Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ отдела законодательства и федерального регистра ГУ Минюста РФ по Южному федеральному округу в Волгоградской обл. от 11.04.2005 № 01-10/(258)68-05
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17.12.1999 № 354-ОД "О СТАВКАХ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА" (В РЕДАКЦИИ ЗАКОНОВ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 16.11.2000 № 457-ОД, ОТ 27.03.2002 № 685-ОД, ОТ 28.03.2003 № 802-ОД, ОТ 30.06.2003 № 838-ОД, ОТ 11.07.2003 № 847-ОД, ОТ 28.11.2003 № 887-ОД, ОТ 02.08.2004 № 942-ОД, ОТ 30.12.2004 № 983-ОД)"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



ОТДЕЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ФЕДЕРАЛЬНОГО РЕГИСТРА
ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 11 апреля 2005 г. № 01-10/(258)68-05

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17.12.1999 № 354-ОД
"О СТАВКАХ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА" (В РЕДАКЦИИ ЗАКОНОВ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 16.11.2000 № 457-ОД, ОТ 27.03.2002
№ 685-ОД, ОТ 28.03.2003 № 802-ОД, ОТ 30.06.2003 № 838-ОД,
ОТ 11.07.2003 № 847-ОД, ОТ 28.11.2003 № 887-ОД,
ОТ 02.08.2004 № 942-ОД, ОТ 30.12.2004 № 983-ОД)

Отделом законодательства и федерального регистра Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу в Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 января 2005 года № 7 "Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам", и Положения, утвержденного Приказом руководителя Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу от 5 марта 2005 года № 6 "Об утверждении Положений в структурных подразделениях Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу", проведена юридическая экспертиза Закона Волгоградской области от 17.12.1999 № 354-ОД "О ставках земельного налога" (в ред. от 16.11.2000 № 457-ОД, от 27.03.2002 № 685-ОД, от 28.03.2003 № 802-ОД, от 30.06.2003 № 838-ОД, от 11.07.2003 № 847-ОД, от 28.11.2003 № 887-ОД, от 02.08.2004 № 942-ОД, от 30.12.2004 № 983-ОД) (далее - Закон) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим областным Законом устанавливаются ставки земельного налога по районам Волгоградской области, льготы по его уплате.
Предметом регулирования являются отношения, возникающие в сфере налогообложения.
Законодательное регулирование данной сферы осуществляют:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Земельный кодекс Российской Федерации.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть II) (в редакции от 29.11.2004 № 141-ФЗ).
4. Закон Российской Федерации от 11.10.1991 № 1738-1 "О плате за землю" (в редакции от 07.03.2005 № 15-ФЗ).
5. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 29.12.2004 № 199-ФЗ).
6. Федеральный закон от 29.11.2004 № 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".
7. Устав (Основной закон) Волгоградской области.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О плате за землю" органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий, устанавливаются и утверждаются ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ.
Уставом (Основным законом) Волгоградской области определено, что Волгоградская областная Дума является постоянно действующим высшим и единственным выборным представительным и законодательным органом государственной власти, обладающим правом представлять интересы населения и принимать от его имени законодательные акты по предметам ведения Волгоградской области, а также в пределах полномочий области по предметам совместного ведения Волгоградской области и Российской Федерации (пункт 1 статьи 22 Устава области).
По вопросам своей компетенции Волгоградская областная Дума принимает нормативно-правовые акты в форме законов и постановлений (пункт 1 статьи 30 Устава области).
Следовательно, Волгоградская областная Дума вправе регулировать правоотношения, связанные с установлением ставок земельного налога по районам Волгоградской области, путем принятия нормативного правового акта в форме закона.
Вместе с тем юридической экспертизой в тексте исследуемого областного Закона выявлено несоответствие федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Статьей 2 Закона Волгоградской области установлены льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении Волгоградской области.
Согласно абзацу 2 статьи 5 Федерального закона от 29.11.2004 № 141-ФЗ с 1 января 2005 года статья 13 Закона Российской Федерации "О плате за землю", устанавливающая правомочие органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации по установлению дополнительных льгот по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего субъекта Российской Федерации, признана утратившей силу.
В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог относится к местным налогам.
Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (часть 3 пункта 3 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации).
Следовательно, с 1 января 2005 года регулирование правоотношений, связанных с установлением дополнительных льгот по земельному налогу, не входит в компетенцию законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, исследуемый Закон Волгоградской области не соответствует действующему федеральному законодательству в части установления дополнительных льгот по уплате земельного налога.
Территориальный орган юстиции обращает внимание регионального законодателя на тот факт, что Закон Российской Федерации от 11.10.1991 № 1738-1 "О плате за землю" с 1 января 2006 года в целом утрачивает силу в связи с принятием Федерального закона от 29.11.2004 № 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Таким образом, с 1 января 2006 года органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе регулировать отношения, связанные с установлением ставок земельного налога.
Вывод: Закон Волгоградской области от 17.12.1999 № 354-ОД "О ставках земельного налога" (в редакции от 16.11.2000 № 457-ОД, от 27.03.2002 № 685-ОД, от 28.03.2003 № 802-ОД, от 30.06.2003 № 838-ОД, от 11.07.2003 № 847-ОД, от 28.11.2003 № 887-ОД, от 02.08.2004 № 942-ОД, от 30.12.2004 № 983-ОД) не соответствует действующему федеральному законодательству в части установления дополнительных льгот по уплате земельного налога.
Предлагаем привести Закон Волгоградской области в соответствие с действующим федеральным законодательством; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник отдела законодательства
и федерального регистра Главного
управления Минюста России
по Южному федеральному округу
в Волгоградской области
советник юстиции 2-го класса
Е.Н.КОРОЛЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru