Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Волгоградского областного суда от 09.03.2005 по делу № 3-27/2005
<ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 6 ИЮЛЯ 2004 ГОДА № 601 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕРЕЧНЯ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ, ПОДЛЕЖАЩИХ РЕГУЛИРОВАНИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО ТАРИФАМ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" В ЧАСТИ НАДЕЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ТАРИФАМ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОЛНОМОЧИЯМИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН (ТАРИФОВ) ДЛЯ ВСЕХ ПРЕДПРИЯТИЙ, КРОМЕ НАХОДЯЩИХСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ЗА УСЛУГИ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И КАНАЛИЗАЦИИ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определением Верховного Суда РФ от 01.06.2005 № 16-Г05-8 данное решение оставлено без изменения.



ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 9 марта 2005 года Дело № 3-27/2005

(извлечение)

Волгоградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации города Волгограда о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 6 июля 2004 года № 601 "Об утверждении Дополнительного перечня продукции и услуг, подлежащих регулированию Региональной службой по тарифам Волгоградской области" в части наделения Региональной службы по тарифам Волгоградской области полномочиями по осуществлению государственного регулирования цен (тарифов) для всех предприятий независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, кроме предприятий, находящихся в муниципальной собственности, за услуги водоснабжения и канализации,

установил:

Администрация города Волгограда обратилась в Волгоградский областной суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 6 июля 2004 года № 601 "Об утверждении Дополнительного перечня продукции и услуг, подлежащих регулированию Региональной службой по тарифам Волгоградской области" в части наделения Региональной службы по тарифам Волгоградской области полномочиями по осуществлению государственного регулирования цен (тарифов) для всех предприятий независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, кроме предприятий, находящихся в муниципальной собственности, за услуги водоснабжения и канализации.
В судебном заседании заявление было уточнено и фактически заявлены требования о признании не действующим с момента принятия пункта 1 Дополнительного перечня продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые Региональная служба по тарифам Волгоградской области осуществляет государственное регулирование цен (тарифов) для всех предприятий независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, кроме предприятий, находящихся в муниципальной собственности, утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 6 июля 2004 года № 601.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущены опечатки: Постановление Правительства РФ № 1099 издано 26.09.1994, а не 26.09.1996; Закон РФ № 4218-1 принят 24.12.1992, а не 24.12.1991.
   ------------------------------------------------------------------

В обоснование требований указано, что оспариваемая норма Дополнительного перечня нарушает компетенцию и ограничивает права органа местного самоуправления в части самостоятельного установления тарифов на коммунальные услуги, противоречит федеральному законодательству: пункту 2.4 Постановления Правительства РФ № 1099 от 26.09.1996 "Об утверждении правил предоставления коммунальных услуг и правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов"; пункту 7 Постановления Правительства РФ № 392 от 30.07.2004 "О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг"; статье 15 Закона РФ № 4218-1 от 24.12.1991 (в ред. от 22.08.2004) "Об основах федеральной жилищной политики"; ст. 17 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Постановлению Правительства РФ № 167 от 12.02.1999 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации".
В судебном заседании представители администрации г. Волгограда пояснили, что в соответствии с п. 1 названного Дополнительного перечня Глава Администрации Волгоградской области наделил Региональную службу по тарифам Волгоградской области самостоятельно осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) для всех предприятий независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности на услуги систем водоснабжения и канализации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 года № 239 государственное регулирование тарифов на услуги по водоснабжению и канализации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Однако Постановлением от 12 февраля 1999 года № 167 Правительство РФ утвердило Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации и установило, что разъяснения об их применении дает Государственный комитет по строительной, архитектурной и жилищной политике. Названный комитет циркулярным письмом от 14 октября 1999 года № ЛЧ-3555/12 разослал Разъяснения о применении указанных Правил. В разделе VI "Расчеты за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязненных веществ" указано, что расчеты абонентов с организацией ВКХ за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод в пределах лимитов производятся по тарифам, утвержденным органами местного самоуправления.
Кроме того, Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации не распространяются на отношения между организациями водопроводно-канализационного хозяйства и гражданами. Данные отношения регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 года (в редакции от 13 октября 1997 года) № 1099. Согласно п. 2.4 указанных Правил размер оплаты услуг устанавливается органами местного самоуправления, если законодательством Российской Федерации не определен иной порядок его установления.
В соответствии с пунктом 7 Правил оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг" от 30 июля 2004 года № 392, органы государственной власти Москвы и Санкт-Петербурга и органы местного самоуправления в соответствии с Основами ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства устанавливают тарифы на те виды коммунальных услуг, оказываемых в жилых помещениях, относящихся к жилому фонду независимо от форм собственности, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок утверждения тарифов.
Доводы заявителя поддержали в суде представители заинтересованного лица - ОАО "Волгоградские коммунальные системы".
Представитель Администрации Волгоградской области требования администрации г. Волгограда не признал, пояснив, что Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 6 июля 2004 года № 601 было принято им в пределах своих полномочий и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 года № 239. Принятием указанного постановления полномочия органов местного самоуправления по утверждению тарифов на коммунальные услуги не нарушены. Кроме того, внесенными в постановление дополнениями было восстановлено право органов местного самоуправления на регулирование цен (тарифов) для предприятий, находящихся в муниципальной собственности.
Аналогичная правовая позиция была высказана в судебном заседании представителем Региональной службы по тарифам Волгоградской области, который просил суд отказать в удовлетворении заявления администрации г. Волгограда.
Выслушав объяснения сторон, заинтересованных лиц, свидетеля, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Волгоградской областной прокуратуры, полагавшего в удовлетворении заявления администрации города Волгограда отказать, Волгоградский областной суд находит требования администрации г. Волгограда необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
При рассмотрении дела судом установлено, что Постановлением Главы Администрации Волгоградской области № 601 от 6 июля 2004 года был утвержден Дополнительный перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые Региональная служба по тарифам Волгоградской области осуществляет государственное регулирование цен (тарифов) для всех предприятий независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Указанный нормативный правовой акт был опубликован в газете "Волгоградская правда" № 127 от 14 июля 2004 года и, таким образом, с этого момента введен в действие.
Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 28 февраля 2005 года № 151 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 6 июля 2004 года № 601 "Об утверждении Дополнительного перечня продукции и услуг, подлежащих регулированию Региональной службой по тарифам Волгоградской области" в указанное Постановление внесены дополнения и изменения, в том числе касающиеся названия Дополнительного перечня, дополненного словами "кроме предприятий, находящихся в муниципальной собственности".
Постановление от 28 февраля 2005 года № 151 было опубликовано в газете "Волгоградская правда" и с 4 марта 2005 года введено в действие.
Пунктом 1 оспариваемого Дополнительного перечня предусмотрено, что Региональная служба по тарифам Волгоградской области вправе осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) для всех предприятий независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, кроме предприятий, находящихся в муниципальной собственности, на услуги систем водоснабжения и канализации.
Суд приходит к выводу, что названный пункт Дополнительного перечня не противоречит требованиям федерального законодательства и принят Главой Администрации Волгоградской области в пределах его компетенции.
Так, на основании пункта "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации финансовое регулирование, основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительство Российской Федерации осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по государственному регулированию цен (тарифов), предусмотренных настоящим Указом.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ № 239 издано 07.03.1995, а не 17.03.1995.
   ------------------------------------------------------------------

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 1995 года № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в который включены услуги систем водоснабжения и канализации.
Оспариваемый заявителем Дополнительный перечень в указанной части не противоречит нормам федерального законодательства, принят и полностью соответствует положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 1995 года № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", поскольку к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ отнесены права по регулированию цен (тарифов) на услуги систем водоснабжения и канализации. Указанное право было реализовано Главой Администрации Волгоградской области при принятии пункта 1 оспариваемого Дополнительного перечня.
Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. № 167 утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации. Настоящие Правила регулируют отношения между абонентами (юридическими лицами, а также предпринимателями без образования юридического лица) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства (сокращенное наименование - ВКХ) в сфере пользования центральными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов.
В соответствии с п. 70 Правил расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На отношения между организациями ВКХ и гражданами названные Правила не распространяются, поэтому являются несостоятельными доводы заявителя о нарушении оспариваемым актом прав граждан - жителей муниципального образования город Волгоград.
Кроме того, сам п. 70 названных Правил не содержит указания на то, что цены (тарифы) на услуги систем водоснабжения и канализации должны устанавливаться органами местного самоуправления.
Ссылка заявителей на то, что Государственный комитет по строительной, архитектурной и жилищной политике в своем циркулярном письме от 14 октября 1999 года № ЛЧ-3555/12 в порядке толкования Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации указал на необходимость расчетов абонентов с организацией ВКХ за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод в пределах лимитов по тарифам, утвержденным органами местного самоуправления, не свидетельствует о незаконности оспариваемого нормативного правового акта.
Во-первых, Государственным комитетом по строительной, архитектурной и жилищной политике допущено такое расширительное толкование п. 70 Правил, при котором названной норме Правил фактически придано новое содержание. Вместе с тем установление порядка расчетов абонентов с организацией ВКХ за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод отнесено к компетенции Правительства РФ, а не к компетенции названного Государственного комитета.
Во-вторых, статьей 6 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к ведению местного самоуправления отнесено регулирование использования водных объектов местного значения. С учетом указанного органы местного самоуправления вправе устанавливать лимиты водопользования и водоотведения для организаций ВКХ, но не устанавливать цены (тарифы) на услуги водопользования и водоотведения.
Кроме того, системный анализ раздела VI Разъяснений о применении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации со ссылкой на Закон РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" свидетельствует лишь о том, что Государственный комитет по строительной, архитектурной и жилищной политике в своем толковании подтвердил право органов местного самоуправления определять цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществлять регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги).
Ссылка в толковании на утратившее в настоящее время силу Постановление Правительства РФ от 02.08.1999 № 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" не имеет правового значения с точки зрения установления субъекта, устанавливающего цены (тарифы) на услуги водопользования и водоотведения.
Так, названным постановлением Правительства РФ было утверждено Положение о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Названное Положение не содержит ссылок на порядок определения указанных выше цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 2.4 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением от 26 сентября 1994 г. № 1099 "Об утверждении правил предоставления коммунальных услуг и правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.02.1995 № 182, от 10.02.1997 № 155, от 13.10.1997 № 1303, от 01.02.2005 № 49), размер оплаты услуг устанавливается органами местного самоуправления, если законодательством Российской Федерации не определен иной порядок его установления.
Подпунктом "в" пункта 7 Правил оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 392 "О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг", предусмотрено, что органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и органы местного самоуправления в соответствии с Основами ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливают тарифы на те виды коммунальных услуг, оказываемых в жилых помещениях, относящихся к жилищному фонду независимо от форм собственности, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок утверждения тарифов.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон РФ № 4218-1 принят 24.12.1992, а не 24.12.1991.
   ------------------------------------------------------------------

Закон РФ № 4218-1 от 24.12.1991 (в ред. от 22.08.2004) "Об основах федеральной жилищной политики" с 1 марта 2005 года с введением в действие нового Жилищного кодекса РФ утратил силу.
Согласно пп. 4 п. 1 статьи 17 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов наделены полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Анализ вышеуказанных норм федерального законодательства, на которое в подтверждение своих доводов ссылается заявитель, свидетельствует о том, что положения этих норм в одном случае определяют полномочия органов местного самоуправления по утверждению тарифов на коммунальные услуги, в другом случае регулируют порядок установления тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями.
Вместе с тем регулирование органом государственной власти субъекта Российской Федерации розничных цен на товары народного потребления (в том числе на услуги систем водоснабжения и канализации) не относится к установлению тарифов на коммунальные услуги. Указанный вывод суда основан на разном предмете правового регулирования Постановления Правительства РФ от 7 марта 1995 года № 239 и остального федерального законодательства, посвященного вопросам тарифов на коммунальные услуги.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о необоснованности требований заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 199, 251 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления администрации города Волгограда о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 6 июля 2004 года № 601 "Об утверждении Дополнительного перечня продукции и услуг, подлежащих регулированию Региональной службой по тарифам Волгоградской области" в части наделения Региональной службы по тарифам Волгоградской области полномочиями по осуществлению государственного регулирования цен (тарифов) для всех предприятий независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, кроме предприятий, находящихся в муниципальной собственности, за услуги водоснабжения и канализации отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Волгоградский областной суд.

Судья


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru