Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ГУ Минюста РФ по Волгоградской обл. от 14.12.2004 № 01-11/(086)240-04
"НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 03.08.2001 № 679 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ СБОРА, СДАЧИ И ПЕРЕРАБОТКИ РЕЗИНОТЕХНИЧЕСКИХ ОТХОДОВ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 14 декабря 2004 г. № 01-11/(086)240-04

НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 03.08.2001 № 679 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ
СБОРА, СДАЧИ И ПЕРЕРАБОТКИ РЕЗИНОТЕХНИЧЕСКИХ ОТХОДОВ
НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 22 октября 2002 г. № 285 "Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации", провело повторную юридическую экспертизу Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 03.08.2001 № 679 "Об утверждении Положения о порядке сбора, сдачи и переработки резинотехнических отходов на территории Волгоградской области" (далее - Постановление) на предмет соответствия федеральному законодательству.
Основанием для проведения повторной юридической экспертизы послужило изменение федерального законодательства, а именно принятие Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, вступающего в силу, за исключением отдельных положений, с 1 января 2005 года, Распоряжение Министра юстиции Российской Федерации от 8 октября 2004 года № 834, Схема мониторинга ситуации в регионах по реализации Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, разработанная Министерством юстиции Российской Федерации, поступившая в Главное управление Письмом от 19 октября 2004 года № 22/9911-ЕЗ.
Повторной юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящее Постановление регулирует правоотношения, направленные на предотвращение захламления территории Волгоградской области резинотехническими отходами, в том числе шинами и камерами автотранспортных средств, а также комплексного решения проблемы использования вторичных ресурсов.
Законодательное регулирование осуществляют нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. от 19.06.2004 № 53-ФЗ).
3. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
4. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
5. Устав (Основной закон) Волгоградской области.
В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона "Об охране окружающей среды", других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 2 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
Согласно статье 6 указанного Федерального закона разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, содержащих соответствующие требования, нормы и правила не ниже установленных на федеральном уровне, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
Статьей 6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" обеспечение осуществление правового регулирования в области обращения с отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за осуществлением такого регулирования, а также обеспечение правовых условий для более полного использования отходов и уменьшения их образования отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения (часть 1 статьи 22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Таким образом, Постановление принято в пределах компетенции Главы Администрации Волгоградской области.
Вместе с тем в тексте исследуемого Постановления выявлены нарушения юридической техники.
Согласно преамбуле Постановление разработано в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции Федерального закона от 29.12.2000 № 169-ФЗ) и Законом РСФСР от 19.12.1991 № 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" (с изменениями и дополнениями от 21.02.1992 № 2397-1, от 02.06.1993 № 5076-1, от 10.07.2001 № 93-ФЗ).
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон № 89-ФЗ принят 24.06.1998, а не 24.07.1998.
   ------------------------------------------------------------------

В настоящий момент действует Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Кроме того, Федеральный закон от 24.07.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" действует в редакции Федерального закона от 10.01.2003 № 15-ФЗ.
Таким образом, исследуемое Постановление ссылается на недействующий Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" и на не Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
Главное управление обращает внимание на тот факт, что после 1 января 2005 года Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" вступают в силу в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ.
Согласно статье 5 Федерального закона "Об охране окружающей среды" установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды отнесены к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
Статьей 5 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" установление государственных стандартов правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами, а также обеспечение правовых условий для более полного использования отходов и уменьшения их образования отнесены к полномочиям Российской Федерации.
Таким образом, установление Волгоградской областью как субъектом Российской Федерации правовых основ безопасного обращения с резинотехническими отходами и комплексного решения проблемы использования вторичных ресурсов неправомерно и рассматривается как вторжение в компетенцию Российской Федерации.
Вывод: Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 03.08.2001 № 679 "Об утверждении Положения о порядке сбора, сдачи и переработки резинотехнических отходов на территории Волгоградской области" соответствует действующему федеральному законодательству. Однако после вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, а именно с 1 января 2005 года, Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 03.08.2001 № 679 "Об утверждении Положения о порядке сбора, сдачи и переработка резинотехнических отходов на территории Волгоградской области" будет в целом не соответствовать федеральному законодательству.
Предлагаем привести исследуемый юридической экспертизой нормативный правовой акт в соответствие с федеральным законодательством.
О результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения просим сообщить в Главное управление Минюста России по Волгоградской области.

Начальник Главного управления
государственный советник
юстиции 2-го класса
В.Р.КЛЕЙН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru