Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ отдела законодательства и федерального регистра ГУ Минюста РФ по Южному федеральному округу в Волгоградской обл. от 11.05.2005 № 01-10/(035)92-05
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 22 АПРЕЛЯ 1996 ГОДА № 59-ОД "ОБ АРХИВНОМ ФОНДЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И АРХИВАХ" (В РЕД. ОТ 04.03.2005 № 1018-ОД)"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



ОТДЕЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ФЕДЕРАЛЬНОГО РЕГИСТРА
ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 11 мая 2005 г. № 01-10/(035)92-05

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 22 АПРЕЛЯ 1996 ГОДА
№ 59-ОД "ОБ АРХИВНОМ ФОНДЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И АРХИВАХ"
(В РЕД. ОТ 04.03.2005 № 1018-ОД)

Отделом законодательства и федерального регистра Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу в Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 января 2005 года № 7 "Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам", и Положения, утвержденного Приказом руководителя Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу от 5 марта 2005 года № 6 "Об утверждении Положений в структурных подразделениях Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу", проведена юридическая экспертиза Закона Волгоградской области от 22.04.1996 № 59-ОД "Об архивном фонде Волгоградской области и архивах" (в редакции от 04.03.2005 № 1018-ОД) (далее - Закон) на предмет соответствия федеральному законодательству.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Предметом правового регулирования исследуемого Закона являются правоотношения в сфере формирования, организации, хранения, учета и использования архивных фондов в целях обеспечения сохранности архивных документов и их всестороннего использования в интересах граждан, государства и общества.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. от 29.12.2004 № 199-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 29.12.2004 № 199-ФЗ);
- Федеральным законом от 22.10.2004 № 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации";
- Указом Президента Российской Федерации от 17.03.1994 № 552 "Об утверждении Положения об архивном фонде Российской Федерации" (в ред. от 19.11.2003 № 1365);
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области.
Согласно пункту "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации" предусмотрено, что законодательство об архивном деле в Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 4 указанного выше Федерального закона установлено, что к полномочиям субъекта Российской Федерации в области архивного дела относится хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов.
Таким образом, Волгоградская областная Дума вправе регулировать рассматриваемые правоотношения путем принятия областного Закона.
18 июля 2001 года, 1 октября 2004 года исследуемый Закон Волгоградской области проанализирован на предмет соответствия федеральному законодательству (экспертное заключение № 01-10/225-01, повторное экспертное заключение № 01-10/(015)96-04).
В ходе правового исследования областной Закон признан не соответствующим федеральному законодательству в части включения органов местного самоуправления в структуру органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также финансирования деятельности органа государственной власти за счет средств местных бюджетов.
Изменениями, внесенными Законом Волгоградской области от 04.03.2005 № 1018-ОД в базовый нормативный правовой акт, указанные несоответствия федеральному законодательству устранены.
Однако в связи с принятием Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации" в тексте областного Закона выявлены несоответствия федеральному законодательству, заключающиеся в следующем.
1. В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 статьи 3 исследуемого Закона решение вопросов о передаче права собственности на архивные фонды и архивные документы, являющиеся муниципальной собственностью, принятые на хранение государственными архивами Волгоградской области, относится к совместному ведению Волгоградской области и органов местного самоуправления.
Частью 2 пункта 3 статьи 3 областного Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно решают все вопросы архивного дела, за исключением указанных в пунктах 1, 2 и 3 статьи 3 (в том числе решение вопросов о передаче права собственности на архивные фонды и архивные документы, являющиеся муниципальной собственностью).
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 4 Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации" к полномочиям муниципального образования в области архивного дела относится решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в муниципальной собственности, в собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, иных муниципальных образований.
Таким образом, отнесение к совместному ведению Волгоградской области и органов местного самоуправления решения вопросов о передаче права собственности на архивные фонды и архивные документы, являющиеся муниципальной собственностью, является со стороны субъекта Российской Федерации вторжением в компетенцию органов местного самоуправления.
2. В соответствии с частью 1 статьи 8 областного Закона передача другим лицам права собственности на архивные фонды, находящиеся на территории Волгоградской области и являющиеся федеральной собственностью (за исключением архивных фондов и архивных документов, образовавшихся и образующихся в деятельности федеральных органов государственной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации и других банков, отнесенных к федеральной собственности), осуществляется по постановлению органа законодательной (представительной) власти Волгоградской области по согласованию с Государственной архивной службой Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации" передача архивных документов, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований осуществляется Правительством Российской Федерации по представлению специально уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
Таким образом, наделяя орган законодательной (представительной) власти Волгоградской области полномочиями по передаче архивных документов, находящихся в федеральной собственности, региональный законодатель вмешивается в компетенцию Российской Федерации, а именно Правительства Российской Федерации.
3. Статьей 18 областного Закона определяются сроки временного хранения архивных документов архивного фонда Волгоградской области.
Установленные областным законодателем сроки временного хранения документов не соответствуют срокам временного хранения, установленным статьей 22 Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации".
Выявленные несоответствия состоят в следующем:
- в соответствии с подпунктом "г" пункта 1 статьи 18 Закона Волгоградской области срок временного хранения записей актов гражданского состояния составляет 75 лет. Для указанной категории архивных документов срок временного хранения, предусмотренный подпунктом "а" пункта 4 статьи 22 Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации", составляет 100 лет;
- согласно подпункту "е" пункта 1 статьи 18 исследуемого Закона срок временного хранения научной, технологической и патентной документации составляет 10 лет. Федеральным законом "Об архивном деле в Российской Федерации" предусмотрены иные сроки хранения указанных выше документов: научной документации - 15 лет (подпункт "е" пункта 4 статьи 22), технологической, патентной документации - 20 лет (подпункты "г", "д" пункта 4 статьи 22);
- в соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 статьи 18 Закона Волгоградской области срок временного хранения конструкторской документации составляет 15 лет. Для указанной категории архивных документов срок временного хранения, предусмотренный подпунктом "г" пункта 4 статьи 22 Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации", составляет 20 лет;
- подпунктом "з" пункта 1 статьи 18 областного Закона для проектной документации по капитальному строительству установлен срок временного хранения 15 лет. В соответствии с подпунктом "в" пункта 4 статьи 22 Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации" срок временного хранения проектной документации по капитальному строительству составляет 20 лет;
- согласно подпункту "к" пункта 1 статьи 18 исследуемого Закона срок временного хранения кинофонодокументов и видеофонограмм составляет не более 3 лет. Федеральным законом "Об архивном деле в Российской Федерации" предусмотрены иные сроки хранения указанных выше документов: кинодокументов - 5 лет (подпункт "ж" пункта 4 статьи 22), видео- и фонодокументов - 3 года (подпункт "з" пункта 4 статьи 22);
- в соответствии с подпунктом "л" пункта 1 статьи 18 Закона Волгоградской области срок временного хранения фотодокументов составляет 3 года. Для указанной категории архивных документов срок временного хранения, предусмотренный подпунктом "ж" пункта 4 статьи 22 Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации", составляет 5 лет.
Территориальный орган юстиции предлагает привести указанные выше положения статьи 18 областного Закона в соответствие со статьей 22 Федерального закона в части установления сроков временного хранения архивных документов.
4. В соответствии с частью 4 статьи 20 областного Закона в случае продажи документов негосударственной части архивного фонда Волгоградской области собственники документов, организаторы аукционов, торгово-посреднические организации обязаны не позднее чем за 10 дней до предстоящей продажи сообщить о ней архивным органам и учреждениям системы комитета по управлению архивами администрации Волгоградской области с указанием точного времени и места продажи.
Согласно пункту 4 статьи 11 Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации" в случае проведения торгов по продаже архивных документов, находящихся в частной собственности, организаторы торгов обязаны не позднее чем за 30 дней до дня их проведения проинформировать в письменной форме о месте, времени и об условиях продажи архивных документов специально уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти и соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела, на территории которого проводятся торги.
Таким образом, региональный законодатель не вправе устанавливать иной порядок продажи архивных документов в отличие от предусмотренного действующим федеральным законодательством, поскольку согласно пункту 4 статьи 11 Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации" нарушение порядка продажи архивных документов может служить основанием для возникновения у специально уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти и соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела права требовать в судебном порядке в соответствии с гражданским законодательством перевода на них прав и обязанностей покупателя.
Наряду с указанными в заключении несоответствиями федеральному законодательству текст рассматриваемого Закона содержит нарушения правил законодательной техники.
1. В соответствии с частью 1 статьи 2 исследуемого Закона законодательство об архивном фонде Волгоградской области и архивах состоит из Основ законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах, правовых актов Российской Федерации, настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ними законодательных и иных правовых актов Волгоградской области.
Территориальный орган юстиции обращает внимание, что Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах признаны утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации".
Аналогичные нарушения выявлены в пункте 1 статьи 3, статье 15 областного Закона.
Таким образом, ссылка в тексте рассматриваемого областного Закона на недействующий нормативный правовой акт недопустима.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 5 статьи 1 Закона Волгоградской области от 22.04.1996 № 59-ОД, а не часть 4 статьи 1.
   ------------------------------------------------------------------

2. В соответствии с частью 4 статьи 1 областного Закона к основным понятиям отнесен термин "тайный архив". Указанное понятие также используется в части 2 статьи 7 исследуемого Закона.
Действующим федеральным законодательством, регулирующим рассматриваемую сферу отношений, понятие "тайный архив" не предусмотрено.
Вывод: Юридической экспертизой установлено, что Закон Волгоградской области от 22.04.1996 № 59-ОД "Об архивном фонде Волгоградской области и архивах" (в редакции от 04.03.2005 № 1018-ОД) не соответствует действующему федеральному законодательству в части вторжения в компетенцию Российской Федерации и органов местного самоуправления в отношении передачи в собственность архивных документов, находящихся в федеральной и муниципальной собственности соответственно; установления сроков временного хранения архивных документов, порядка продажи архивных документов.
Предлагаю устранить выявленные несоответствия вновь принятому федеральному законодательству об архивах и нарушения правил законодательной техники; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник отдела законодательства
и федерального регистра Главного
управления Минюста России
по Южному федеральному округу
в Волгоградской области
советник юстиции 2-го класса
Е.Н.КОРОЛЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru