Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ апелляционной инстанции Арбитражного суда Волгоградской обл. от 04.07.2005 по делу № А12-21824/04-С37-V/34
<НЕНОРМАТИВНЫЙ АКТ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИЗНАН СУДОМ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ПРИ НАЛИЧИИ ДВУХ УСЛОВИЙ: ЕГО НЕСООТВЕТСТВИЯ ТРЕБОВАНИЯМ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И НАРУШЕНИЯ ОСПАРИВАЕМЫМ АКТОМ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ЗАЯВИТЕЛЯ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Поволжского округа от 13.10.2005 данное постановление и решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.04.2005 по данному делу оставлены без изменения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражного суда, не вступивших в законную силу

от 27 июня - 4 июля 2005 года Дело № А12-21824/04-С37-V/34

(извлечение)

Апелляционная коллегия Арбитражного суда Волгоградской области, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, администрации Волгограда, на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.04.2005 по делу № А12-21824/04-С19,

установила:

Истец, ООО "ВИПОЙЛ-ИНВЕСТ", обратился в суд с исковым заявлением к администрации Волгограда о признании недействительным Постановления администрации Волгограда № 276 от 12.03.2003 "Об установлении площадей земельных участков, занимаемых санитарно-защитными зонами" в части включения в него ООО "ВИПОЙЛ-ИНВЕСТ" в качестве налогоплательщика земельного налога. Просил восстановить срок для подачи данного заявления.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 07.09.2004 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ГУ "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Волгограде".
Решением суда от 03.11.2004 ООО "ВИПОЙЛ-ИНВЕСТ" отказано в признании недействительным Постановления администрации Волгограда от 12.03.2003 № 276 "Об установлении площадей земельных участков, занимаемых санитарно-защитными зонами" в части включения в него ООО "ВИПОЙЛ-ИНВЕСТ" в качестве налогоплательщика земельного налога за санитарно-защитные зоны как не соответствующего ст. 1, п. 9 ст. 12, ст. 15 ФЗ № 1738-1 "О плате за землю", а также п. 2.12.1 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03, утвержденных Постановлением № 38 от 10.04.2003 Главного государственного санитарного врача РФ. Восстановлен срок на обращение в суд с данными требованиями.
Постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 03.02.2005 решение суда от 03.11.2004 отменено, дело передано на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Волгоградской области.
При новом рассмотрении данного спора суд первой инстанции определениями от 07.09.2004, 14.03.2005, 14.04.2005 привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, Комитет по земельным ресурсам администрации Волгограда, ИФНС по Центральному району г. Волгограда, Комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда.
До принятия решения судом первой инстанции истец в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил исковые требования. Просил признать недействительным Постановление администрации Волгограда от 12.03.2003 № 276 "Об установлении площадей земельных участков, занимаемых санитарно-защитными зонами" как не соответствующее ст. 1, ст. 8, п. 9 ст. 12, ст. 15 ФЗ № 1738-1 "О плате за землю", п. 2 ст. 12 ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также п. 5 ст. 1 НК РФ; это же постановление просил признать недействительным в части включения в него ООО "ВИПОЙЛ-ИНВЕСТ" в качестве налогоплательщика земельного налога за санитарно-защитные зоны по следующим объектам: АЗС по ул. Менжинского, 15а; АЗС по ул. Исторической; АЗС по ул. Пермской; АЗС по ул. Рабоче-Крестьянской; АЗС в поселке Горная Поляна; АЗС по ул. Лазоревой.
Решением от 26.04.2005 суд первой инстанции признал недействительным Постановление от 12.03.2003 № 276 "Об установлении площадей земельных участков, занимаемых санитарно-защитными зонами" администрации г. Волгограда как не соответствующее ст. 1, ст. 8, ст. 12, ст. 15 ФЗ № 1738-1 "О плате за землю", ст. 12 ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; признал недействительным Постановление от 12.03.2003 № 276 "Об установлении площадей земельных участков, занимаемых санитарно-защитными зонами" администрации г. Волгограда в части включения в него ООО "ВИПОЙЛ-ИНВЕСТ" в качестве налогоплательщика земельного налога за санитарно-защитные зоны.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик, администрация Волгограда, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 26.04.2005 отменить как незаконное, необоснованное, вынесенное при неправильном применении норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Просили принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Представители третьих лиц в судебном заседании поддержали апелляционную жалобу заявителя.
В судебном заседании представитель истца высказал мнение о законности и обоснованности состоявшегося судебного акта. Просил решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
ИФНС по Центральному району г. Волгограда, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции не явилась и письменного отзыва в адрес суда не направила.
В силу статьи 156 АПК РФ апелляционная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие вышеуказанного лица в данном судебном заседании по имеющимся в деле доказательствам.
На основании представленных документов в судебном заседании апелляционной инстанции в порядке ст. 48 АПК РФ была произведена процессуальная замена государственного учреждения "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора г. Волгограда" его правопреемником - Федеральным государственным учреждением здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области".
В судебном заседании в порядке ст. 163 АПК РФ был объявлен перерыв. Судебное заседание продолжено 04.07.2005 в 10 часов 30 минут.
Проверив законность судебного решения, правильность применения норм материального и процессуального права, выслушав мнение представителей сторон, суд апелляционной инстанции находит основания для изменения судебного акта.
В соответствии со статьей 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Как следует из пункта 1 оспариваемого Постановления администрации Волгограда от 12.03.2003 № 276 "Об установлении площадей земельных участков, занимаемых санитарно-защитными зонами", данный ненормативный акт принят в целях налогообложения площади земельных участков, занимаемых санитарно-защитными зонами, при этом в преамбуле имеется ссылка на ФЗ "О плате за землю" от 11.10.1991 № 1738-1. В пункте 2 названного постановления рекомендовано инспекциям Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по районам Волгограда производить расчет земельного налога санитарно-защитных зон предприятий согласно п. 1 настоящего постановления.
В соответствии со статьей 1 Закона № 1738-1 использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
Статья 8 этого же Закона в облагаемую налогом площадь включает санитарно-защитные зоны объектов, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ от 24.07.2000 имеет номер 554, а не 544.
   ------------------------------------------------------------------

На основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 (с последующими изменениями и дополнениями от 30.12.2001 и 10.01.2003) и Положения о санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 № 544, принято Постановление Минздрава РФ и Главного государственного санитарного врача РФ от 17.05.2001 № 15, санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который может быть источником химического, биологического или физического воздействия на среду обитания и здоровье человека.
В силу пункта 4 Указа Президента РФ от 26.10.1993 № 1760 "О реформе местного самоуправления в РФ", а также статьи 56 Земельного кодекса РФ ограничение прав на землю, в том числе установление санитарно-защитных зон, относится к компетенции органов местного самоуправления.
Соответственно, установление санитарно-защитных зон отнесено к компетенции органа местного самоуправления, и администрация города вправе в пределах своей компетенции принимать решения в области использования земли и других природных ресурсов, охраны природы.
Судебная коллегия апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку оспариваемому постановлению администрации г. Волгограда на предмет соответствия его действующему законодательству на момент его издания.
В силу ст. 289 АПК РФ указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия кассационной инстанции ФАС Поволжского округа в своем постановлении указала на то, что при новом рассмотрении дела необходимо исследовать вопрос о наделении администрации Волгограда полномочиями на принятие решений рекомендательного характера и является ли такое решение обязательным для установления земельного налога.
Земельный налог относится к местным налогам и сборам. Уставом города Волгограда установление местных налогов и сборов отнесено к исключительной компетенции городского Совета (статья 24 п. 3 Устава города). Администрации города право на установление ставок земельного налога не представлено. При этом в Уставе города не содержится положений, дающих право администрации города выносить решения рекомендательного характера как в части налогов и сборов, так и в области использования земли.
Судебная коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции, что решение по вопросам налогообложения городская администрация принимать была не вправе. Рекомендация налоговым органам произвести расчет земельного налога является незаконной. В то же время постановление как ненормативный акт органа местного самоуправления принято к исполнению налоговыми органами, так как в тексте оспариваемого постановления прямо указано, что санитарно-защитные зоны устанавливаются в целях налогообложения площади земельных участков и произведения соответствующих расчетов земельного налога.
Апелляционная коллегия также считает необходимым отметить, что администрация Волгограда, устанавливая площади земельных участков, занимаемых санитарно-защитным зонами, указывает ООО "ВИПОЙЛ-ИНВЕСТ" в своем постановлении как плательщика земельного налога.
В силу ст. ст. 15, 17 ФЗ "О плате за землю" от 11.10.1991 № 1738-1 основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования земельным участком; земельный налог исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления в пользование земельного участка.
В материалах дела имеются договоры аренды земельных участков, на которых размещены шесть указанных выше объектов АЗС, согласно которым ООО "ВИПОЙЛ-ИНВЕСТ" является арендатором земельных участков и уплачивает арендную плату.
Из представленных договоров аренды земельных участков не следует, что в качестве особых условий в них включено наличие у данных объектов санитарно-защитных зон, подлежащих налогообложению на основании Закона Российской Федерации "О плате за землю".
Постановление администрации г. Волгограда от 12.03.2003 № 276 не может являться правоустанавливающим документом, который в силу ст. 15 ФЗ "О плате за землю" является основанием для установления земельного налога.
Таким образом, оспариваемое постановление принято администрацией Волгограда с превышением полномочий, так как его действие распространяется на налоговые правоотношения.
Во исполнение указаний кассационной инстанции судом первой инстанции при проверке обязательности установления санитарно-защитных зон в отношении АЗС по ул. Исторической и АЗС по ул. Рабоче-Крестьянской также было установлено следующее.
Согласно сообщению Центра госсанэпиднадзора в Волгоградской области № 07U-3621 от 5 октября 2004 г. в случае отсутствия жилых застроек, ландшафтно-рекреационных зон, зон курорта, отдыха вблизи объекта установление санитарно-защитной зоны не носит обязательный характер.
В письме комитета по градостроительству и архитектуре № АР-3543-04 от 6 октября 2004 г. "О прилегающих к сан. зонам АЗС функциональных зонах" прямо указано, что к объектам АЗС по ул. Исторической и АЗС по ул. Рабоче-Крестьянской зоны отдыха, жилая зона, ландшафтно-рекреационная зона, курортная зона не примыкают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает правомерным вывод суда первой инстанции, что определение санитарно-защитных зон для ООО "ВИПОЙЛ-ИНВЕСТ", указанных в оспариваемом постановлении, произведено необоснованно и без учета фактических обстоятельств, что соответственно не позволяет считать его соответствующим ст. 12 Закона РФ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В то же время, рассматривая законность приятого судебного акта, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению.
В нарушение п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ суд первой инстанции в резолютивной части решения от 26 апреля 2005 года указал на признание Постановления администрации Волгограда от 12.03.2003 № 276 "Об установлении площадей земельных участков, занимаемых санитарно-защитными зонами" недействительным как полностью, так и в части включения в него ООО "ВИПОЙЛ-ИНВЕСТ" в качестве налогоплательщика земельного налога за санитарно-защитные зоны.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ ненормативный акт может быть признан судом недействительным при наличии двух условий: это его несоответствие требованиям действующего законодательства и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.
В рассматриваемом случае оспариваемым постановлением нарушаются права и законные интересы ООО "ВИПОЙЛ-ИНВЕСТ" в части включения его в качестве налогоплательщика земельного налога.
Соответственно, в резолютивной части судебного акта должно быть указано о признании недействительным Постановления администрации Волгограда от 12.03.2003 № 276 "Об установлении площадей земельных участков, занимаемых санитарно-защитными зонами" в части включения в него ООО "ВИПОЙЛ-ИНВЕСТ" в качестве налогоплательщика земельного налога за санитарно-защитные зоны как не соответствующего ст. 1, ст. 8, ст. 15 ФЗ № 1738-1 "О плате за землю", п. 2 ст. 12 ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Кроме того, резолютивная часть решения не содержит выводов суда первой инстанции о восстановлении заявителю процессуального срока на обращение с заявленными требованиями в суд.
Судебная коллегия апелляционной инстанции считает необходимым исправить в порядке п. 1 ст. 266 АПК РФ допущенное судом первой инстанции процессуальное нарушение. Ходатайство ООО "ВИПОЙЛ-ИНВЕСТ" о восстановлении процессуального срока на обращение с заявленным требованием в суд удовлетворить, поскольку ответчиком не представлено доказательств уведомления истца о принятии оспариваемого ненормативного акта.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 258, 268 - 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции

постановил:

Произвести в порядке процессуального правопреемства замену Федерального государственного учреждения "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора г. Волгограда" на Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области".
Апелляционную жалобу ответчика, администрации Волгограда, удовлетворить в части изменения судебного акта.
Решение суда от 26.04.2005 по делу № А12-21824/04-С19 изменить.
Изложить резолютивную часть решения суда в следующей редакции: "Восстановить ООО "ВИПОЙЛ-ИНВЕСТ" срок на обращение в суд с требованиями о признании недействительным Постановления администрации Волгограда от 12.03.2003 № 276 "Об установлении площадей земельных участков, занимаемых санитарно-защитными зонами" в части включения в него ООО "ВИПОЙЛ-ИНВЕСТ" в качестве налогоплательщика земельного налога за санитарно-защитные зоны.
Признать недействительным Постановление администрации Волгограда от 12.03.2003 № 276 "Об установлении площадей земельных участков, занимаемых санитарно-защитными зонами" в части включения в него ООО "ВИПОЙЛ-ИНВЕСТ" в качестве налогоплательщика земельного налога за санитарно-защитные зоны как не соответствующее ст. 1, ст. 8, ст. 15 ФЗ № 1738-1 "О плате за землю", п. 2 ст. 12 ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Выдать ООО "ВИПОЙЛ-ИНВЕСТ" справку на возврат из федерального бюджета госпошлины, оплаченной при подаче иска, а также при подаче кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в установленном законом порядке в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
Е.С.ПЯТЕРНИНА

Судьи
В.В.НАЗАРЕВСКАЯ
Л.А.АНТОНОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru