Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ГУ Минюста РФ по Волгоградской обл. от 25.11.2004 № 01-10/(019)223-04
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 26.05.1999 № 271-ОД "О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 25 ноября 2004 г. № 01-10/(019)223-04

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 26.05.1999 № 271-ОД
"О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО
И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА"

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 22 октября 2002 г. № 285 "Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации", провело повторную юридическую экспертизу Закона Волгоградской области от 26.05.1999 № 271-ОД "О защите населения и территорий Волгоградской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон) на предмет соответствия федеральному законодательству.
Основанием для проведения повторной юридической экспертизы являются принятие Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, вступающего в силу, за исключением отдельных положений, с 1 января 2005 года, Распоряжение Министра юстиции Российской Федерации от 8 октября 2004 года № 834, Схема мониторинга ситуации в регионах по реализации Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, разработанная Министерством юстиции Российской Федерации, поступившая в Главное управление письмом от 19 октября 2004 года № 22/9911-ЕЗ.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим Законом устанавливаются общие организационно-правовые нормы в сфере защиты населения и территорий Волгоградской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Предметом правового регулирования исследуемого Закона являются отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Волгоградской области, а также организаций (независимо от организационно-правовой формы и формы собственности) и населения в сфере защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
- Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции от 22.08.2004 № 122-ФЗ);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 № 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области от 17.07.1996 № 73-ОД.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" законодательство Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Кроме того, п. "а" ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, Волгоградская областная Дума вправе принять рассматриваемый Закон.
Вместе с тем в тексте Закона выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству.
Согласно абзацу 1 статьи 19 областного Закона порядок подготовки населения в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций на территории Волгоградской области определяется главой администрации Волгоградской области.
В соответствии с абзацем 1 статьи 20 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определяется Правительством Российской Федерации.
Таким образом, абзац 1 ст. 19 исследуемого Закона не соответствует федеральному законодательству в части превышения полномочий главы администрации Волгоградской области, поскольку регулирование рассматриваемого вопроса входит в компетенцию Правительства Российской Федерации.
Кроме того, Главное управление обращает внимание, что с момента вступления в силу Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции от 22.08.2004 № 122-ФЗ) ряд положений областного Закона вступит в несоответствие с федеральным законодательством.
Согласно ст. 5 рассматриваемого Закона границы зон чрезвычайных ситуаций определяются руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций или комиссией по чрезвычайным ситуациям администрации Волгоградской области.
Вместе с тем в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" создание при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации постоянно действующих органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, исключено из компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Следовательно, органы исполнительной власти Волгоградской области не вправе образовывать комиссию по чрезвычайным ситуациям администрации Волгоградской области.
Аналогичное несоответствие федеральному законодательству выявлено также в абзаце 9 ч. 1 ст. 9, ст. 10, ст. 22, абзаце 1 ст. 25 исследуемого областного Закона.
Кроме указанных в заключении несоответствий федеральному законодательству областной Закон содержит нарушения законодательной техники с момента вступления в силу Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
В соответствии с абзацем 3 ст. 7 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.
Согласно абзацу 3 ст. 7 рассматриваемого областного Закона объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств. В рассматриваемой статье областного Закона не указана возможность использования сил и средств гражданской обороны.
Главное управление предлагает абзац 3 ст. 7 областного Закона изложить в следующей редакции: "Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны".
В соответствии с п. "г" ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации включено осуществление в установленном порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, обеспечение своевременного оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера. Таким образом, федеральным законодательством предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся вопросы по чрезвычайным ситуациям межмуниципального и регионального характера.
Кроме того, п. "г" ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" дополнены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочием по обеспечению своевременного оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
Вместе с тем в абзаце 4 ч. 1 ст. 9 областного Закона вышеуказанное полномочие органов государственной власти субъектов Российской Федерации не указано, кроме того, информация в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций не разграничена по территориальному признаку.
Несмотря на то, что в абзаце 3 ст. 6 областного Закона предусмотрена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций оперативно и достоверно информировать население в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, конкретные полномочия органов исполнительной власти Волгоградской области и органов местного самоуправления предусматриваются ст. 9 исследуемого областного Закона.
Таким образом, Главное управление в целях разграничения полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций между исполнительной властью Волгоградской области и органами местного самоуправления предлагает абзац 4 ч. 1 ст. 9 областного Закона изложить в следующей редакции: "осуществляет в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, обеспечивает своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера".
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 1 статьи 17 Закона Волгоградской области от 26.05.1999 № 271-ОД, а не часть 11 статьи 17.
   ------------------------------------------------------------------

В соответствии с абзацем 7 ч. 11 ст. 17 областного Закона граждане Российской Федерации, проживающие на территории Волгоградской области, имеют право на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций.
Вместе с тем согласно федеральному законодательству понятие "льготы" заменено на понятие "социальные гарантии" (аб. 7, 8 ч. 1 ст. 18, ч. 2 ст. 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
По мнению Главного управления, абзац 7 ч. 1 ст. 17 областного Закона необходимо изложить в следующей редакции: "на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций", поскольку понятие "социальные гарантии" более объемное, а понятие "льготы" является одним из его составляющих.
Аналогичные нарушения законодательной техники выявлены также в абзаце 8 ч. 1 ст. 17, ч. 2 ст. 17 рассматриваемого областного Закона.
Главное управление предлагает понятийный аппарат областного Закона привести в соответствие с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
Вывод: По итогам юридической экспертизы Закон Волгоградской области от 26.05.1999 № 271-ОД "О защите населения и территорий Волгоградской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" не соответствует действующему федеральному законодательству в части превышения компетенции главы администрации Волгоградской области, кроме того, с момента вступления в силу с 01.01.2005 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции от 22.08.2004 № 122-ФЗ) вступит в противоречие с ним в части превышения полномочий органов исполнительной власти Волгоградской области по созданию постоянно действующих органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и т.д.
Предлагаем привести указанные положения нормативного правового акта в соответствие с вышеуказанным Федеральным законом и устранить выявленные нарушения законодательной техники. Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Главного управления
государственный советник
юстиции 2-го класса
В.Р.КЛЕЙН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru