Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ отдела законодательства и федерального регистра ГУ Минюста РФ по Южному федеральному округу в Волгоградской обл. от 10.06.2005 № 263з
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 9 ДЕКАБРЯ 2003 ГОДА № 893-ОД "О ЦЕЛЕВОМ КАЗАЧЬЕМ ЗЕМЕЛЬНОМ ФОНДЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



ОТДЕЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ФЕДЕРАЛЬНОГО РЕГИСТРА
ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 10 июня 2005 г. № 263з

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 9 ДЕКАБРЯ 2003 ГОДА
№ 893-ОД "О ЦЕЛЕВОМ КАЗАЧЬЕМ ЗЕМЕЛЬНОМ ФОНДЕ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Отделом законодательства и федерального регистра Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу в Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 января 2005 года № 7 "Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам", и Положения, утвержденного Приказом руководителя Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу от 5 марта 2005 года № 6 "Об утверждении Положений в структурных подразделениях Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу", проведена повторная юридическая экспертиза Закона Волгоградской области от 09.12.2003 № 893-ОД "О целевом казачьем земельном фонде Волгоградской области" (далее - Закон) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Повторная юридическая экспертиза проведена в соответствии с пунктом 12 Рекомендаций по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденных Приказом Минюста России от 29 октября 2003 года № 278, на основании Письма Департамента государственной политики в сфере федеральной юстиции Министерства юстиции Российской Федерации от 21 апреля 2005 года № 01-113Б о правомерности регулирования органами государственной власти субъектов Российской Федерации правоотношений в сфере предоставления земель сельскохозяйственного назначения казачьим обществам.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Исследуемым Законом устанавливается порядок формирования и использования целевого казачьего земельного фонда Волгоградской области.
Предметом правового регулирования являются земельные отношения.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Земельным кодексом Российской Федерации;
- Гражданским кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 29.12.2004 № 199-ФЗ);
- Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в редакции от 07.03.2005 № 10-ФЗ);
- Федеральным законом от 11.06.2003 № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве";
- Федеральным законом от 07.07.2003 № 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве".
Земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 82 Земельного кодекса Российской Федерации условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в собственность хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливаются федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" определено, что правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, исследуемый Закон принят с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться казачьим обществам для осуществления сельскохозяйственного производства, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Подпунктом "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Волгоградская областная Дума является постоянно действующим высшим и единственным выборным представительным и законодательным органом государственной власти, обладающим правом представлять интересы населения и принимать от его имени законодательные акты по предметам ведения Волгоградской области, а также в пределах полномочий области по предметам совместного ведения Волгоградской области и Российской Федерации (пункт 1 статьи 22 Устава (Основного закона) Волгоградской области).
Таким образом, Волгоградская областная Дума вправе регулировать рассматриваемые отношения путем принятия нормативного правового акта в форме закона.
В тексте исследуемого Закона Волгоградской области несоответствий действующему федеральному законодательству не выявлено.
Форма и содержание представленного на юридическую экспертизу нормативного правового акта соответствуют правилам законодательной техники.
20 февраля 2004 года Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области было подготовлено экспертное заключение по результатам юридической экспертизы исследуемого Закона, согласно выводам которой нормативный правовой акт был признан не соответствующим федеральному законодательству в части создания приоритетных условий предоставления земель казачьим обществам, в связи с чем нарушаются конституционные права других лиц, что нарушает конституционный принцип равенства граждан (экспертное заключение № 01-10/(274)26-04).
Органами государственной власти Волгоградской области, Волгоградской областной прокуратурой в ходе неоднократного обсуждения высказывалось единодушное несогласие с выводами экспертного заключения.
С целью подкрепления позиции Главного управления указанное экспертное заключение направлено в Министерство юстиции Российской Федерации на согласование.
Письмом Департамента государственной политики в сфере федеральной юстиции Министерства юстиции Российской Федерации от 21 апреля 2005 года № 01-113Б по вопросу правового регулирования вопроса предоставления земель сельскохозяйственного назначения казачьим обществам сообщено о правомерности принятия Волгоградской областной Думой рассматриваемого Закона по следующим основаниям.
Согласно статьям 78 и 82 Земельного кодекса Российской Федерации казачьи общества выделены в особую категорию, для которой условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для целей, связанных с сельскохозяйственным производством, устанавливаются федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться казачьим обществам в аренду в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.
Пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти в целях обеспечения управления и распоряжения земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков.
Вышеназванные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренные федеральным законодательством, реализованы в рассматриваемом Законе.
Таким образом, Главное управление признает ранее сделанный вывод о несоответствии исследуемого Закона Волгоградской области федеральному законодательству ошибочным.
В этой связи экспертное заключение от 20 февраля 2004 года № 01-10/(274)26-04 подлежит отзыву.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Закон Волгоградской области от 09.12.2003 № 893-ОД "О целевом казачьем земельном фонде Волгоградской области" соответствует действующему федеральному законодательству.

Начальник отдела законодательства
и федерального регистра Главного
управления Минюста России
по Южному федеральному округу
в Волгоградской области
советник юстиции 2-го класса
Е.Н.КОРОЛЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru