Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ГУ Минюста РФ по Волгоградской обл. от 15.11.2004 № 01-10/(068)104-04
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 5 МАЯ 1991 ГОДА № 116-ОД "О ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЕ" (В РЕДАКЦИИ ОТ 2 ОКТЯБРЯ 1998 ГОДА № 212-ОД, ОТ 28 ДЕКАБРЯ 1998 ГОДА № 237-ОД, ОТ 15 ЯНВАРЯ 1999 ГОДА № 239-ОД, ОТ 18 МАРТА 1999 ГОДА № 247-ОД, ОТ 11 МАЯ 1999 ГОДА № 261-ОД, ОТ 11 МАЯ 1999 ГОДА № 262-ОД, ОТ 12 ЯНВАРЯ 2000 ГОДА № 364-ОД, ОТ 13 ИЮНЯ 2000 ГОДА № 411-ОД, ОТ 3 ИЮЛЯ 2000 ГОДА № 420-ОД, ОТ 16 НОЯБРЯ 2000 ГОДА № 462-ОД, ОТ 11 ЯНВАРЯ 2001 ГОДА № 492-ОД, ОТ 19 АПРЕЛЯ 2001 ГОДА № 532-ОД, ОТ 13 СЕНТЯБРЯ 2001 ГОДА № 584-ОД, ОТ 1 ИЮЛЯ 2003 ГОДА № 839-ОД, ОТ 4 ДЕКАБРЯ 2003 ГОДА № 889-ОД, ОТ 15 ЯНВАРЯ 2004 ГОДА № 904-ОД, ОТ 5 ФЕВРАЛЯ 2004 ГОДА № 905-ОД, ОТ 6 АПРЕЛЯ 2004 ГОДА № 910-ОД, ОТ 23 АПРЕЛЯ 2004 ГОДА № 914-ОД)"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 15 ноября 2004 г. № 01-10/(068)104-04

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 5 МАЯ 1991 ГОДА № 116-ОД
"О ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЕ" (В РЕДАКЦИИ
ОТ 2 ОКТЯБРЯ 1998 ГОДА № 212-ОД, ОТ 28 ДЕКАБРЯ 1998 ГОДА
№ 237-ОД, ОТ 15 ЯНВАРЯ 1999 ГОДА № 239-ОД,
ОТ 18 МАРТА 1999 ГОДА № 247-ОД, ОТ 11 МАЯ 1999 ГОДА
№ 261-ОД, ОТ 11 МАЯ 1999 ГОДА № 262-ОД, ОТ 12
ЯНВАРЯ 2000 ГОДА № 364-ОД, ОТ 13 ИЮНЯ 2000 ГОДА № 411-ОД,
ОТ 3 ИЮЛЯ 2000 ГОДА № 420-ОД, ОТ 16 НОЯБРЯ 2000 ГОДА
№ 462-ОД, ОТ 11 ЯНВАРЯ 2001 ГОДА № 492-ОД,
ОТ 19 АПРЕЛЯ 2001 ГОДА № 532-ОД, ОТ 13 СЕНТЯБРЯ 2001 ГОДА
№ 584-ОД, ОТ 1 ИЮЛЯ 2003 ГОДА № 839-ОД, ОТ 4 ДЕКАБРЯ
2003 ГОДА № 889-ОД, ОТ 15 ЯНВАРЯ 2004 ГОДА № 904-ОД,
ОТ 5 ФЕВРАЛЯ 2004 ГОДА № 905-ОД, ОТ 6 АПРЕЛЯ 2004 ГОДА
№ 910-ОД, ОТ 23 АПРЕЛЯ 2004 ГОДА № 914-ОД)

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 22 октября 2002 года № 285 "Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации", провело повторную юридическую экспертизу Закона Волгоградской области от 5 мая 1997 года № 116-ОД "О Волгоградской областной Думе" (в редакции от 2 октября 1998 года № 212-ОД, от 28 декабря 1998 года № 237-ОД, от 15 января 1999 года № 239-ОД, от 18 марта 1999 года № 247-ОД, от 11 мая 1999 года № 261-ОД, от 11 мая 1999 года № 262-ОД, от 12 января 2000 года № 364-ОД, от 13 июня 2000 года № 411-ОД, от 3 июля 2000 года № 420-ОД, от 16 ноября 2000 года № 462-ОД, от 11 января 2001 года № 492-ОД, от 19 апреля 2001 года № 532-ОД, от 13 сентября 2001 года № 584-ОД, от 1 июля 2003 года № 839-ОД, от 4 декабря 2003 года № 889-ОД, от 15 января 2004 года № 904-ОД, от 5 февраля 2004 года № 905-ОД, от 6 апреля 2004 года № 910-ОД, от 23 апреля 2004 года № 914-ОД) (далее - Закон Волгоградской области) на предмет соответствия федеральному законодательству.
Основанием проведения повторной юридической экспертизы является изменение федерального законодательства, а именно принятие Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, вступающего в силу, за исключением отдельных положений, с 1 января 2005 года.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Предметом правого регулирования настоящего Закона Волгоградской области являются отношения, направленные на установление порядка организации и деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти Волгоградской области - Волгоградской областной Думы.
Нормативное регулирование в рассматриваемой сфере осуществляется нормативными правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (в редакции от 30 июня 2003 года № 2-ФКЗ);
- Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 19 июня 2004 года № 53-ФЗ);
- Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ);
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области.
Установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляет, в том числе, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 4 указанного выше Федерального закона законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Волгоградская областная Дума как законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе регулировать рассматриваемую сферу правоотношений путем принятия соответствующего нормативного правового акта.
Однако в тексте исследуемого юридической экспертизой Закона Волгоградской области выявлено несоответствие Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, состоящее в следующем.
Согласно подпункту "о" пункта 1 статьи 15 областного Закона к компетенции Думы относится согласование введения чрезвычайного положения на территории области или ее части в соответствии с федеральным законодательством.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 2 статьи 56 Конституции РФ, а не часть 2 статьи 58.
   ------------------------------------------------------------------

Частью 2 статьи 58 Конституции Российской Федерации установлено, что чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении" чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (часть 1 статьи 4 указанного выше Федерального конституционного закона).
Исходя из приведенных выше положений Федерального конституционного закона, согласование введения чрезвычайного положения на территории субъекта Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не предусмотрено.
Таким образом, положение исследуемого юридической экспертизой областного Закона, относящее к компетенции Волгоградской областной Думы согласование введения чрезвычайного положения на территории области или ее части, неправомерно и подлежит отмене путем признания утратившим силу.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Закон Волгоградской области от 5 мая 1997 года № 116-ОД "О Волгоградской областной Думе" (в редакции от 2 октября 1998 года № 212-ОД, от 28 декабря 1998 года № 237-ОД, от 15 января 1999 года № 239-ОД, от 18 марта 1999 года № 247-ОД, от 11 мая 1999 года № 261-ОД, от 11 мая 1999 года № 262-ОД, от 12 января 2000 года № 364-ОД, от 13 июня 2000 года № 411-ОД, от 3 июля 2000 года № 420-ОД, от 16 ноября 2000 года № 462-ОД, от 11 января 2001 года № 492-ОД, от 19 апреля 2001 года № 532-ОД, от 13 сентября 2001 года № 584-ОД, от 1 июля 2003 года № 839-ОД, от 4 декабря 2003 года № 889-ОД, от 15 января 2004 года № 904-ОД, от 5 февраля 2004 года № 905-ОД, от 6 апреля 2004 года № 910-ОД, от 23 апреля 2004 года № 914-ОД) не соответствует действующему федеральному законодательству в части отнесения к компетенции областной Думы согласования введения чрезвычайного положения на территории области или ее части.
Предлагаю устранить выявленное несоответствие в тексте исследуемого Закона Волгоградской области, сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Главного управления
государственный советник
юстиции 2-го класса
В.Р.КЛЕЙН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru