Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ отдела законодательства и федерального регистра ГУ Минюста РФ по Южному федеральному округу в Волгоградской обл. от 24.06.2005 № 304з
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 15 НОЯБРЯ 1996 ГОДА № 89-ОД "О НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" (В РЕДАКЦИИ ОТ 17 НОЯБРЯ 2000 ГОДА № 465-ОД, ОТ 20 НОЯБРЯ 2001 ГОДА № 632-ОД, ОТ 18 ФЕВРАЛЯ 2002 ГОДА № 670-ОД)"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



ОТДЕЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ФЕДЕРАЛЬНОГО РЕГИСТРА
ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 24 июня 2005 г. № 304з

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 15 НОЯБРЯ 1996 ГОДА
№ 89-ОД "О НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ НА ТЕРРИТОРИИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" (В РЕДАКЦИИ ОТ 17 НОЯБРЯ
2000 ГОДА № 465-ОД, ОТ 20 НОЯБРЯ 2001 ГОДА № 632-ОД,
ОТ 18 ФЕВРАЛЯ 2002 ГОДА № 670-ОД)

Отделом законодательства и федерального регистра Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу в Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 января 2005 года № 7 "Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам", и Положения, утвержденного Приказом руководителя Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу от 5 марта 2005 года № 6 "Об утверждении Положений в структурных подразделениях Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу", проведена повторная юридическая экспертиза Закона Волгоградской области от 15 ноября 1996 года № 89-ОД "О недропользовании на территории Волгоградской области" (в редакции от 17 ноября 2000 года № 465-ОД, от 20 ноября 2001 года № 632-ОД, от 18 февраля 2002 года № 670-ОД) (далее - Закон Волгоградской области) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием для проведения повторной юридической экспертизы являются изменения федерального законодательства, а также поручение и.о. руководителя Главного управления Минюста России по Южному федеральному округу от 29.03.2005 № 01-10/02/360 о состоянии нормативной правовой базы Волгоградской области о природных ресурсах.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Рассматриваемый Закон Волгоградской области устанавливает правовые и организационные основы недропользования на территории Волгоградской области при разработке месторождений общераспространенных полезных ископаемых и полезных ископаемых местного значения, строительстве и эксплуатации подземных сооружений регионального и местного значения.
Предметом правового регулирования настоящего областного Закона являются отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере осуществляется следующими правовыми актами:
1. Конституцией Российской Федерации.
2. Земельным кодексом Российской Федерации.
3. Федеральным законом от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" (в редакции от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
4. Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 29.12.2004 № 199-ФЗ).
5. Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции от 21.03.2005 № 20-ФЗ).
6. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.04.2004 № 171 "Вопросы Федерального агентства по недропользованию".
7. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 293 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию".
8. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 № 293 "Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр".
9. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1 "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами".
10. Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 19.11.2003 № 1026 "Об утверждении порядка переоформления лицензий на пользование участками недр" (в редакции от 19.10.2004 № 674).
В соответствии с пунктами "в" и "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами; природопользование находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 1 Закона Российской Федерации "О недрах" законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 1.1 указанного выше Закона Российской Федерации субъекты Российской Федерации принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий.
Пунктом 1 статьи 4 Закона Российской Федерации "О недрах" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится в том числе принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о недрах.
Следовательно, исследуемый Закон Волгоградской области принят с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании подпункта "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Волгоградская областная Дума как законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые правоотношения путем принятия соответствующего нормативного правового акта.
Однако в ходе правового анализа в тексте исследуемого областного Закона выявлены несоответствия федеральному законодательству, обусловленные объективными причинами, связанными с изменением федерального законодательства, заключающиеся в следующем.
1. Пунктом 9 статьи 4 Закона Российской Федерации "О недрах" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится в том числе установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения.
В соответствии с пунктом 7 статьи 10.1 указанного выше Закона Российской Федерации одним из оснований возникновения права пользования участками недр является решение уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Согласно части 6 статьи 16 указанного выше Закона Российской Федерации порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, регулирование отношений, связанных с лицензированием деятельности, направленной на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в соответствии с действующим законодательством является предметом ведения субъектов Российской Федерации.
Однако, исходя из содержания части 6 статьи 4, части 6 статьи 7 и части 2 статьи 12 Закона Волгоградской области, предоставление лицензий на осуществление указанных выше видов деятельности обеспечивается на территории Волгоградской области при участии комитета по геологии и использованию недр Волгоградской области (являющегося ранее территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере недропользования).
В настоящее время в соответствии с пунктами 1 и 3 Постановления Правительства Российской Федерации "Вопросы Федерального агентства по недропользованию" установлено, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере недропользования, является Федеральное агентство по недропользованию.
Федеральное агентство по недропользованию осуществляет свои функции непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно пункту "г" части 1 статьи 71 Конституции Российской Федерации, определяющему, что установление системы федеральных органов исполнительной власти и порядка их организации и деятельности находится в ведении Российской Федерации, субъект Российской Федерации не вправе регулировать порядок деятельности территориального органа федерального органа исполнительной власти путем наделения его своим нормативным правовым актом полномочиями, не предусмотренными федеральным законодательством.
Выявленное несоответствие заключается во вторжении субъекта Российской Федерации в компетенцию Российской Федерации в части установления порядка и деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере лицензирования деятельности, связанной с пользованием участков недр общераспространенных полезных ископаемых.
2. Часть 4 статьи 15 исследуемого Закона Волгоградской области, согласно которой конкретный размер ставки регулярного платежа за пользование недрами устанавливается администрацией Волгоградской области по представлению комитета природных ресурсов по Волгоградской области, не соответствует абзацу 6 пункта 2 статьи 43 Закона Российской Федерации "О недрах", определяющему, что конкретный размер ставки регулярного платежа за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
Выявленное несоответствие заключается в превышении субъектом Российской Федерации компетенции в части установления конкретного размера ставки регулярного платежа за пользование недрами.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Закон Волгоградской области от 15 ноября 1996 года № 89-ОД "О недропользовании на территории Волгоградской области" (в редакции от 17 ноября 2000 года 465-ОД, от 20 ноября 2001 года № 632-ОД, от 18 февраля 2002 года № 670-ОД) не соответствует действующему федеральному законодательству в части установления порядка и деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере лицензирования деятельности, связанной с пользованием участками недр общераспространенных полезных ископаемых, превышения органами государственной власти Волгоградской области полномочий по установлению конкретного размера ставки регулярного платежа за пользование недрами.
Предлагаю привести исследуемый юридической экспертизой Закон Волгоградской области в соответствие с действующим федеральным законодательством, сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник отдела законодательства
и федерального регистра Главного
управления Минюста России
по Южному федеральному округу
в Волгоградской области
советник юстиции 2-го класса
Е.Н.КОРОЛЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru