Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ГУ Минюста РФ по Волгоградской обл. от 25.11.2004 № 01-10/(029)222-04
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 26.05.2000 № 405-ОД "О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ЗАБОЛЕВАНИЯ, ВЫЗЫВАЕМОГО ВИРУСОМ ИММУНОДЕФИЦИТА ЧЕЛОВЕКА (ВИЧ-ИНФЕКЦИИ)" (В РЕДАКЦИИ ОТ 17.11.2000 № 473-ОД)"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 25 ноября 2004 г. № 01-10/(029)222-04

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 26.05.2000 № 405-ОД
"О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАБОЛЕВАНИЯ, ВЫЗЫВАЕМОГО ВИРУСОМ ИММУНОДЕФИЦИТА ЧЕЛОВЕКА
(ВИЧ-ИНФЕКЦИИ)" (В РЕДАКЦИИ ОТ 17.11.2000 № 473-ОД)

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 22 октября 2002 г. № 285 "Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации", провело повторную юридическую экспертизу Закона Волгоградской области от 26.05.2000 № 405-ОД "О предупреждении распространения в Волгоградской области заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (в редакции от 17.11.2000 № 473-ОД) (далее - Закон) на предмет соответствия федеральному законодательству.
Основанием для проведения повторной юридической экспертизы являются принятие Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, вступающего в силу, за исключением отдельных положений, с 1 января 2005 года, Распоряжение Министра юстиции Российской Федерации от 8 октября 2004 года № 834, Схема мониторинга ситуации в регионах по реализации Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, разработанная Министерством юстиции Российской Федерации, поступившая в Главное управление письмом от 19 октября 2004 года № 22/9911-ЕЗ.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим Законом устанавливаются общие организационно-правовые нормы в сфере осуществления мер, направленных на предупреждение распространения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на территории Волгоградской области.
Предметом правового регулирования исследуемого Закона являются отношения, возникающие в процессе предупреждения распространения ВИЧ-инфекции.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
- Федеральным законом от 30.03.1995 № 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (в редакции от 22.08.2004 № 122-ФЗ);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.1996 № 391 "О Порядке предоставления льгот работникам, подвергающимся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1995 № 1017 "Об утверждении Правил проведения обязательного медицинского освидетельствования на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)";
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области от 17.07.1996 № 73-ОД.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" законодательство Российской Федерации о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Волгоградская областная Дума вправе принять рассматриваемый Закон.
В тексте исследуемого областного Закона несоответствий федеральному законодательству не выявлено.
Нарушений юридической техники не установлено.
Вместе с тем Главное управление обращает внимание, что с момента вступления в силу Федерального закона "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (в редакции от 22.08.2004 № 122-ФЗ) ряд положений областного Закона вступит в несоответствие с федеральным законодательством.
Федеральным законом "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (в редакции от 22.08.2004 № 122-ФЗ) установлена дополнительная гарантия, обеспечиваемая государством. В соответствии с абзацем 11 ч. 1 ст. 4 указанного Федерального закона обеспечение бесплатными медикаментами для лечения ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях в федеральных специализированных медицинских учреждениях - в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а в учреждениях здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" осуществление указанных гарантий возлагается на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
Статья 3 областного Закона не содержит в перечне компетенции органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Волгоградской области вышеуказанную гарантию, что не соответствует федеральному законодательству.
Согласно ст. 7 областного Закона работникам предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, повышается оклад (ставка), выплачивается надбавка к должностному окладу, устанавливаются сокращенный рабочий день и дополнительный отпуск за работу в особо опасных условиях труда. Порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" порядок предоставления гарантий и установления размера надбавок к должностным окладам за работу в особо опасных для здоровья и тяжелых условиях труда работникам федеральных учреждений здравоохранения определяется Правительством Российской Федерации, а порядок предоставления гарантий и установления размера надбавок к должностным окладам за работу в особо опасных для здоровья и тяжелых условиях труда работникам учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, федеральным законодательством разграничен порядок предоставления гарантий в области труда, предоставляемых работникам федеральных учреждений здравоохранения и работникам учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления гарантий и установления размера надбавок к должностным окладам за работу в особо опасных для здоровья и тяжелых условиях труда работникам учреждений здравоохранения Волгоградской области определяется органами исполнительной власти Волгоградской области, а не Правительством Российской Федерации.
Вывод: По итогам юридической экспертизы Закон Волгоградской области от 26.05.2000 № 405-ОД "О предупреждении распространения в Волгоградской области заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (в редакции от 17.11.2000 № 473-ОД) соответствует действующему федеральному законодательству, однако с момента вступления в силу (с 01.01.2005) Федерального закона от 30.03.1995 № 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (в редакции от 22.08.2004 № 122-ФЗ) вступит в противоречие с ним в части определения порядка предоставления гарантий и установления размера надбавок к должностным окладам за работу в особо опасных для здоровья и тяжелых условиях труда работникам учреждений здравоохранения Волгоградской области и т.д.
Предлагаем привести указанные положения нормативного правового акта в соответствие с вышеуказанным Федеральным законом. Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Главного управления
государственный советник
юстиции 2-го класса
В.Р.КЛЕЙН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru