Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ГУ Минюста РФ по Волгоградской обл. от 10.12.2004 № 01-11/(193)238-04
"НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 09.09.2002 № 703 "ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ АВТОТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 10 декабря 2004 г. № 01-11/(193)238-04

НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 09.09.2002 № 703 "ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
АВТОТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ НА ТЕРРИТОРИИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 22 октября 2002 г. № 285 "Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации", провело повторную юридическую экспертизу Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 09.09.2002 № 703 "Об обеспечении детей-инвалидов автотранспортными средствами на территории Волгоградской области" (далее - Постановление) на предмет соответствия федеральному законодательству.
Основанием для проведения повторной юридической экспертизы являются принятие Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, вступающего в силу, за исключением отдельных положений, с 1 января 2005 года, Распоряжение Министра юстиции Российской Федерации от 8 октября 2004 года № 834, Схема мониторинга ситуации в регионах по реализации Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, разработанная Министерством юстиции Российской Федерации, поступившая в Главное управление Письмом от 19 октября 2004 года № 22/9911-ЕЗ.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим Постановлением утверждаются Временный порядок обеспечения детей-инвалидов автотранспортными средствами на территории Волгоградской области (далее - Порядок).
Предметом правового регулирования исследуемого Постановления являются отношения, возникающие в сфере социального обеспечения детей-инвалидов Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
- Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции от 22.08.2004 № 122-ФЗ);
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.10.2004 № 1343-р;
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области от 17.07.1996 № 73-ОД.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу 5 ст. 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды, в том числе дети-инвалиды, достигшие пятилетнего возраста, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечиваются транспортными средствами (легковыми автомобилями, включая автомобили с ручным управлением, или мотоколясками) бесплатно или на льготных условиях.
Абзацем 3 ст. 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" средства для передвижения (включая транспортные средства с ручным управлением) отнесены к техническим и иным средствам реабилитации инвалидов.
В соответствии с абзацем 24 ст. 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" порядок обеспечения инвалидов техническими и иными средствами реабилитации определяется Правительством Российской Федерации.
В настоящее время постановление Правительства Российской Федерации, регулирующее рассматриваемые правоотношения, не принято.
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Содержание абзаца соответствует официальному тексту документа.
   ------------------------------------------------------------------

Таким образом, Глава Администрации Волгоградской вправе утвердить Временный порядок обеспечения детей-инвалидов автотранспортными средствами на территории Волгоградской области.
В тексте рассматриваемого Постановления Главы Администрации Волгоградской области несоответствий действующему федеральному законодательству не выявлено.
Нарушений юридической техники не установлено.
Вместе с тем Главное управление обращает внимание, что в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" внесены изменения Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ), вступающим в силу, за исключением отдельных положений, с 01.01.2005. С момента вступления в силу Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) ряд положений исследуемого Постановления вступит в несоответствие с федеральным законодательством.
Согласно п. 28 ст. 63 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ ст. 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предусматривающая обеспечение детей-инвалидов автотранспортными средствами, признана утратившей силу.
Кроме того, средства для передвижения (включая транспортные средства с ручным управлением) исключены из перечня технических средств реабилитации инвалидов (абзац 6 п. 10 ст. 63 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 исследуемого Постановления затраты по обеспечению автотранспортом детей-инвалидов необходимо относить на счет средств федерального фонда компенсаций.
Преамбулой Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 ст. 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. В указанном федеральном перечне предоставление инвалидам автотранспортных средств не предусмотрено.
Следовательно, Глава Администрации не вправе регулировать правоотношения по предоставлению детям-инвалидам автотранспортных средств, поскольку указанная мера социальной защиты с 01.01.2005 не относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Вывод: По итогам юридической экспертизы Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 09.09.2002 № 703 "Об обеспечении детей-инвалидов автотранспортными средствами на территории Волгоградской области" соответствует действующему федеральному законодательству, кроме того, с момента вступления в силу с 01.01.2005 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции от 22.08.2004 № 122-ФЗ) вступит в противоречие с ним в целом.
Предлагаем привести рассматриваемый нормативный правовой акт в соответствие с вышеуказанным Федеральным законом. Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Главного управления
государственный советник
юстиции 2-го класса
В.Р.КЛЕЙН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru