Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ отдела законодательства и федерального регистра ГУ Минюста РФ по Южному федеральному округу в Волгоградской обл. от 20.07.2005 № 384з
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17 ЯНВАРЯ 2001 ГОДА № 499-ОД "О СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" (В РЕДАКЦИИ ОТ 31 МАЯ 2005 ГОДА № 1066-ОД)"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



ОТДЕЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ФЕДЕРАЛЬНОГО РЕГИСТРА
ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 20 июля 2005 г. № 384з

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17 ЯНВАРЯ 2001 ГОДА
№ 499-ОД "О СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В ВОЛГОГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ" (В РЕДАКЦИИ ОТ 31 МАЯ 2005 ГОДА № 1066-ОД)

Отделом законодательства и федерального регистра Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу в Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 января 2005 года № 7 "Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам", и Положения, утвержденного Приказом руководителя Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу от 5 марта 2005 года № 6 "Об утверждении Положений в структурных подразделениях Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу", проведена юридическая экспертиза Закона Волгоградской области от 17 января 2001 года № 499-ОД "О сфере культуры и искусства в Волгоградской области" (в редакции от 31 мая 2005 года № 1066-ОД) (далее - областной Закон) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Рассматриваемый областной Закон определяет правовую базу создания и функционирования организаций культуры и искусства на территории Волгоградской области.
Предметом правового регулирования являются правоотношения, направленные на обеспечение и защиту конституционного права граждан на культурную деятельность и свободный доступ к культурным ценностям и благам, на сохранение традиций национальных культур.
Нормативное регулирование в данной сфере осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Гражданским кодексом Российской Федерации;
- Основами законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 № 3612-1 (в редакции от 22.08.2004 № 122-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 29.12.2004 № 199-ФЗ);
- Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в редакции от 23.12.2003 № 179-ФЗ).
В соответствии с пунктом "е" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно подпунктам 15 - 18 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относятся решение вопросов охраны и сохранения объектов культурного наследия регионального значения; организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта Российской Федерации; создание и поддержка государственных музеев (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации); организация и поддержка учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных государственных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Основ законодательства Российской Федерации о культуре законодательство Российской Федерации о культуре состоит из настоящих Основ, законов Российской Федерации и законов субъектов Российской Федерации о культуре.
Следовательно, исследуемый Закон Волгоградской области принят с соблюдением требований Конституции Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании подпункта "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Волгоградская областная Дума как законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые правоотношения путем принятия соответствующего нормативного правового акта.
Положения рассматриваемого Закона Волгоградской области соответствуют действующему федеральному законодательству.
В тексте анализируемого нормативного правового акта выявлено нарушение законодательной техники, заключающееся в следующем.
С целью приведения исследуемого Закона Волгоградской области в соответствие с действующим федеральным законодательством региональным законодателем в том числе изменено название областного Закона, поскольку начиная с 1 января 2005 текущего года, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22.08.1996 № 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" (в редакции от 22.08.2004 № 122-ФЗ) законодательство Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии состоит из Основ законодательства Российской Федерации о культуре, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Предоставленные указанным выше Федеральным законом полномочия в области государственной поддержки кинематографии субъектом Российской Федерации утрачены.
Однако в преамбуле, абзаце 3 статьи 3 и абзаце 6 статьи 4 областного Закона указано, что Закон регулирует правовые основы и принципы государственной политики в сфере культуры, искусства и кинематографии, гарантии и формы государственной поддержки некоммерческих организаций культуры, искусства и кинематографии на территории Волгоградской области, регулирует культурную деятельность в Волгоградской области в сфере кинематографии, обеспечение эффективной работы государственных и муниципальных учреждений культуры, искусства и кинематографии.
Несмотря на то, что приведенные выше положения областного Закона носят декларативный характер и не влекут никаких правовых последствий, по мнению Главного управления, требуют корректировки в части регулирования вопросов кинематографии.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Закон Волгоградской области от 17 января 2001 года № 499-ОД "О сфере культуры и искусства в Волгоградской области" (в редакции от 31 мая 2005 года № 1066-ОД) соответствует действующему федеральному законодательству.

Начальник отдела законодательства
и федерального регистра Главного
управления Минюста России
по Южному федеральному округу
в Волгоградской области
советник юстиции 2-го класса
Е.Н.КОРОЛЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru