Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ГУ Минюста РФ по Волгоградской обл. от 09.12.2004 № 01-10/(014)147-04
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 15.02.2001 № 495-ОД "О РАБОТНИКАХ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 9 декабря 2004 г. № 01-10/(014)147-04

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 15.02.2001 № 495-ОД
"О РАБОТНИКАХ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Волгоградской области № 495-ОД принят 15.01.2001, а не 15.02.2001.
   ------------------------------------------------------------------

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 22 октября 2002 г. № 285 "Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации", провело повторную юридическую экспертизу Закона Волгоградской области от 15.02.2001 № 495-ОД "О работниках социальных служб Волгоградской области" (далее - Закон) на предмет соответствия федеральному законодательству.
Основанием для проведения повторной юридической экспертизы послужило изменение федерального законодательства, а именно принятие Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, вступающего в силу, за исключением отдельных положений, с 1 января 2005 года, Распоряжение Министра юстиции Российской Федерации от 8 октября 2004 года № 834, Схема мониторинга ситуации в регионах по реализации Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, разработанная Министерством юстиции Российской Федерации, поступившая в Главное управление Письмом от 19 октября 2004 года № 22/9911-ЕЗ.
Повторной юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящий Закон регулирует социально-экономические, правовые отношения и направлен на обеспечение прав и защиту законных интересов работников социальных служб.
Законодательное регулирование осуществляют нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. от 19.06.2004 № 53-ФЗ).
3. Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (в редакции от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
4. Федеральный закон от 02.08.1995 № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (в редакции от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
5. Устав (Основной закон) Волгоградской области.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 2 Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Пунктом "в" части 1 статьи 27 Устава (Основного закона) Волгоградской области законодательное регулирование по предметам ведения Волгоградской области и предметам совместного ведения Российской Федерации и Волгоградской области в пределах полномочий Волгоградской области отнесено к компетенции Волгоградской областной Думы.
Таким образом, исследуемый Закон Волгоградской области принят в рамках компетенции законодательного органа государственной власти Волгоградской области.
Главное управление обращает внимание на тот факт, что с 1 января 2005 года Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" вступает в силу в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ.
Согласно статье 21 указанного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование социального обслуживания населения.
Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" определено, что государственная система социальных служб состоит из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, является собственностью субъектов Российской Федерации и находится в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Волгоградская область как субъект Российской Федерации вправе регулировать исследуемую сферу правоотношений.
Вместе с тем в тексте исследуемого акта выявлены несоответствия Федеральному закону "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ.
Статьями 2, 5, 7, 8, 10, 11, 12, 14, 15 Закона Волгоградской области предусмотрены правовые основы деятельности работников муниципальной системы социальных служб.
Пункт 2 статьи 4 и пункт 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", закрепляющие муниципальную систему социальных служб, а также правовые основы управления муниципальной системой социальных служб после 1 января 2005 года утрачивают силу.
Таким образом, после 1 января 2005 года представляется целесообразным исключить из системы социальных служб Волгоградской области муниципальную систему социальных служб.
Пунктом 1 статьи 4, пунктом 2 статьи 7, пунктом 1 статьи 8 Закона Волгоградской области предусмотрено лицензирование деятельности работников социальных служб.
Статьей 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" утвержден закрытый перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. Этим перечнем не предусмотрено лицензирование деятельности работников социальных служб.
Кроме того, статья 18 Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации", предусматривающая лицензирование в области социального обслуживания, после 1 января 2005 года утрачивает силу.
Таким образом, Волгоградская область не вправе устанавливать правовые основы лицензирования деятельности в области социального обслуживания населения.
В тексте исследуемого Закона выявлены нарушения юридической техники.
Согласно пункту 3, пункту 4 и пункту 5 статьи 8 Закона Волгоградской области медицинские работники государственной системы социальных служб, а также работники учреждений социального обслуживания государственной системы социальных служб, непосредственно осуществляющих социальную реабилитацию несовершеннолетних, пользуются льготами в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации для медицинских работников государственных учреждений здравоохранения и законодательством Российской Федерации для педагогических кадров образовательных учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних.
Федеральным законом "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" используется термин "меры социальной поддержки". При этом статьей 25 указанного Федерального закона определено, что медицинским работникам государственной системы социальных служб и работникам учреждений социального обслуживания государственной системы социальных служб, непосредственно осуществляющих социальную реабилитацию несовершеннолетних, могут предусматриваться меры социальной поддержки, устанавливаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, для четкости и простоты правоприменения представляется целесообразным заменить термин "льготы" понятием "меры социальной поддержки".
Вывод: Закон Волгоградской области от 15.01.2001 № 495-ОД "О работниках социальных служб Волгоградской области" соответствует действующему федеральному законодательству. Однако после вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, а именно с 1 января 2005 года, Закон Волгоградской области от 15.01.2001 № 495-ОД "О работниках социальных служб Волгоградской области" будет не соответствовать федеральному законодательству в части установления правовых основ управления муниципальной системой социальных служб, а также лицензирования деятельности работников социальных служб.
Предлагаем привести исследуемый юридической экспертизой нормативный правовой акт в соответствие с Федеральным законом "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ.
О результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения просим сообщить в Главное управление Минюста России по Волгоградской области.

Начальник Главного управления
государственный советник
юстиции 2-го класса
В.Р.КЛЕЙН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru