Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ коллегии Администрации Волгоградской обл. от 23.08.2005 № 3/8
"ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006 ГОД"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 23 августа 2005 г. № 3/8

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006 ГОД

Заслушав и обсудив информацию заместителя Главы Администрации Волгоградской области - начальника Главного финансово-казначейского управления Администрации Волгоградской области С.П. Сазонова об основных направлениях бюджетной и налоговой политики в Волгоградской области на 2006 год, коллегия Администрации Волгоградской области решила:
1. Одобрить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики в Волгоградской области на 2006 год.
2. Рекомендовать главам администраций муниципальных образований Волгоградской области при подготовке проектов бюджетов муниципальных образований на 2006 год руководствоваться основными направлениями бюджетной и налоговой политики в Волгоградской области на 2006 год.
3. В соответствии с предложением президиума Ассоциации местных властей Волгоградской области включить в согласительную комиссию по рассмотрению проектов бюджетов муниципальных районов и городских округов представителей Ассоциации местных властей Волгоградской области: Чунакова А.И. - главу администрации г. Камышина, Керсанова О.В. - главу администрации Алексеевского района, Имангалиева К.А. - председателя Старополтавской районной Думы.
Пригласить для работы в комиссии депутатов Волгоградской областной Думы (по согласованию).
4. Согласование с администрациями муниципальных районов и городских округов методики формирования межбюджетных отношений в Волгоградской области на 2006 год провести в соответствии с графиком, утвержденным Главой Администрации Волгоградской области.
5. Контроль за исполнением решения возложить на заместителя Главы Администрации Волгоградской области - начальника Главного финансово-казначейского управления Администрации Волгоградской области С.П. Сазонова.

Председатель коллегии
Н.К.МАКСЮТА

Секретарь коллегии
А.А.ФЕДЮНИН





Одобрены
Решением коллегии
Администрации
Волгоградской области
от 23 августа 2005 г. № 3/8

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2006 ГОД

Основные подходы к формированию областного и консолидированного бюджетов на 2006 год и на среднесрочную перспективу разработаны в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2006 году и с Бюджетным посланием Главы Администрации Волгоградской области на 2006 год.
Проводимая бюджетная политика позволила обеспечить сохранение макроэкономической стабильности в Волгоградской области. В последние четыре года в экономике Волгоградской области наблюдается устойчивый рост. Значительно выросла роль бюджета как инструмента государственной экономической политики. За 2001 - 2004 годы доходы бюджета региона увеличились более чем в 2 раза, только в 2004 году на 3 млрд. рублей возросли доходы консолидированного бюджета Волгоградской области.
Полученные в результате роста экономики ресурсы направляются на решение главной задачи - повышение жизненного уровня населения. Если сравнить 2004 год с 2003 годом, то реальные денежные доходы выросли за год на 7,6 процента, начисленная средняя заработная плата одного работника увеличилась на 22,4 процента.
С 1 января 2005 г. осуществлена индексация заработной платы работников организаций бюджетной сферы на 20 процентов. Проведена работа по реформе системы социальной поддержки отдельных категорий граждан, с 1 июля 2005 г. значительная часть натуральных льгот переведена в денежную форму. Объемы бюджетного финансирования системы социальной поддержки населения существенно увеличены, в бюджете области предусмотрено 100-процентное финансирование Федерального закона "О ветеранах".
Особенностью бюджетной политики в 2005 году стала практическая реализация масштабной реформы межбюджетных отношений. Внесены изменения в законодательство, регулирующее отношения в различных сферах государственного управления, которые обеспечивают разграничение расходных обязательств между уровнями государственной власти и местным самоуправлением.
Основой формирования областного и консолидированного бюджетов на 2006 год будет новый порядок организации межбюджетных отношений в Волгоградской области с муниципальными образованиями в условиях действия Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который предусматривает двухуровневую систему бюджетов муниципальных образований.
Вместе с тем следует отметить, что в 2005 году высоким в области, как и в целом по стране, остается уровень инфляции. Это может привести к замедлению темпов экономического роста. Высокая инфляция снижает эффективность мер по росту доходов населения. В этой связи необходимо использовать все возможности сдерживания уровня инфляции.
Важнейшей задачей бюджетной политики в 2006 - 2008 годах остается обеспечение макроэкономической устойчивости в регионе и последовательное снижение уровня инфляции. Недопустимо превышение прогнозных темпов инфляции, учтенных при формировании бюджета Волгоградской области.
Кроме того, необходимо обеспечить сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Волгоградской области, безусловное выполнение расходных обязательств областного и местных бюджетов, повышение эффективности бюджетных расходов.

Основные направления налоговой политики

Налоговая система России в настоящее время находится на завершающем этапе своего реформирования. Основные меры по совершенствованию налоговой системы, направленные на ее упрощение, повышение справедливости и экономической обоснованности взимаемых налогов и сборов, а также связанные со снижением налоговой нагрузки, уже осуществлены в 2001 - 2004 годах.
Основные направления налоговой политики в 2005 - 2006 годах предусматривают:
обеспечение благоприятных условий для эффективного развития отечественного бизнеса, реализации долгосрочных инвестиционных проектов;
устранение элементов, искажающих экономически обоснованную предпринимательскую мотивацию и препятствующих выводу хозяйственной деятельности из тени;
упрощение налогового учета и отчетности.
При разработке проектировок основных параметров бюджетной системы Волгоградской области на 2006 год учтены следующие изменения налогового законодательства:
1) внесены изменения в главу 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие предоставление права перехода на упрощенную систему налогообложения при доходе от реализации менее 15 млн. рублей (в 2005 году - 11 млн. рублей). Также предоставляется право перехода на упрощенную систему налогообложения на основе патента. Применение упрощенной системы налогообложения на основе патента разрешается индивидуальным предпринимателям, не привлекающим в своей предпринимательской деятельности наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, и осуществляющим один из 58 видов предпринимательской деятельности, перечень которых определяется Налоговым кодексом Российской Федерации.
Дополнен перечень лиц, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения:
адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;
бюджетные учреждения;
иностранные организации, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории Российской Федерации.
Одновременно из перечня лиц, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения, исключены индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
2) внесены изменения в главу 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие, что данная система налогообложения может применяться в отношении деятельности по:
оказанию услуг общественного питания, осуществляемых организациями, имеющими залы по каждому объекту площадью не более 150 квадратных метров, а также через объекты, не имеющие залов обслуживания посетителей;
оказанию услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь спальных помещений не более 500 квадратных метров;
оказанию услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей.
Внесено дополнение, согласно которому определение конкретного перечня бытовых услуг, в отношении которых на соответствующей территории вводится единый налог, отнесено к компетенции представительных органов муниципальных образований. Исключается корректирующий коэффициент базовой доходности К1, учитывающий место осуществления предпринимательской деятельности. Данный коэффициент не применялся, а особенность, учитывающая названный фактор, может определяться через корректирующий коэффициент К2 на уровне субъектов Российской Федерации. В связи с этим законопроектом корректирующий коэффициент К3 определяется как коэффициент К1. Также устанавливается предельный размер уменьшения налогоплательщиками суммы единого налога на вмененный доход не только на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, но и на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности;
3) в связи с ростом среднего уровня цен на потребительские товары и с учетом запланированного на 2006 год уровня инфляции, а также в целях сохранения относительного уровня налоговых поступлений в бюджет от акцизов, взимаемых по подакцизным товарам, в отношении которых установлены специфические (конкретные в абсолютной сумме на единицу измерения) налоговые ставки, проиндексированы на 9 процентов размеры ставок акцизов на подакцизные товары (за исключением нефтепродуктов и сигарет). Действующие ставки акцизов на нефтепродукты сохранены. Ставка для прямогонного бензина установлена в размере 2657 рублей за 1 тонну.
В целях сокращения случаев уклонения от уплаты акцизов по алкогольной продукции и соответственно потерь доходов бюджета от поступлений этого налога предлагается отменить налоговый режим акцизного склада в отношении алкогольной продукции и исключить из числа налогоплательщиков акцизов акцизные склады оптовых организаций. Одновременно предусматривается установить переходные положения по уплате акцизов после 1 января 2006 г. по алкогольной продукции, поступившей и (или) отгруженной на акцизные склады оптовых организаций до этой даты. Для субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены акцизные склады оптовых организаций, в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год" предполагается предусмотреть порядок, обеспечивающий поступление акцизов от алкогольной продукции в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с распределением, сложившимся в условиях действия акцизных складов;
4) вносятся поправки в главу Налогового кодекса о транспортном налоге, устанавливающие для налогоплательщиков - юридических лиц отчетные периоды и уплату авансовых платежей по транспортному налогу. В качестве отчетного периода предлагается определить квартал, а сумму авансовых платежей исчислять по истечении отчетного периода в размере одной четвертой произведения налоговой ставки и соответствующей налоговой базы, что позволит осуществлять равномерную уплату авансовых платежей транспортного налога в течение года;
5) отменяется налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения. В результате этих изменений с 1 января 2006 г. супруги, братья, сестры (близкие родственники по Семейному кодексу Российской Федерации) смогут наследовать любую собственность, не платя налог на наследование. Для остальных наследников установлена единая ставка 13 процентов;
6) внесены изменения в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, уточняющие определение налогоплательщиков, имеющих возможность перехода на единый сельскохозяйственный налог, срок, на основании которого устанавливается принадлежность налогоплательщика к сельскохозяйственным товаропроизводителям, а также дополняющие перечень расходов, на сумму которых налогоплательщики могут уменьшить налоговую базу, расходами на подготовку в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования специалистов для сельскохозяйственных предприятий, при условии, что с ними были заключены договоры, предусматривающие их работу у налогоплательщика не менее трех лет;
7) предусматривается совершенствование администрирования налога на добавленную стоимость, в частности принятие решения о переходе начиная с 2006 г. к общему порядку принятия к вычету налога на добавленную стоимость при осуществлении капитального строительства. Действующий порядок, при котором уплаченный налог на добавленную стоимость принимается к вычету только после ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию, приводит к удорожанию инвестиционных проектов, а зачастую - к отказу от их реализации;
8) совершенствуется налогообложение прибыли организаций. Включены в состав затрат расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, предоставлено право включать в состав затрат капитальные вложения в размере 10 процентов от стоимости приобретаемых основных средств, а также разрешен перенос убытков прошлых лет на будущие периоды.
Помимо этого реализуется ряд мер в области налогового администрирования, позволяющих обеспечить четкую регламентацию полномочий и действий налоговых органов при осуществлении ими контрольных мероприятий, включая определение порядка проведения всех видов налоговых проверок, досудебного урегулирования налоговых споров, истребования документов, установление жестких максимальных сроков проведения проверок, а также ограничений по количеству проверок налогоплательщика в течение одного года.
Эти изменения в налоговом законодательстве нашли отражение в разрабатываемом прогнозе развития экономики Волгоградской области на 2006 год, который рассчитывается исходя из оценки экономического развития в 2004 году и прогнозируемого изменения внутренних и внешних условий развития на 2005 - 2006 годы.
Влияние внешних факторов определяется прежде всего изменением мировых цен на энергоресурсы, состоянием мировой экономики и рядом других условий. Высока вероятность сохранения благоприятной динамики цен на нефть: по расчетам Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации на 2006 год, среднегодовой уровень составит 40 долларов за баррель нефти марки "Юралс" при среднегодовом курсе доллара 28,6 рубля за доллар США.
Основные показатели прогноза социально-экономического развития Волгоградской области на 2006 год:
индекс роста промышленного производства - 105,3 процента;
рост основных фондов отраслей экономики - 131 процент;
рост прибыли прибыльных предприятий - 110,3 процента;
рост фонда заработной платы - 118 процентов;
индекс потребительских цен - 108,3 процента.
Исходя из параметров прогноза социально-экономического развития Волгоградской области на 2006 год, нормативов отчислений налогов, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, прогнозируемый объем доходов консолидированного бюджета области в 2006 году составит 30,2 млрд. рублей, или рост по сравнению с 2005 годом - 8,6 процента. В том числе налоговые доходы прогнозируются в сумме 24,9 млрд. рублей, из них в областной бюджет - 18 млрд. рублей (72,4 процента от общей суммы налоговых доходов бюджета области); в местные бюджеты - 6,9 млрд. рублей (27,6 процента), в том числе в бюджеты поселений - 0,6 млрд. рублей (или 2,5 процента).
Неналоговые доходы составят 1 млрд. рублей, безвозмездные перечисления из федерального бюджета - 4,3 млрд. рублей.

Концепция формирования расходов бюджетной системы
Волгоградской области на 2006 год

В 2006 году бюджетная политика в отношении формирования расходов будет направлена на решение следующих задач:
повышение уровня жизни населения;
обеспечение безусловной выплаты заработной платы работникам бюджетных учреждений;
реализация мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Волгоградской области для отдельных категорий граждан Российской Федерации;
более действенное управление бюджетными расходами.
В 2006 году будет продолжено решение следующих жизненно важных вопросов:
оптимизация бюджетной сети и штатов;
реорганизация бюджетных учреждений;
закупка услуг за счет средств бюджета;
адресное предоставление льгот;
бюджетирование, ориентированное на результат;
расширение самостоятельности и ответственности администраторов расходов.
Исходя из параметров прогноза социально-экономического развития Волгоградской области на 2006 год, объем расходов консолидированного бюджета области на 2006 год прогнозируется в сумме 32,3 млрд. рублей, или 106,6 процента к бюджету 2005 года.
В проекте бюджета Волгоградской области на 2006 год найдут отражение следующие характерные особенности, свидетельствующие о его социальной направленности.
Во исполнение Закона Российской Федерации от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" органами государственной власти Волгоградской области с 1 мая 2006 г. планируется повышение заработной платы работникам бюджетной сферы Волгоградской области путем установления 1-го разряда Единой тарифной сетки в размере 1100 рублей, что в 1,5 раза выше 720 рублей, действующих в настоящее время, и на 37,5 процента больше 800 рублей, вступающих в силу с 1 сентября 2005 г. Данное повышение оплаты труда повлечет увеличение расходов бюджета Волгоградской области на 2 млрд. рублей и соответствует увеличению годового фонда оплаты труда на 25 процентов. Остается действующим также положение, закрепляющее увеличение на 25 процентов окладов работникам бюджетной сферы в сельской местности.
Как и в бюджете на 2005 год, в соответствии с Законом Российской Федерации от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в расходах областного бюджета будут предусмотрены ассигнования на финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного среднего общего образования в общеобразовательных учреждениях и на обязательное медицинское страхование неработающего населения Волгоградской области.
Также в областном бюджете будут сконцентрированы расходы на социальную поддержку ветеранов труда, тружеников тыла и лиц, пострадавших от политических репрессий, на выплату пособий гражданам, имеющим детей, на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ассигнования на реализацию Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" будут предусмотрены в расходной части областного бюджета и выделяться населению через органы социальной защиты населения.
Расходы на реализацию Закона Волгоградской области от 4 марта 2005 г. № 1019-ОД "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Волгоградской области" впервые предусмотрены в расходах областного бюджета и будут переданы в местные бюджеты в виде целевых субвенций.
Распределение между муниципальными образованиями субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг и субвенции на образовательный процесс будет произведено между всеми муниципальными образованиями Волгоградской области, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им указанные государственные полномочия, пропорционально численности потребителей соответствующих бюджетных услуг муниципального образования с учетом объективных условий, влияющих на стоимость этих бюджетных услуг.
Более того, в настоящее время органами государственной власти Волгоградской области дорабатывается проект закона Волгоградской области (в июне 2005 года принят Волгоградской областной Думой в первом чтении) об организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области, предполагающий выделение субвенций из областного бюджета муниципальным образованиям.
Основной отличительной особенностью формирования межбюджетных отношений на 2006 год является определение расходных полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления Волгоградской области в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все учреждения социальной защиты населения будут приняты на финансирование из областного бюджета с реорганизацией их организационной формы и структуры. В настоящее время данным вопросом занимается Управление социальной защиты населения Администрации Волгоградской области. Учреждения прочих отраслей социальной сферы частично будут финансироваться из областного бюджета в соответствии с полномочиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законами Российской Федерации от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Основные направления формирования межбюджетных отношений
областного бюджета с бюджетами муниципальных образований

Особенностью формирования бюджета на 2006 год является реформа межбюджетных отношений.
Построение межбюджетных отношений в Волгоградской области на 2006 год будет осуществляться в условиях двухуровневой системы местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений", Законами Волгоградской области "О межбюджетных отношениях в Волгоградской области" и "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов государственными полномочиями Волгоградской области по выравниванию уровня бюджетной обеспеченности поселений".
В 2006 году и на среднесрочную перспективу существенно изменится методика формирования межбюджетных отношений.
Основу раздела "Межбюджетные трансферты" составят:
областной фонд финансовой поддержки поселений;
областной фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);
областной фонд компенсаций;
областной фонд софинансирования социальных расходов.
Областной фонд финансовой поддержки поселений образуется в составе областного бюджета в целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений.
Начиная с 2006 года органы местного самоуправления всех муниципальных районов наделяются государственными полномочиями Волгоградской области по выравниванию уровня бюджетной обеспеченности поселений, в связи с чем областной фонд финансовой поддержки поселений будет образован только в части выравнивания уровня бюджетной обеспеченности городских округов в соответствии с приложением 2 к Закону Волгоградской области "О межбюджетных отношениях в Волгоградской области". При расчете фонда будет применен коэффициент покрытия - 90 процентов от расчетного превышения минимальных расходных обязательств над минимальными налоговыми и неналоговыми доходами по каждому городскому округу. Расчетные дотации из фонда будут заменены дополнительными нормативами отчислений по налогу на доходы физических лиц, а также и по иным федеральным и региональным налогам и сборам, если на момент составления областного бюджета на 2006 год в Бюджетный кодекс Российской Федерации будут внесены необходимые изменения.
Средства на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципальных районов, будут выделяться бюджетам муниципальных районов из областного фонда компенсаций.
Областной фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) образуется в составе областного бюджета в целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) в соответствии с приложением 3 к Закону Волгоградской области "О межбюджетных отношениях в Волгоградской области". При расчете фонда будет применен коэффициент покрытия - 90 процентов от расчетного превышения минимальных расходных обязательств над минимальными налоговыми и неналоговыми доходами по каждому муниципальному району (городскому округу). Расчетные дотации из фонда будут заменены дополнительными нормативами отчислений по налогу на доходы физических лиц, а также и по иным федеральным и региональным налогам и сборам, если на момент составления областного бюджета на 2006 год в Бюджетный кодекс Российской Федерации будут внесены необходимые изменения.
В целях финансового обеспечения полномочий Волгоградской области, делегируемых для исполнения органам местного самоуправления муниципальных районов (городских округов), в составе расходов областного бюджета образуется областной фонд компенсаций.
Средства из областного фонда компенсаций будут выделяться муниципальным районам (городским округам) в виде субвенции на реализацию:
Федерального закона от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в части финансового обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного среднего общего образования в общеобразовательных учреждениях;
Закона Волгоградской области от 4 марта 2005 г. № 1019-ОД "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Волгоградской области";
Федерального закона от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 "О милиции" в части содержания зданий органов внутренних дел;
Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния";
Закона Волгоградской области от 26 июля 2005 г. № 1095-ОД "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов государственными полномочиями Волгоградской области по выравниванию уровня бюджетной обеспеченности поселений";
Закона Волгоградской области от 26 ноября 2004 г. № 964-ОД "О государственных социальных гарантиях молодым специалистам, работающим в областных государственных и муниципальных учреждениях, расположенных в сельских поселениях и рабочих поселках Волгоградской области";
Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Кроме того, средства из областного фонда компенсаций будут выделяться на организацию питания детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях.
Из областного фонда софинансирования социальных расходов в форме субсидий будут выделяться средства на предоставление субсидий малоимущим гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Помимо межбюджетных трансфертов из перечисленных фондов предполагается предусмотреть в расходах областного бюджета дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных районов (городских округов).
Объем дотаций на обеспечение сбалансированности будет определяться по единой для всех муниципальных районов (городских округов) методике, исходя из объема непокрытого расчетного финансового разрыва, образовавшегося после выравнивания уровня бюджетной обеспеченности.
Кроме того, предполагается предусмотреть в расходах областного бюджета областной фонд муниципального развития и областной фонд стимулирования деятельности муниципальных образований по увеличению налоговых доходов.
Минимальный налоговый потенциал муниципальных образований будет определяться исходя из контингента, налогооблагаемой базы по минимальным нормативам отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. На основе полученных данных будут рассчитываться индексы налогового потенциала (ИНП).
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" использование при расчете уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований показателей фактических доходов и расходов за отчетный период или показателей, планируемых на плановый период доходов и расходов отдельных муниципальных образований, не допускается. В связи с этим расчет уровня бюджетной обеспеченности будет производиться на основе индекса налогового потенциала (ИНП) и индекса бюджетных расходов (ИБР).
На 2006 год предлагается рассчитывать минимальные расходные обязательства исходя из отраслевых финансовых нормативов по разделам и подразделам расходов в расчете на жителя или бюджетополучателя с применением коэффициентов, учитывающих различия в стоимости предоставления бюджетных услуг.
На переходном этапе на 2006 год по-прежнему муниципальным районам будут предусматриваться дополнительные средства на приобретение котельно-печного топлива для отопления бюджетных учреждений, расчет будет производиться исходя из фактического потребления за 2004 год.
При расчете минимальных расходов бюджетам муниципальных районов (городских округов) по разделу "Межбюджетные трансферты" муниципальным образованиям, имеющим непогашенную задолженность по бюджетным ссудам, выданным из областного бюджета в 2003 - 2004 годах, будут учтены расходы со знаком "минус" в объеме, обеспечивающем погашение 30 процентов от непогашенной задолженности.
Муниципальным районам (городским округам), у которых удельный вес расходов на выплату заработной платы работникам бюджетных учреждений и оплату коммунальных услуг в 2004 году составил более 50 процентов, будут предусмотрены дополнительные расходы. Данная мера направлена на выравнивание возможностей муниципальных образований по развитию территорий и в значительно большей мере, чем в 2005 году, позволит учесть объективные различия в стоимости предоставления бюджетных услуг населению - различия в удельном весе в бюджете муниципального образования расходов на выплату заработной платы работникам бюджетных учреждений и оплаты коммунальных услуг.
Впервые муниципальным районам в общей сумме расходов будут предусмотрены средства на формирование районных фондов финансовой поддержки поселений. Объем средств будет рассчитываться по единой для всех муниципальных районов методике: 90 процентов от непокрытого расчетного финансового разрыва в целом по поселениям после распределения субвенции муниципальным районам на осуществление государственных полномочий Волгоградской области на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений.

Государственная поддержка промышленности
и газоснабжение населения

В 2006 году будет продолжено направление средств областного бюджета на конкурсной основе на развитие промышленности области через бюджет развития Волгоградской области, а также на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в банках предприятиями легкой и текстильной промышленности на сезонную закупку сырья и материалов для производства товаров.
Расходы на компенсацию выпадающих доходов от предоставления льгот отдельным категориям граждан при оплате за газ (многодетные семьи; лица, награжденные медалью "За оборону Сталинграда)" до 2006 года учитывались в расходной базе бюджетов муниципальных образований при формировании межбюджетных отношений областного бюджета с бюджетами муниципальных образований. Учитывая, что Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований" установлены новые подходы формирования фонда компенсаций, с 2006 года указанные расходы будут предусмотрены в общих расходах жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с областными стандартами предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья (Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 29 апреля 2005 г. № 368 "Об областных стандартах оплаты жилья, коммунальных услуг и стоимости капитального ремонта жилищного фонда на 2005 год").

Государственная поддержка транспорта

Расходы областного бюджета на автомобильный, водный и железнодорожный транспорт будут представлены субсидиями на компенсацию убытков от перевозки пассажиров по регулируемым тарифам, от реализации социальных проездных билетов отдельным категориям граждан, включенным в федеральный и региональный регистр, а также имеющим право на льготы при оплате.
Расходы на компенсацию убытков от перевозки пассажиров на городском электрическом транспорте городов Волгограда и Волжского по регулируемым тарифам, от реализации социальных проездных билетов отдельным категориям граждан, включенным в федеральный и региональный регистр, а также имеющим право на льготы при оплате, будут учтены в расходной базе бюджетов городских округов при формировании межбюджетных отношений областного бюджета с бюджетами городских округов.
В 2006 году продолжится погашение лизинговых платежей за автобусы, полученные в рамках Областной целевой программы обновления подвижного состава общественного автомобильного транспорта Волгоградской области на 2002 - 2007 годы.

Государственная поддержка предпринимательства

В соответствии с областной целевой программой "Развитие и поддержка малого предпринимательства в Волгоградской области на 2005 - 2010 годы" в областном бюджете будут предусматриваться расходы на государственную поддержку предпринимательства, в том числе на предоставление бюджетных кредитов на конкурсной основе на реализацию быстроокупаемых инвестиционных проектов и на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в банках субъектами малого и среднего бизнеса на реализацию инвестиционных проектов.

Государственная поддержка дорожного хозяйства

Так как до настоящего времени на федеральном уровне не определены критерии отнесения автомобильных дорог к дорогам общего пользования федерального значения, возникла проблема по отнесению дорог общего пользования к дорогам регионального и муниципального значения, в связи с чем в 2006 году расходы на ремонт и содержание дорог общего пользования муниципального значения будут учтены в областном бюджете в составе общих расходов на поддержку дорожного хозяйства.

Государственная поддержка сельского хозяйства и рыболовства

В 2006 году функционирование агропромышленного комплекса Волгоградской области будет осуществляться в соответствии с "Основными приоритетами развития агропромышленного комплекса Волгоградской области на 2005, 2006 годы и на период до 2010 года", одобренными Решением коллегии Администрации Волгоградской области от 23 марта 2004 г. № 3/4.
Важнейшими задачами развития агропромышленного комплекса являются ускорение темпов роста объемов сельскохозяйственной продукции и продукции рыбохозяйственного комплекса на основе повышения эффективного использования ресурсного потенциала и конкурентоспособности продукции, решение социальных проблем сельских территорий и сокращение разрыва в уровне жизни сельского и городского населения.
В 2006 году предусматриваются следующие основные направления оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов в сфере агропромышленного комплекса:
осуществление бюджетного планирования, исходя из действующих нормативных правовых актов в области агропромышленного комплекса, принятие новых обязательств в соответствии с приоритетами развития сельского хозяйства и при наличии источников для их своевременного и полного выполнения;
сокращение неэффективных бюджетных расходов, не оказывающих влияния на стимулирование сельскохозяйственного производства (семинары, смотры, конкурсы);
проведение инвентаризации бюджетной сети сельского хозяйства, минимизация штатной численности, сокращение бюджетных расходов учреждений с увеличением удельного веса внебюджетных источников финансирования;
концентрация бюджетных средств для финансирования приоритетных отраслей сельского хозяйства, определяющих технологический и технический прогресс в отрасли, таких, как племенное дело и животноводство, элитное семеноводство, материально-техническое переоснащение;
изменение основных направлений государственной поддержки сельского хозяйства, осуществление поддержки предприятий агропромышленного комплекса, способных обеспечить наибольшую отдачу вложенных бюджетных средств;
проведение инвентаризации и сокращения областных целевых программ в области сельского хозяйства, не имеющих достаточных источников финансирования и не оказывающих влияния на стимулирование сельскохозяйственного производства.
В 2006 году предусматриваются следующие принципы бюджетного кредитования сельского хозяйства:
в целях увеличения инвестиций в агропромышленный комплекс осуществление перехода к среднесрочному бюджетному кредитованию приоритетных направлений;
увеличение объема бюджетных кредитов для финансирования приобретения техники и племенного скота на условиях лизинга.

Финансирование расходов в области охраны окружающей среды

В 2006 году основные направления бюджетных расходов в области охраны окружающей среды будут осуществляться в соответствии с Законом Волгоградской области от 11 июня 1996 г. № 68-ОД "Об экологическом фонде Волгоградской области".
Предусматриваются следующие приоритетные мероприятия в области охраны окружающей среды:
улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения на территории Волгоградской области;
организация и ведение мониторинга окружающей среды Волгоградской области;
переработка, утилизация и хранение отходов;
осуществление мер по воспроизводству природных ресурсов, утраченных в результате загрязнения окружающей среды;
охрана и воспроизводство диких животных и водных запасов, сохранение редких и исчезающих видов животных и растений.
В целях оптимизации бюджетных расходов, по результатам инвентаризации системы бюджетных учреждений в сфере охраны окружающей среды, планируется увеличение объемов финансирования расходов на текущее содержание учреждений за счет внебюджетных источников.

Государственная поддержка жилищно-коммунального хозяйства

В соответствии с действующим бюджетным законодательством расходные полномочия по финансированию жилищно-коммунального хозяйства отнесены к компетенции органов местного самоуправления.
В межбюджетных отношениях федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации предусматриваются следующие основные подходы к формированию финансовых взаимоотношений.
В расчетах параметров бюджета на 2006 год по распределению финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предусмотрено увеличение федерального стандарта предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр жилья в месяц - 35,9 рубля против 26,3 рубля в 2005 году, а стоимость капитального ремонта 1 квадратного метра жилого фонда в месяц - 2,8 рубля против 2,5 рубля в 2005 году.
Федеральный стандарт предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр жилья в месяц применяется для определения размера субвенции субъектам Российской Федерации из Федерального фонда компенсаций на реализацию мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Уровень софинансирования из федерального бюджета расходов по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг составит 15 процентов от расчетных расходов бюджетов регионов (в 2005 году - 12,5 процента).
При планировании расходов на жилищно-коммунальное хозяйство используются следующие экономические параметры:
1) областной норматив обеспеченности жилой площадью (социальная норма площади жилья);
2) областные стандарты предельной стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц по муниципальным образованиям;
3) областной стандарт стоимости капитального ремонта жилищного фонда на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц;
4) областной стандарт уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги.
Расходы областного бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство планируются:
1) в составе региональных фондов финансовой поддержки городских округов и поселений:
капитальный ремонт муниципального жилого фонда;
благоустройство территорий;
2) в составе фонда софинансирования социальных расходов:
жилищные субсидии малообеспеченным гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг с учетом обеспечения твердым топливом;
3) в составе фонда компенсаций:
предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности (сельские специалисты);
расходы на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
В соответствии с областной целевой подпрограммой "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области" на 2004 - 2010 годы Программы социально-экономического развития Волгоградской области на 2004, 2005 годы и на период до 2010 года будут предусматриваться расходы на реализацию плановых мероприятий данной подпрограммы на 2006 год.

Расходы на содержание законодательных
и исполнительных органов власти

Основу формирования областного бюджета на 2006 год будут составлять принципы разграничения расходных полномочий в соответствии с Федеральными законами от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В связи с перераспределением полномочий между уровнями бюджетов в области социальной защиты населения за счет сокращения управлений социальной защиты населения в местных администрациях увеличится численность Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области на 1350 человек, на содержание которых в областном бюджете необходимо предусмотреть 300 млн. рублей. Вместе с тем увеличение численности органов местного самоуправления составит около 1500 человек за счет образования в 453 поселениях местных администраций представительных и контрольных органов, расходы на содержание которых в сумме около 300 млн. рублей необходимо учесть при определении субвенции муниципальным образованиям для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений.

Политика в области управления государственным долгом

Долговая политика продолжает оставаться неотъемлемой частью финансовой политики Волгоградской области в 2006 году. При этом основные положения и направления долговой политики подчинены общим целям финансовой системы области.
Администрация Волгоградской области при выборе приоритетных направлений долговой политики исходит из безусловного приоритета поддержания рейтинга Волгоградской области как надежного заемщика, который основан на безусловном, своевременном и полном выполнении всех долговых обязательств.
Порядок управления государственным долгом установлен Законом Волгоградской области от 16 июля 2003 г. № 853-ОД "Об управлении государственным долгом Волгоградской области".
Стратегические и тактические задачи управления государственным долгом Волгоградской области направлены на поддержание объема государственного долга в пределах оптимальных размеров и удешевление стоимости обслуживания долга, что позволяет изменять структуру бюджетных расходов и высвобождать бюджетные средства для финансирования целевых программ.
В дополнение к основной задаче по снижению стоимости обслуживания долга Администрация Волгоградской области считает необходимым определить следующие приоритетные направления:
оптимизация структуры и объема государственного долга;
выпуск займов с различными сроками обращения с целью рефинансирования текущего долга, снижения текущего погашения и возможности выбора инвесторами интересующего варианта вложения временно свободных денежных средств;
привлечение средств с внешних для Волгоградской области рынков (из других регионов);
поддержание ликвидности рынка Волгоградских ценных бумаг при условии минимизации расходов на эти цели;
предоставление государственных гарантий для реализации высокоэффективных, с точки зрения общественной значимости и экономической отдачи, программ и проектов;
пролонгация договоров, реструктуризация долгов;
увеличение сроков заимствований с целью снижения текущего погашения.
Положительную перспективу должны иметь региональные займы - это одна из самых мощных составляющих рынка ценных бумаг. Для динамичного развития Волгоградской области в условиях рыночной экономики нужно иметь такой же рынок внутренних заимствований, как и в других развитых субъектах Российской Федерации. В настоящее время для выпуска региональных облигаций в Российской Федерации складываются достаточно благоприятные условия:
развитие системы регионального управления на основе формирования бюджетного законодательства;
улучшение макроэкономической ситуации и политической стабильности в стране, планируемое снижение уровня инфляции и ставок, по которым осуществляются заимствования на рынке;
существенное ограничение направлений вложения свободных денежных средств для институциональных инвесторов и населения (остатки денежных средств, находящиеся у учреждений финансово-кредитной системы, не могут быть вложены в различные активы, в том числе из-за ограниченного числа присутствующих на рынке финансовых инструментов);
опыт выпуска региональных займов, накопленный в стране за последние годы.
Одним из основных направлений работы на рынке ценных бумаг в 2006 году станет продолжение выпусков биржевых займов с размещением на организованных рынках Москвы и Санкт-Петербурга, где сконцентрирована основная часть российских инвестиционных ресурсов. Кроме того, будет продолжена работа по выпуску ценных бумаг, необходимых для удовлетворения спроса на внутреннем рынке.
На этапе дальнейшего развития и поддержания рынка ценных бумаг Волгоградская область должна обеспечить доверие потенциальных инвесторов, финансовую безопасность области и защиту прав собственности.
Главной целью при управлении долгом в 2006 году является снижение платы за пользование заемным капиталом и увеличение сроков заимствования.
Проведение максимально гибкой политики заимствований на фондовом рынке на основе всестороннего мониторинга дает возможность оперативно реагировать на колебания макроэкономических индикаторов, а также на изменение конъюнктуры на внутреннем и внешнем рынках заимствований, позволяет оптимизировать структуру бюджетных расходов, высвободить часть средств для финансирования первоочередных нужд бюджета.
В 2006 году будет продолжено развитие положительной кредитной истории, что позволит производить объемы заимствований с более длительными сроками обращения и снижать расходы на обслуживание государственного долга.
Кредитная политика направлена на оперативное привлечение денежных средств на цели областного бюджета для финансирования социально значимых и инвестиционных программ, а также на погашение долговых обязательств Волгоградской области.
Вместе с тем следует отметить, что развитие инвестиционной политики с использованием заемных средств должно иметь большое значение для экономики Волгоградской области. При этом использование заемных средств позволяет расширять возможности финансирования крупных проектов, не оказывая негативного воздействия на другие статьи расходов областного бюджета.

Финансовый контроль

Одним из инструментов бюджетной политики является финансовый контроль.
В результате проведенной работы в предшествующий период, внедрения казначейских технологий при исполнении областного бюджета значительно сокращается количество нарушений в расходовании бюджетных средств, выделяемых на текущее содержание бюджетных учреждений. В связи с этим в 2006 году планируется, сохранив ранее принятые направления в контрольно-ревизионной работе, усилить финансовый контроль за расходованием средств областного бюджета, выделяемых на выполнение областных целевых программ, основное внимание уделять не только вопросам целевого использования бюджетных средств, но и вопросам эффективности и рациональности их расходования, а также достижения планируемых результатов в ходе исполнения целевых программ.
В 2006 году также будет продолжена работа по координации контрольно-ревизионной работы и обеспечению более полного охвата бюджетополучателей проводимыми контрольными мероприятиями.
Планируется осуществлять более действенный контроль за предоставлением государственных гарантий Волгоградской области в части проведения в период, предшествующий предоставлению гарантии, финансовых проверок у получателей, сочетая такие проверки с постоянным контролем за финансовым состоянием получателей гарантий в течение их действия.
Такие меры позволят максимально сократить случаи оплаты за счет бюджетных средств долгов получателей гарантий, а следовательно, и уменьшить потери бюджета.
Учитывая, что внесенными в Бюджетный кодекс Российской Федерации изменениями с 1 января 2006 г. органам, исполняющим бюджеты субъектов Российской Федерации, не предусмотрено право проводить проверки бюджетов муниципальных образований, получающих дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, необходимо предусмотреть в планах контрольно-ревизионной работы на 2006 год тематические проверки по вопросу эффективности и целевого использования субвенций, субсидий и бюджетных кредитов.

Параметры составления консолидированного бюджета
на среднесрочную перспективу

Администрацией Волгоградской области будет представлен перспективный финансовый план Волгоградской области на 2006 - 2008 годы, предусматривающий прогноз поступления доходов и распределение расходов в разрезе функциональной классификации расходов Волгоградской области на среднесрочную перспективу. Перспективный финансовый план базируется на программе социально-экономического развития Волгоградской области до 2008 года. На прогнозируемый период Правительством Российской Федерации предусматривается постепенное снижение уровня инфляции.
Прогнозируемый рост доходов и расходов консолидированного бюджета области на 2007 год должен составить 6 процентов, на 2008 год - 4 процента. При формировании проекта областного бюджета на 2006 - 2008 годы предусматривается увеличить долю расходов областного бюджета на социальную сферу и межбюджетные трансферты с 61,3 процента в 2006 году до 70 процентов в 2008 году.
В перспективном финансовом плане новые расходные обязательства будут включаться в бюджет лишь в целях обеспечения приоритетов государственной социальной политики и при условии проведения оценки их ожидаемой эффективности.
Расходы бюджета будут рассчитываться с применением нормативного метода планирования.
В среднесрочной перспективе будет осуществлен практический переход к распределению бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных расходов, исходя из поставленных перед ними целей.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru