие о том, что в состав территории муниципального образования вошли земельные участки, занятые в том числе садоводческими товариществами "Латекс", "Заря", "Цветущий сад", "Синтетика", "Лилия", "Оптимист" на общей площади 520 га. Фактически членами названных садоводческих товариществ являются жители города Волжского.
Решением Волжского горсовета народных депутатов от 15 августа 1984 года № 14/516 был зарегистрирован Устав садоводческого товарищества "Синтетика" Волжского производственного объединения "Химволокно".
Согласно выпискам из Единого государственного реестра юридических лиц юридическим адресом садоводческого некоммерческого товарищества "Латекс", садоводческого некоммерческого товарищества "Цветущий сад", садоводческого некоммерческого товарищества "Дары природы", садоводческого некоммерческого товарищества "Лилия" является город Волжский Волгоградской области.
Администрацией города Волжского принята Программа развития агропромышленного комплекса и биоресурсов, согласно которой предусмотрено проведение в садоводческих товариществах землеустроительных работ, развитие энергоснабжения, водоснабжения, строительство дорог с твердым покрытием. На реализацию Программы на период до 2010 года предусмотрены бюджетные средства города Волжского в размере 37,7 миллиона рублей, в том числе на 2005 год - 10 миллионов рублей.
К территории муниципального образования город Волжский отнесена территория действующего городского кладбища площадью 101 га и земельный участок, планируемый для строительства нового городского кладбища, - 60 га.
Указанные земельные участки ранее находились в административных границах Среднеахтубинского района Волгоградской области. Однако из представленного суду финансово-экономического обоснования к проекту закона Волгоградской области "Об установлении границ муниципального образования - г. Волжский и наделении его статусом городского округа" следует, что сложившаяся в г. Волжском демографическая ситуация привела к необходимости строительства нового кладбища. Так, в период с 2000 года по 2004 год число умерших в городе увеличилось с 3800 человек до 4200 человек в год, и, таким образом, рост числа умерших составил более 6%.
Часть земельных участков, вошедших на основании оспариваемых законов в состав муниципального образования город Волжский, была занята предприятиями и организациями города Волжского, их санитарно-защитными зонами. К таким предприятиям отнесены МУП "Водоканал", ОАО "Волжский Оргсинтез", Волжский ЛПК, Волжская ТЭЦ-2, ОАО "Волжский трубный завод", которые занимали спорные территории с 1964 года. На указанных территориях находятся и другие предприятия г. Волжского.
То, что указанные предприятия и организации не являлись предприятиями и организациями Среднеахтубинского района Волгоградской области, подтверждается следующими доказательствами.
Выписками из Единого государственного реестра юридических лиц подтверждено, что город Волжский Волгоградской области является юридическим адресом для ООО "Перспектива Агро", ООО "Бетонстрой", МУП "Водопроводно-канализационное хозяйство" города Волжского, МУП "Жилищно-коммунальное обслуживание п. Краснооктябрьский" города Волжского, ОАО "Волжскиймежрайгаз", ОАО "Волжский лесоперерабатывающий завод", ОАО "Волжский трубный завод", ОАО "Волжский Оргсинтез".
Доказательств обратного, несмотря на отложение разбирательства по делу в связи с заявленным ходатайством, заявителями суду представлено не было.
В результате отнесения указанных территорий к территории муниципального образования город Волжский какие-либо поселения в состав города Волжского не вошли. Единственным исключением является поселок Уральский, жители которого не возражали против включения названного поселка в черту муниципального образования город Волжский.
Кроме того, суд принимает во внимание, что названные территории примыкают к городу Волжскому Волгоградской области. Быстрый рост и развитие города Волжского предполагает объективную необходимость отнесения этих территорий к территориям муниципального образования город Волжский. Указанные обстоятельства были предметом тщательного изучения согласительной комиссии и признаны обоснованными.
С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что оспариваемые заявителями положения Законов Волгоградской области № 1032-ОД и № 1040-ОД в части установления границы города Волжского с муниципальным образованием Среднеахтубинский район Волгоградской области не противоречат Федеральному закону РФ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления".
При рассмотрении настоящего дела суд принимает во внимание Постановление Конституционного Суда РФ от 3 ноября 1997 года № 15-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 26 ноября 1996 года "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" в связи с запросом Тульского областного суда". В пункте 4 названного Постановления указано на то, что согласно статье 131 (часть 1) Конституции РФ местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Территориальное устройство местного самоуправления жестко не связано с административно-территориальным делением, перечень территорий муниципальных образований является открытым, и эти территории устанавливаются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и местных традиций.
Принимая во внимание названное Постановление Конституционного Суда РФ, положения Федерального закона РФ № 131-ФЗ, суд полагает, что установление Волгоградской областной Думой границ муниципального округа город Волжский соответствовало историческим и иным местным традициям, факторам развития города Волжского как по территории, так и по количеству жителей указанного населенного пункта.
Так, согласно данным, представленным Волжским межрайонным отделом государственной статистики, численность населения города Волжского на начало 2002 года составляла 286773 человека, а на начало 2004 года - 321447 человек. Таким образом, прирост населения за указанный срок составил 34674 человека.
Сторонами по делу не оспаривалось, что развитие города Волжского возможно только за счет территорий Среднеахтубинского района Волгоградской области.
Заявителями не представлено суду доказательств, свидетельствующих о том, что оспариваемые законы Волгоградской области каким-либо образом нарушили права муниципального образования Среднеахтубинский район Волгоградской области. Так, с учетом установленных границ муниципальный район Среднеахтубинский не утратил возможности решать вопросы местного значения в соответствии с требованиями действующего законодательства (статья 15 Федерального закона РФ № 131-ФЗ).
Из представленных суду доказательств следует, что в результате установления границ между городом Волжским и Среднеахтубинским районом доходная часть бюджета муниципального образования Среднеахтубинский район в части земельных платежей уменьшится на 5,4 млн. рублей. Указанная сумма согласно заключению Главы Администрации Волгоградской области может быть компенсирована в процессе реализации мероприятий программы социально-экономического развития Среднеахтубинского района на 2004 - 2010 гг., а также в порядке межбюджетных отношений.
Не могут служить основанием к удовлетворению заявленных требований ссылки заявителей на противоречие оспариваемых законов Европейской хартии о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации, поскольку в силу положений статьи 251 ГПК РФ Волгоградский областной суд как суд первой инстанции наделен полномочиями по проверке нормативных правовых актов на предмет их соответствия только федеральному законодательству.
Доводы заявителей о том, что в результате установления границ между городом Волжский и муниципальным районом Среднеахтубинский были нарушены права различных хозяйствующих субъектов, которые пользовались земельными участками по различным правовым основаниям, являются несостоятельными, поскольку согласно п. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона РФ № 131-ФЗ при установлении границ в состав территории поселения могут входить земли независимо от форм собственности и целевого назначения.
С учетом изложенного требования администрации Среднеахтубинского района и Среднеахтубинской районной Думы Волгоградской области о признании противоречащими федеральному законодательству Законов Волгоградской области № 1032-ОД, 1040-ОД в части установления границ между муниципальными образованиями город Волжский и Среднеахтубинский район Волгоградской области удовлетворению не подлежат.
Вместе с тем обоснованными являются требования заявителей в части признания противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента принятия статьи 2 Закона Волгоградской области № 1032-ОД от 25 марта 2005 года "Об установлении границ и наделении статусом города Волжского Волгоградской области" и статьи 3 Закона Волгоградской области № 1040-ОД от 5 апреля 2005 года "Об установлении границ и наделении статусом Среднеахтубинского района и муниципальных образований в его составе". Названные нормы региональных законов установили порядок введения в действие оспариваемых законов с момента их опубликования.
Однако статьей 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Оспариваемыми Законами Волгоградской области устанавливаются границы и наделяются соответствующим статусом муниципальные образования город Волжский и Среднеахтубинский район Волгоградской области. Указанные обстоятельства прямо затрагивают права граждан на самостоятельное осуществление местного самоуправления на определенных территориях и, таким образом, касаются конституционных прав неопределенного круга граждан на осуществление местного самоуправления в соответствующих муниципальных образованиях.
С учетом изложенного статья 2 Закона Волгоградской области № 1032-ОД от 25 марта 2005 года "Об установлении границ и наделении статусом города Волжского Волгоградской области" и статья 3 Закона Волгоградской области № 1040-ОД от 5 апреля 2005 года "Об установлении границ и наделении статусом Среднеахтубинского района и муниципальных образований в его составе", установившие, что оспариваемые нормативные правовые акты, вступающие в силу со дня их официального опубликования, противоречат требованиям федерального законодательства, должны быть признаны недействующими.
В то же время суд принимает во внимание, что признание названных норм недействующими не повлечет за собой приостановления действия самих законов Волгоградской области, поскольку в любом случае с момента их опубликования к моменту принятия судом решения прошло более 10 дней.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 199, 251 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление администрации Среднеахтубинского района Волгоградской области и Среднеахтубинской районной Думы Волгоградской области о признании частично незаконными и не подлежащим применению со дня принятия Закона Волгоградской области № 1040-ОД от 5 апреля 2005 года "Об установлении границ и наделении статусом Среднеахтубинского района и муниципальных образований в его составе" и Закона Волгоградской области № 1032-ОД от 25 марта 2005 года "Об установлении границ и наделении статусом города Волжского Волгоградской области" удовлетворить частично.
Статью 2 Закона Волгоградской области № 1032-ОД от 25 марта 2005 года "Об установлении границ и наделении статусом города Волжского Волгоградской области" и статью 3 Закона Волгоградской области № 1040-ОД от 5 апреля 2005 года "Об установлении границ и наделении статусом Среднеахтубинского района и муниципальных образований в его составе", устанавливающие порядок введения в действие оспариваемых законов области, признать недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части требований администрации Среднеахтубинского района Волгоградской области и Среднеахтубинской районной Думе Волгоградской области отказать.
Сообщение о решении после вступления его в законную силу опубликовать в печатном издании, в котором были официально опубликованы нормативные правовые акты, - газете "Волгоградская правда".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Волгоградский областной суд.

Судья
И.Г.КУБАСОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru