Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ апелляционной инстанции Арбитражного суда Волгоградской обл. от 19.04.2005 по делу № А12-10185/04-С28-V/27
<ЕСЛИ ГРАЖДАНЕ НЕ ПРИВЛЕКАЛИСЬ К УЧАСТИЮ В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ В КАЧЕСТВЕ СВИДЕТЕЛЕЙ, ТО ОПРОСЫ УКАЗАННЫХ ЛИЦ, ПРИОБЩЕННЫЕ К ДЕЛУ, ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражного суда, не вступивших в законную силу

от 19 апреля 2005 года Дело № А12-10185/04-С28-V/27

(извлечение)

Арбитражный суд Волгоградской области, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Военно-мемориальная компания" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28.01.2005 по делу № А12-10185/04-С28,

установил:

Закрытое акционерное общество "Военно-мемориальная компания" (далее - ЗАО "ВМК") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконными решения и постановления Комиссии Территориального управления по Волгоградской области и Республике Калмыкия Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации от 08.01.2004 № 500.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26.05.2004 - 02.06.2004 заявление ЗАО "ВМК" удовлетворено. Оспариваемые решение и постановление ТУ МАП России признаны незаконными как не соответствующие ст. ст. 4, 10 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Волгоградской области от 06.08.2004 указанное решение арбитражного суда оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа решение арбитражного суда от 02.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 06.08.2004 отменены в связи с непривлечением к участию в деле ЗАО "Ритуальное предприятие "Память" и дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Волгоградской области.
Определением арбитражного суда от 01.12.2004 к участию в деле в качестве 3-го лица привлечено ЗАО "Ритуальное предприятие "Память".
Решением арбитражного суда от 01.02.2005 в иске ЗАО "ВМК" к Управлению ФАС РФ по Волгоградской области о признании недействительными решения и предписания от 08.01.2004 № 500 отказано.
В апелляционной жалобе ЗАО "ВМК" просит отменить решение арбитражного суда от 01.02.2005, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, и принять новый судебный акт - признать незаконным решение Комиссии Территориального управления по Волгоградской области и Республике Калмыкия Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации по делу № 500 от 08.01.2004, принятое в отношении ЗАО "ВМК" и вынесенное на основе решения ненормативного правового акта - предписания № 500 от 08.01.2004 Комиссии Территориального управления по Волгоградской области и Республике Калмыкия Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства о признании ЗАО "ВМК" нарушившим пункт 1 статьи 10 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
В отзыве на апелляционную жалобу Управление ФАС по Волгоградской области просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, апелляционная коллегия считает, что апелляционная жалоба ЗАО "ВМК" подлежит удовлетворению, а оспариваемое решение суда первой инстанции отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по заявлению ЗАО "Ритуальное предприятие "Память" Территориальным управлением по Волгоградской области и Республике Калмыкия Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ (ныне - Управление по Волгоградской области Федеральной антимонопольной службы) (далее - антимонопольный орган) в отношении ЗАО "ВМК" было возбуждено дело № 500 по признакам нарушения п. 1 ст. 10 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
При рассмотрении указанного дела антимонопольный орган пришел к следующим выводам.
Истец, оказывающий услуги по установке памятников умершим (погибшим) военнослужащим и приравненным к ним категориям граждан, распространил недостоверные, ложные, искаженные сведения о том, что памятники умершим (погибшим) военнослужащим не могут изготовлять частные предприятия; издан закон о перечислении денег с министерства только военно-мемориальной компании; ЗАО "ВМК" является "государственной компанией".
Распространение указанной информации способно причинить убытки ЗАО "РП "Память", которое оказывает аналогичные услуги по изготовлению и установке памятников. И сообщение указанной информации антимонопольный орган оценил как деятельность, направленную на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, поскольку результатом этой деятельности могло стать расширение объемов реализации продукции ЗАО "ВМК" за счет уменьшения количества клиентов ЗАО "РП "Память".
Также антимонопольный орган пришел к выводу о том, что ЗАО "ВМК" продолжает распространять информацию о своем особом статусе, вытекающем из договора на оказание услуг от 03.06.2002, заключенного с Министерством обороны РФ.
В газете "Волгоградская правда" № 239 от 27.12.2003 под рубрикой "Продолжаем тему" с пометкой "на правах рекламы" опубликована статья В. Черенкова "Это нужно живым", в которой директор ВФ ЗАО "ВМК" на вопрос корреспондента "Фирм, оказывающих ритуальные услуги и изготавливающих памятники, в нашем городе много, то есть выбор у граждан есть, а как обстоит дело с качеством и законом?" ответил: "Да, таких фирм немало, но я хотел бы обратить внимание на следующее: только у военно-мемориальной компании есть договор с Министерством обороны, у нас заключены и другие договоры с министерствами и ведомствами, упомянутыми в Постановлении № 721. Мы работаем в соответствии с законом РФ, а качество оказываемых услуг и выполненных работ оценивают наши клиенты, увеличивающееся ежегодно количество обратившихся к нам граждан само собой говорит о высоком качестве".
По мнению антимонопольного органа, ЗАО "ВМК" в этом материале, направленном гражданам, ссылаясь на договор с Министерством обороны, противопоставляет себя всем остальным фирмам, поскольку только эта организация якобы действует в соответствии с законом.
Посчитав, что указанные действия ЗАО "ВМК" направлены на получение необоснованных конкурентных преимуществ, антимонопольный орган в итоге пришел к выводу, что ЗАО "ВМК", распространяя недостоверную информацию, тем самым нарушает ст. 10 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции), согласно которой не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе: распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей.
По результатам рассмотрения указанного дела антимонопольным органом принято решение от 08.01.2004, которым ЗАО "ВМК" признано нарушившим пункт 1 статьи 10 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
На основании указанного решения ЗАО "ВМК" выдано предписание от 08.01.2004 № 500 о том, чтобы в двухнедельный срок ЗАО "ВМК" прекратило распространять действие заключенного с Министерством обороны договора на оказание услуг по изготовлению и установке надгробных памятников погибшим (умершим) военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, участникам войны, ветеранам военной службы и боевых действий от 03.06.2002 на отношения, в которых заказчиком (лицом, заинтересованным в изготовлении и установке надгробия конкретному умершему (погибшему) военнослужащему) услуг по изготовлению и установке памятника является не Министерство обороны, и распространять информацию о данном договоре гражданам и опубликовало в газете "Волгоградская правда" под рубрикой "Продолжаем тему" на том же месте полосы, где была опубликована статья "Это нужно живым" ("Волгоградская правда" от 27.12.2003), и тем же шрифтом сообщение следующего содержания: "Не соответствуют действительности сведения о том, что факт наличия у ЗАО "ВМК" договора на оказание услуг по изготовлению и установке надгробных памятников погибшим (умершим) военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, участникам войны, ветеранам военной службы и боевых действий от 03.06.2002, заключенного с Министерством обороны РФ, означает, что только ЗАО "Военно-мемориальная компания" работает на рынке по изготовлению и установке памятников умершим (погибшим) военнослужащим и приравненным к ним категориям граждан в соответствии с законодательством РФ. Граждане имеют право заказывать надгробные памятники погибшим (умершим) военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, участникам войны, ветеранам военной службы и боевых действий у любых юридических лиц и предпринимателей. Указанное сообщение публикуется на основании предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, выданного Территориальным управлением Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ по Волгоградской области и Республике Калмыкия".
Отказывая ЗАО "ВМК" в иске, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые решение и постановление антимонопольного органа соответствуют закону, а ссылка истца на то, что им не нарушен Закон о конкуренции, является несостоятельной и противоречит обстоятельствам дела.
В качестве доказательства распространения истцом недостоверной информации суд сослался на имеющиеся в материалах дела опросы граждан.
Однако для участия в арбитражном процессе в качестве свидетелей в соответствии со ст. 88 АПК РФ указанные граждане не вызывались.
Не присутствовали эти граждане и при рассмотрении антимонопольным органом дела в отношении ЗАО "ВМК".
Как следует из решения антимонопольного органа от 08.01.2004 № 500, опрос граждан, чьи заявления приложены к обращению ЗАО "РП "Память", осуществлялся членами комиссии по телефону.
Согласно ч. 3 статьи 64 АПК РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
По поводу опубликованной в газете "Волгоградская правда" от 27.12.2003 № 239 статьи В. Черенкова "Это нужно живым" присутствовавший в судебном заседании представитель антимонопольного органа не смог пояснить апелляционной коллегии, какие ложные, неточные или искаженные сведения были распространены истцом в этой статье или в отношении чего были введены в заблуждение потребители.
Таким образом, антимонопольный орган в нарушение требований ч. 1 ст. 65 АПК РФ не доказал наличие обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, а именно то, что ЗАО "ВМК" распространяло ложные, неточные или искаженные сведения, способные причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации, или вводило потребителей в заблуждение относительно изготовителя товара.
Поэтому вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемые решение и постановление антимонопольного органа приняты в соответствии с законом, является необоснованным.
Несостоятельной является и ссылка суда на решение МАП России от 18.11.2003, которым Министерство обороны РФ и ЗАО "ВМК" признаны нарушившими требование статьи 8 Закона о конкуренции.
Указанное решение МАП России не имеет отношения к рассматриваемому делу. А кроме того, при новом рассмотрении дела по его оспариванию решением Арбитражного суда г. Москвы от 21.10.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.02.2005, решение и предписание Комиссии МАП РФ от 18.11.2003 признаны незаконными.
Таким образом, решение суда первой инстанции от 28.01.2005 основано на недоказанных обстоятельствах, имеющих значение для дела и которые суд посчитал установленными, что в силу п. 2 ч. 1 ст. 270 АПК РФ является основанием для его отмены.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 268 - 271 АПК РФ, апелляционная коллегия

постановила:

Отменить решение арбитражного суда первой инстанции от 28.01.2005 и принять новый судебный акт.
Признать недействительными принятые Комиссией Территориального управления по Волгоградской области и Республике Калмыкия Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации решение от 08.01.2004 по делу № 500 о нарушении ЗАО "Военно-мемориальная компания" антимонопольного законодательства и предписание от 08.01.2004 № 500 о прекращении ЗАО "Военно-мемориальная компания" нарушений антимонопольного законодательства.
Постановление вступает в законную силу немедленно по его оглашении и может быть обжаловано в кассационную коллегию ФАС Поволжского округа в установленный законом срок.

Председательствующий
Е.Б.ЯЗЫКОВ

Судьи
Л.В.КОСТРОВА
И.И.ЕПИФАНОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru