Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Волгоградской обл. от 07.06.2005 по делу № А12-9694/05-С45
<О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ТАРИФАМ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 15 АПРЕЛЯ 2005 Г. № 12/1 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ РСТ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 28 ДЕКАБРЯ 2004 Г. № 40/2 "ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПЛАТЫ ЗА УСЛУГИ ПО ПЕРЕДАЧЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ ПО СЕТЯМ ЭНЕРГОСНАБЖАЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПТОВУЮ КУПЛЮ-ПРОДАЖУ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ" СО ДНЯ ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Поволжского округа от 08.09.2005 данное решение оставлено без изменения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 7 июня 2005 года Дело № А12-9694/05-С45

(извлечение)

Арбитражный суд Волгоградской области, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Волгоградские коммунальные системы" к Региональной службе по тарифам Волгоградской области о признании не действующим Постановления Региональной службы по тарифам Волгоградской области от 15 апреля 2005 г. № 12/1 "О внесении изменений в Постановление РСТ Волгоградской области от 28 декабря 2004 г. № 40/2 "Об установлении платы за услуги по передаче электрической энергии по сетям энергоснабжающих организаций Волгоградской области, осуществляющих оптовую куплю-продажу электрической энергии" со дня вступления в силу, третье лицо - администрация г. Волгограда,

установил:

ОАО "Волгоградские коммунальные системы" (далее - ОАО "ВгКС") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании не действующим Постановления Региональной службы по тарифам Волгоградской области от 15 апреля 2005 г. № 12/1 "О внесении изменений в Постановление РСТ Волгоградской области от 28 декабря 2004 г. № 40/2 "Об установлении платы за услуги по передаче электрической энергии по сетям энергоснабжающих организаций Волгоградской области, осуществляющих оптовую куплю-продажу электрической энергии" со дня вступления в силу как не соответствующего абзацу второму ст. 2 Федерального закона от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию", пункту 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ № 109 от 26 февраля 2004 г.).
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что в отношении ОАО "ВгКС" Постановлением РСТ Волгоградской области от 28 декабря 2004 г. № 40/2 на период с 1 января 2005 г. были установлены экономически обоснованные тарифы на электрическую энергию (с учетом изменений, внесенных Постановлением РСТ Волгоградской области от 2 марта 2005 г. № 5/1). Далее оспариваемым Постановлением РСТ от 15 апреля 2005 г. № 12/1 ранее установленные и введенные в действие для заявителя тарифы были уменьшены. Данное постановление, считает заявитель, незаконно, так как тарифы на электрическую энергию в силу ст. 2 ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" и п. 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года. Отсюда произвольное изменение уже введенного в действие тарифа недопустимо. Помимо этого процедура установления тарифа включает в себя открытие дела об установлении тарифов, получение и истребование от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, обосновывающих ее затраты документов, анализ данной документации, назначение и проведение экспертизы экономической обоснованности затрат, принятие решения об установлении тарифов. Однако открытие дела об установлении тарифов принятию оспариваемого постановления РСТ не предшествовало.
Кроме того, по мнению заявителя, при принятии оспариваемого постановления ответчик проигнорировал основополагающий принцип государственного регулирования тарифов, установленный ст. 4 ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию", состоящий в обеспечении экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии. Согласно данному принципу необходимые для обеспечения процесса энергоснабжения затраты должны учитываться при тарифном регулировании. При принятии оспариваемого постановления ответчик уменьшил тарифы на электрическую энергию и тем самым уменьшил необходимую валовую выручку ОАО "ВгКС", однако затраты остались на прежнем уровне. Таким образом, в нарушение ст. 4 ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" оспариваемое постановление принято без исследования того факта, будут ли новые тарифы покрывать затраты ОАО "ВгКС" на обеспечение процесса энергоснабжения.
В судебном заседании представители заявителя поддержали требования.
Представители ответчика, РСТ Волгоградской области, требования заявителя не признали и пояснили суду, что 14 декабря 2004 г. в отношении ОАО "ВгКС" было открыто дело об установлении тарифов на электрическую энергию на 2005 г. Согласно п. 16 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации открытие дела предполагало проведение экспертизы предложения об установлении тарифов. Однако в нарушение действующего порядка ОАО "ВгКС" не представило ответчику ряд документов, необходимых для формирования расходов и доходов, необходимой валовой выручки. Отсюда провести соответствующую экспертизу не представилось возможным. Для выхода из создавшейся ситуации ответчик предложил заявителю установить с начала финансового года тарифы на электрическую энергию на уровне тарифов другой сетевой организации, имеющей идентичные условия работы, с условием дальнейшего формирования необходимой валовой выручки на расчетный период регулирования в рамках открытого дела. ОАО "ВгКС" с этим согласилось, в результате чего с начала 2005 г. была проведена совместная работа заявителя и ответчика. Непосредственно перед принятием оспариваемого постановления представители ОАО "ВгКС" на заседании экспертного совета согласились с уровнем необходимой валовой выручки, предложенным экспертом РСТ. Отсюда в основу оспариваемого постановления были положены с учетом мнения ОАО "ВгКС" результаты экспертизы материалов, сформированных в ОАО "ВгКС" в 1-м квартале 2005 г., которые показали необходимость пересмотра уровня тарифов, ранее утвержденных для заявителя с 1 января 2005 г. Следовательно, полагают представители ответчика, принимая 15 апреля 2005 г. Постановление № 12/1, ответчик привел ранее установленные для ОАО "ВгКС" тарифы на электрическую энергию в соответствие с требованиями ст. 4 ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" и тем самым руководствовался принципом экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической энергии.
Представитель 3-го лица требования заявителя полагал законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Выслушав объяснения представителей сторон, третьего лица, изучив материалы дела, суд находит заявление ОАО "ВгКС" законным и обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 3.2 устава ОАО "ВгКС" (в редакции от 15 марта 2004 г.) истец вправе осуществлять такие виды деятельности, как оказание коммунальных услуг, производство, передачу, поставку электрической энергии, а также оказание услуг по ее реализации юридическим и физическим лицам, получение электрической энергии с оптового рынка и получение электрической энергии у ее производителей.
Как видно из имеющихся в деле договоров краткосрочной аренды муниципального имущества соответственно № 570 и 1704 от 30 июня и 24 ноября 2004 г., ОАО "ВгКС" от муниципального унитарного производственного предприятия "Волгоградские межрайонные электрические сети" во временное владение и пользование было получено муниципальное имущество, относящееся к электросетевому хозяйству муниципального образования г. Волгоград, в целях обеспечения потребителей ОАО "ВгКС" коммунальными услугами (п. п. 1.1, 1.2 раздела 1 договоров краткосрочной аренды № 570 и 1704).
Уставные виды деятельности ОАО "ВгКС" и целевое назначение принятого по договорам аренды имущества позволяют прийти к выводу о том, что ОАО "ВгКС" осуществляет деятельность по поставке электрической энергии потребителям г. Волгограда.
Как установлено судом и не оспаривалось участвующими в деле лицами, с 1 сентября 2004 г. ОАО "ВгКС" осуществляет деятельность по поставке электрической энергии потребителям г. Волгограда.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" (в редакции Федеральных законов от 11 февраля 1999 г. № 33-ФЗ, от 10 января 2003 г. № 6-ФЗ, от 26 марта 2003 г. № 38-ФЗ, от 7 июля 2003 г. № 125-ФЗ, от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, от 30 декабря 2004 г. № 211-ФЗ) (далее - Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ) государственное регулирование тарифов на электрическую энергию осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую энергию и (или) их предельных уровней. Отсюда согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ установление тарифов компетентным органом и в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом, является обязательным для энергоснабжающей организации, а, в свою очередь, отсутствие законно установленных тарифов исключает легальную возможность для энергоснабжающей организации осуществлять деятельность по продаже потребителям произведенной или купленной электроэнергии.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Волгоградской области от 8 декабря 2004 г. по делу № А12-32603/04-С35 (оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции того же суда от 22 февраля 2005 г.) по заявлению ОАО "ВгКС" к РСТ Волгоградской области признано незаконным бездействие ответчика, выразившееся в уклонении от рассмотрения заявления ОАО "ВгКС" об установлении тарифов на электрическую энергию на 2004 и 2005 гг., и, помимо этого, на ответчика возложена обязанность открыть дело об установлении для ОАО "ВгКС" тарифов на электрическую энергию на 2005 г.
Как следует из объяснений представителей сторон в судебном заседании, во исполнение решения арбитражного суда 1-й инстанции от 8 декабря 2004 г. по делу № А12-32603/04-С35 ответчик (орган исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов) открыл для ОАО "ВгКС" как энергоснабжающей организации дело по установлению тарифов на электрическую энергию на 2005 г., а далее Постановлением РСТ Волгоградской области от 28 декабря 2004 г. № 40/2 "Об установлении платы за услуги по передаче электрической энергии по сетям энергоснабжающих организаций Волгоградской области, осуществляющих оптовую куплю-продажу электрической энергии" были установлены тарифы на электрическую энергию для потребителей ОАО "ВгКС" (кроме населения) без НДС. Соответствующая величина тарифа нашла свое отражение в приложении № 5 к Постановлению РСТ Волгоградской области от 28 декабря 2004 г. № 40/2 (в редакции Постановления РСТ Волгоградской области от 2 марта 2005 г. № 5/1).
Согласно п. 1 Постановления РСТ Волгоградской области от 28 декабря 2004 г. № 40/2 тарифы (плата) за услуги по передаче электрической энергии по сетям энергоснабжающих организаций Волгоградской области, включая и ОАО "ВгКС", осуществляющих оптовую куплю-продажу электрической энергии, устанавливались и вводились РСТ с 1 января 2005 г.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее чем год. Аналогичные положения содержатся в абзаце первом п. 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 109), в соответствии с которым тарифы и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года.
С учетом изложенного срок действия Постановления РСТ Волгоградской области от 28 декабря 2004 г. № 40/2, установившего в т.ч. и для потребителей ОАО "ВгКС" тарифы на электрическую энергию, составлял не менее 1 года, начиная с 1 января 2005 г.
Между тем Постановлением РСТ Волгоградской области от 15 апреля 2005 г. № 12/1 "О внесении изменений в Постановление РСТ Волгоградской области от 28 декабря 2004 г. № 40/2 "Об установлении платы за услуги по передаче электрической энергии по сетям энергоснабжающих организаций Волгоградской области, осуществляющих оптовую куплю-продажу электрической энергии" в приложение № 5 к Постановлению РСТ Волгоградской области от 28 декабря 2004 г. № 40/2 были внесены изменения, состоящие в изложении данного приложения в новой редакции. По буквальному смыслу Постановления РСТ Волгоградской области от 15 апреля 2005 г. № 12/1 приложение № 5 к Постановлению РСТ Волгоградской области от 28 декабря 2004 г. № 40/2 утрачивало силу, а для потребителей ОАО "ВгКС" (кроме населения) устанавливались новые тарифы на электрическую энергию, которые излагались в виде отдельного приложения без № к Постановлению РСТ Волгоградской области от 15 апреля 2005 г. № 12/1. Согласно п. 2 Постановления РСТ Волгоградской области от 15 апреля 2005 г. № 12/1 последнее вступало в силу с 1 мая 2005 г.
Отсюда, изложив в новой редакции приложение № 5 к Постановлению РСТ Волгоградской области от 28 декабря 2004 г. в виде нового отдельного и самостоятельного приложения к обжалуемому постановлению того же регулирующего органа от 15 апреля 2005 г. № 12/1, ответчик установил для ОАО "ВгКС" новые тарифы (размер платы) за услуги по передаче ОАО "ВгКС" электрической энергии неограниченному кругу своих потребителей (кроме населения) на территории г. Волгограда. Таким образом, соответствующие тарифы в нарушение ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ и абзаца первого п. 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 109) вводились в действие не с начала очередного года и на срок менее одного года, так как были заново установлены для ОАО "ВгКС" и введены в действие с 1 мая 2005 г.
Суд не может принять во внимание доводы ответчика о том, что оспариваемым Постановлением от 15 апреля 2005 г. № 12/1 РСТ Волгоградской области привела в соответствие с действующим законодательством РФ свое собственное, ранее принятое Постановление № 40/2 от 28 декабря 2004 г.
Действительно, абзац второй п. 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 109) устанавливает изъятие из правила о введении в действие тарифов на электрическую энергию на срок не менее одного года и с начала очередного года для тех ситуаций, когда решения регулирующего органа направлены на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов в соответствие с законодательством РФ либо когда соответствующим решением регулирующего органа тарифы устанавливаются впервые, т.е. для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов.
Вместе с тем приведение тарифов в соответствие с законодательством РФ означает их изменение регулирующим органом и всегда влечет за собой появление новой величины тарифа как системы ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию, а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулирующую деятельность.
Как следует из п. 7 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 109), установление тарифов и (или) их предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел. Данное требование является положением общего характера и, таким образом, распространяется на все случаи установления тарифов для энергоснабжающей организации - как на случаи установления тарифов, инициируемых самими хозяйствующими субъектами (энергоснабжающими организациями), так и на случаи установления тарифов путем изменения ранее установленных тарифов регулирующим органом в целях приведения данных тарифов в соответствие с требованиями действующего законодательства РФ.
Ответчик не оспаривал в судебном заседании тот факт, что открытие дела об установлении тарифов на электрическую энергию в отношении ОАО "ВгКС" принятию 15 апреля 2005 г. оспариваемого Постановления РСТ Волгоградской области № 12/1 не предшествовало.
Кроме того, нормативное регулирование, устанавливаемое подзаконным нормативным актом, не может подменять собой положения соответствующего федерального закона, а потому подзаконный нормативный акт должен толковаться и применяться в системной взаимосвязи с положениями федерального закона как нормативного акта более высокой юридической силы. Между тем ст. 6 Федерального закона от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" предусматривает только один случай приведения тарифа регулирующим органом в соответствие с требованиями действующего законодательства. Так, согласно ч. 6 ст. 6 упомянутого Федерального закона от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ орган исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов вправе отменить решение органа местного самоуправления, принятое во исполнение переданных ему в соответствии со ст. 6 полномочий и противоречащее законодательству РФ об электроэнергетике или принятое с превышением предоставленной ему компетенции. Принимая во внимание данное обстоятельство, суд приходит к выводу о том, что РСТ Волгоградской области как орган исполнительной власти субъекта РФ не наделена полномочиями по отмене собственного нормативного правового акта до истечения срока его действия, поскольку такие полномочия предоставлены соответствующим органам исполнительной власти субъектов РФ только в отношении нормативных решений органов местного самоуправления об установлении тарифов на электрическую энергию.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, если полагают, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности или создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом в силу ч. 5 ст. 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Согласно ст. 7.1 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (в редакции Закона от 7 июля 2003 г. № 125-ФЗ) и как разъяснено в п. 11 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ № 80 от 13 августа 2004 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемое Постановление РСТ Волгоградской области от 15 апреля 2005 г. № 12/1 не соответствует положениям ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию", абзаца первого п. 6 и п. 7 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 109), а потому имеется одно из указанных в ч. 1 ст. 192 АПК РФ условий для признания нормативного акта недействующим - несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Кроме того, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление существенно нарушает права и законные интересы ОАО "ВгКС" в сфере экономической деятельности.
Как указано заявителем в обоснование своих требований, в структуре нового тарифа не учтены экономически обоснованные затраты ОАО "ВгКС" по осуществлению им регулируемого вида деятельности, в связи с чем заявитель не получит того объема необходимой валовой выручки, который будет достаточен для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
Отвергая соответствующие доводы заявителя, представители ответчика обращали внимание суда на то, что уже после принятия 28 декабря 2004 г. Постановления РСТ Волгоградской области № 40/2 от ОАО "ВгКС" был запрошен ряд документов, из которых усматривалась необоснованность ранее установленного тарифа на период с 1 января 2005 г., что позволило законно снизить тарифы на электрическую энергию оспариваемым Постановлением регулирующего органа от 15 апреля 2005 г. № 12/1. При этом вновь установленные тарифы (по Постановлению РСТ Волгоградской области от 15 апреля 2005 г. № 12/1) являются экономически обоснованными.
Согласно ч. 6 ст. 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт. В нарушение ч. 6 ст. 194 АПК РФ ответчик не выполнил перед судом свою обязанность по доказыванию юридически значимых для правильного разрешения спора обстоятельств, не доказав, в частности, те обстоятельства, на которые он ссылался в обоснование своих возражений.
Как установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Волгоградской области от 8 декабря 2004 г. по делу № А12-32603/04-С35 по заявлению ОАО "ВгКС" к РСТ Волгоградской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по открытию дел об установлении тарифов на 2004 и 2005 гг., ОАО "ВгКС" для открытия дела об установлении тарифов на электроэнергию представило в 2004 г. РСТ Волгоградской области все необходимые документы, материалы и информацию, предусмотренные п. 10 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 109) и являющиеся необходимыми и достаточными для открытия соответствующего дела.
Поскольку ни одним нормативным положением Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 109) не предусмотрено такое процедурное действие регулирующего органа, как закрытие дела об установлении тарифов по основанию непредставления после его открытия каких-либо материалов, суд приходит к выводу о том, что необходимые для открытия дела документы и материалы (установленные п. 10 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ) являются достаточными и для последующего (после открытия дела) установления тарифа на тот или иной регулируемый вид деятельности. Отсюда по буквальному смыслу Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ какие-либо дополнительно представленные регулирующему органу материалы как после открытия дела об установлении тарифа, так и после установления тарифа (закрытия соответствующего дела) не имеют значения для суждения об экономической обоснованности тарифа. Установленный Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ порядок установления тарифа исходит из того, что установление экономически обоснованного тарифа на электрическую энергию возможно на основе представленных для открытия соответствующего дела документов и материалов.
Помимо изложенного, ответчиком не доказан сам факт направления ему от ОАО "ВгКС" в период марта - апреля 2005 г. каких-либо документов и материалов, послуживших основанием расценить ранее установленные тарифы на электрическую энергию для ОАО "ВгКС" как экономически необоснованные и обусловивших тем самым необходимость принятия 15 апреля 2005 г. Постановления № 12/1. Представленные ответчиком и имеющиеся в материалах дела телефонограммы и письма РСТ Волгоградской области в период с 1 января по 15 апреля 2005 г. по своему содержанию являются сообщениями для ОАО "ВгКС" о том, где и когда состоится совещание по вопросу тарифов на электрическую энергию, с просьбой об обеспечении явки представителя. При этом в них не содержатся требования о представлении ОАО "ВгКС" каких-либо новых документов или материалов, имеющих отношение к установлению тарифа на электрическую энергию.
Поскольку ответчик не опроверг утверждения заявителя о том, что установленные Постановлением РСТ Волгоградской области № 12/1 от 15 апреля 2005 г. тарифы на электрическую энергию являются экономически необоснованными, суд находит доказанным утверждение заявителя о том, что оспариваемое постановление нарушает его законные интересы в сфере экономической деятельности, так как из-за него заявитель не получит в период после 1 мая 2005 г. объема валовой выручки, достаточного для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования. Помимо этого суд отвергает доводы ответчика о том, что оспариваемое Постановление № 12/1 от 15 апреля 2005 г. было направлено на приведение ранее установленных для ОАО "ВгКС" тарифов на электрическую энергию в соответствие с требованиями действующего законодательства РФ, так как соответствующие доводы ответчика в нарушение возложенной на него ч. 6 ст. 194 АПК РФ обязанности надлежащим образом в судебном заседании не доказаны.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что, помимо несоответствия Федеральному закону от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ и Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ (утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 109), Постановление РСТ Волгоградской области № 12/1 от 15 апреля 2005 г. также существенно нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Отсюда Постановление РСТ Волгоградской области № 12/1 от 15 апреля 2005 г. должно быть признано недействующим.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление открытого акционерного общества "Волгоградские коммунальные системы" удовлетворить.
Признать Постановление Региональной службы по тарифам Волгоградской области от 15 апреля 2005 г. № 12/1 "О внесении изменений в Постановление РСТ Волгоградской области от 28 декабря 2004 г. № 40/2 "Об установлении платы за услуги по передаче электрической энергии по сетям энергоснабжающих организаций Волгоградской области, осуществляющих оптовую куплю-продажу электрической энергии" не соответствующим ст. 2 Федерального закона от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" (в редакции Федеральных законов от 11 февраля 1999 г. № 33-ФЗ, от 10 января 2003 г. № 6-ФЗ, от 26 марта 2003 г. № 38-ФЗ, от 7 июля 2003 г. № 125-ФЗ, от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, от 30 декабря 2004 г. № 211-ФЗ), п. 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", в редакции Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 893) и не действующим полностью.
Решение вступает в законную силу немедленно.
Открытому акционерному обществу "Волгоградские коммунальные системы" выдать справку на возврат государственной пошлины в размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции - Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
А.В.ПОНОМАРЕВ

Судьи
В.В.ПАНТЕЛЕЕВА
С.Г.ВЕЛИКОРОДНЫЙ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru