Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ апелляционной инстанции Арбитражного суда Волгоградской обл. от 17.08.2005 по делу № А12-13465/05-С19-V/52
<ДЛЯ ПРИЗНАНИЯ НЕНОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ НЕОБХОДИМО В СОВОКУПНОСТИ ДВА УСЛОВИЯ: ВО-ПЕРВЫХ, НЕСООТВЕТСТВИЕ ЕГО ЗАКОНУ ИЛИ ИНОМУ НОРМАТИВНОМУ ПРАВОВОМУ АКТУ, ВО-ВТОРЫХ, ОБЖАЛУЕМЫЙ АКТ ДОЛЖЕН НАРУШАТЬ ПРАВА И ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ ЗАЯВИТЕЛЯ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Поволжского округа от 20.10.2005 данное постановление оставлено без изменения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражного суда, не вступивших в законную силу

от 17 августа 2005 года Дело № А12-13465/05-С19-V/52

(извлечение)

Арбитражный суд Волгоградской области, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Волгограда на решение арбитражного суда от 7 июля 2005 г. по делу № А12-13465/05-С19 по заявлению ЗАО "Ритуальное предприятие "Память" к администрации Волгограда, департаменту городского хозяйства администрации Волгограда о признании ненормативного правового акта недействительным,

установил:

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Администрации г. Волгограда № 695 издано 26.04.2005, а не 25.04.2005.
   ------------------------------------------------------------------

ЗАО "Ритуальное предприятие "Память" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного правового акта, а именно Постановления администрации Волгограда от 25 апреля 2005 г. № 695 "О внесении изменений в Постановление администрации Волгограда от 22 июля 2002 г. № 833 "О специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде" и проведении муниципального открытого конкурса на право получения статуса городской специализированной службы по вопросам похоронного дела", недействительным. Заявитель полагает, что данное постановление нарушает права и законные интересы общества и вынесено с нарушением требований статей 10, 310, 450 Гражданского кодекса РФ.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Администрации г. Волгограда № 695 издано 26.04.2005, а не 25.04.2005.
   ------------------------------------------------------------------

Решением суда от 7 июля 2005 г. Постановление администрации Волгограда от 25 апреля 2005 г. № 695 признано недействительным, нарушающим права и законные интересы ЗАО "Ритуальное предприятие "Память", а также требования гражданского законодательства, урегулированные главой 29 Гражданского кодекса РФ.
С жалобой на судебный акт первой инстанции обратилась администрация Волгограда. Заявитель жалобы полагает, что решение суда вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, поэтому просит его отменить, вынести новый судебный акт об отказе ЗАО "Ритуальное предприятие "Память" в удовлетворении требований в полном объеме. При этом администрация Волгограда ссылается в том числе и на нормативный характер обжалуемого обществом постановления.
ЗАО "Ритуальное предприятие "Память" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив доводы апелляционной жалобы, оценив их, апелляционная коллегия считает, что она подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Так, администрация Волгограда Постановлением от 22 июля 2002 г. № 833 утвердила Положение о специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде и Положение о порядке проведения конкурса на право получения статуса городской специализированной службы по вопросам похоронного дела в Волгограде.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Администрации г. Волгограда № 695 издано 26.04.2005, а не 25.04.2005.
   ------------------------------------------------------------------

ЗАО "Ритуальное предприятие "Память" обратилось с заявлением о признании недействительным Постановления администрации Волгограда от 25 апреля 2005 г. № 695. Данным постановлением внесены изменения в Постановление администрации Волгограда от 22 июля 2002 г. № 833 "О специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде", определено провести муниципальный открытый конкурс на право получения статуса городской специализированной службы по вопросам похоронного дела (пункт 2), утвержден состав конкурсной комиссии.
Обжалуемое обществом постановление, как правильно указал суд первой инстанции, не является нормативным правовым актом.
В соответствии с пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. № 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо о того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Как видно из текста Положений, утвержденных Постановлением администрации Волгограда от 22 июля 2002 г. № 833 и в которые внесены изменения Постановлением от 26 апреля 2005 г. № 695, они затрагивают интересы лишь специализированных служб по вопросам похоронного дела в Волгограде, определяют порядок проведения конкурса на право получения статуса городской специализированной службы по вопросам похоронного дела среди предприятий, предпринимателей без образования юридического лица, оказывающих услуги населению Волгограда по погребению.
Из чего следует, что в том числе и обжалуемое обществом постановление носит индивидуально-разовый, индивидуально-определенный характер, а значит, оно является ненормативным правовым актом.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо в совокупности два условия: во-первых, несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту, во-вторых, обжалуемый акт должен нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Безусловно, в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту возлагается на орган или лицо, которые приняли этот акт. Однако согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ ЗАО "Ритуальное предприятие "Память" также должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к ведению органов местного самоуправления отнесены организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. В соответствии с указанным Законом полномочия администрации Волгограда по организации ритуальных услуг, обеспечению содержания в надлежащем состоянии мест захоронения закреплены в пункте 9 части 7 статьи 43 Устава города-героя Волгограда (в редакции Постановления Волгоградского горсовета народных депутатов от 22 декабря 2003 г. № 65/1259).
Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон).
Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших (часть 1 статьи 29 Закона).
В целях реализации данного Федерального закона администрация Волгограда и приняла Постановление от 22 июля 2002 г. № 833 "О специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде", а затем внесла в него изменения Постановлением от 26 апреля 2005 г. № 695.
ЗАО "Ритуальное предприятие "Память" полагает, что оспариваемое им постановление противоречит требованиям Гражданского кодекса РФ, а именно статьям 10, 450.
Так, общество указывает, что согласно пункту 2 Постановления № 695 администрация Волгограда должна провести муниципальный открытый конкурс на право получения статуса городской специализированной службы по вопросам похоронного дела в Волгограде и по результатам конкурса в силу пункта 4.2 этого же постановления определить дополнительно две организации к ранее определенной в Постановлении администрации Волгограда от 12 сентября 2002 г. № 1107. В этом случае на два предприятия, которые получат статус специализированной службы, в соответствии с пунктом 2.1 Положения о специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде также возлагаются обязанности по погребению на муниципальных кладбищах, тогда как эти обязанности уже возложены на заявителя. ЗАО "Ритуальное предприятие "Память" считает, что передача части обязанностей по погребению умерших причинит ему убытки и повлечет сокращение штата работников общества. Администрация города, по мнению заявителя, издав оспариваемое постановление, действовала лишь с одним намерением - причинить вред заявителю, что запрещено статьей 10 Гражданского кодекса РФ.
Вместе с тем указанные доводы не являются доказанными.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан.
В соответствии со статьей 4 Закона конкуренция - это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Этой же нормой определено, что товар - это продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Ритуальные услуги, в том числе и услуги по погребению, являются товаром, поскольку обладают его основными свойствами: потребительской стоимостью и способностью обмениваться. Потребность в получении услуг по погребению умерших возникает у лиц, перечисленных в статье 6 Закона о погребении, и эта потребность может быть удовлетворена хозяйствующими субъектами, которые осуществляют данный вид деятельности, то есть и те и другие являются субъектами рынка ритуальных услуг.
Оспариваемым обществом постановлением предусмотрены условия для создания конкурентной среды на рынке ритуальных услуг в Волгограде.
Кроме того, статьей 25 Закона закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, заключающиеся в создании специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе. Однако данная норма не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб и что иные юридические лица лишены права заниматься этой деятельностью.
Следующим аргументом ЗАО "Ритуальное предприятие "Память" является несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта статьям 310, 450 Гражданского кодекса РФ, т.к. реализация пунктов 2 и 4.2 Постановления № 695 в одностороннем порядке изменяет условия договора № 8/1 от 30 сентября 2002 г. Дополнительным соглашением № 1 от 15 мая 2003 г., заключенным к этому договору, обществу поручено в том числе и осуществление регистрации захоронений и установленных надгробных сооружений, ведение единого архива о всех захоронениях на кладбищах, выдача удостоверений на захоронения. Поскольку заявитель не является контролирующей организацией в соответствии с принятым постановлением администрации города, он не сможет выполнять условия договора в полном объеме.
Указанные доводы являются также несостоятельными, поскольку в оспариваемом обществом акте отсутствует какая-либо ссылка на договор № 8/1 от 30 сентября 2002 г., заключенный между департаментом городского хозяйства администрации Волгограда и ЗАО "Ритуальное предприятие "Память". Кроме того, правоотношения сторон по договору регулируются нормами обязательственного права, и Постановление от 26 апреля 2005 г. № 695 не может изменять или прекращать их.
При таких обстоятельствах оснований для признания Постановления администрации Волгограда от 26 апреля 2005 г. № 695 г. недействительным не имелось.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции

постановил:

Апелляционную жалобу Администрации Волгограда удовлетворить.
Решение арбитражного суда от 7 июля 2005 г. отменить и принять по делу новый судебный акт.
ЗАО "Ритуальное предприятие "Память" в удовлетворении требований отказать.
Взыскать с ЗАО "Ритуальное предприятие "Память" в доход федерального бюджета за рассмотрение дела в апелляционной инстанции государственную пошлину в размере 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его оглашения и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
О.В.БРЯНЦЕВА

Судьи
Т.А.ЗАГОРУЙКО
А.В.ПОПОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru