Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ апелляционной инстанции Арбитражного суда Волгоградской обл. от 09.11.2004 по делу № А12-3111/03-С35-V46
<ДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ПРЕДУСМОТРЕНО КОМПЕНСИРОВАНИЕ ВЫПАДАЮЩИХ ДОХОДОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ ЛЬГОТ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ "О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РФ", ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И ИЗ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РФ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Поволжского округа от 24.02.2005 данное постановление и решение Арбитражного суда Волгоградской области 16.09.2004 по данному делу оставлены без изменения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражного суда, не вступивших в законную силу

от 9 ноября 2004 года Дело № А12-3111/03-С35-V46

(извлечение)

Арбитражный суд Волгоградской области рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Главного финансово-казначейского управления Администрации Волгоградской области, на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.09 - 16.09.2004 по делу № А12-3111/03-С35 по иску МУП ЖРЭП-12 Центрального района г. Волгограда к ГФКУ Администрации Волгоградской области, Министерству финансов РФ о взыскании убытков,

установил:

Решением суда первой инстанции от 09 - 16.09.2004 удовлетворены исковые требования МУП ЖРЭП-12 Центрального района г. Волгограда о взыскании с казны Волгоградской области в лице ГФКУ Администрации Волгоградской области 2963669 рублей 78 копеек, составляющих убытки, причиненные предоставлением льгот, предусмотренных Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в РФ", "О реабилитации жертв политических репрессий", за период 2001 - 2002 гг. Производство по делу в части требований к Министерству финансов РФ прекращено в связи с отказом истца от иска в отношении данного ответчика (привлечен к участию в деле в качестве ответчика определением от 21.04.2003). Определением от 26.02.2003 в качестве 3-х лиц привлечены департамент ЖКХ и ТЭК г. Волгограда и департамент финансов администрации г. Волгограда, а определением от 21.04.2003 - Комитет ЖКХ Администрации Волгоградской области и МУ ЖКХ Центрального района г. Волгограда. Определением от 19.08.2004 в качестве 3-х лиц привлечены Управление соцзащиты населения Администрации Волгоградской области и управление соцзащиты населения администрации Центрального района г. Волгограда. Определением суда от 05.11.2004 устранена опечатка во втором абзаце резолютивной части решения от 06.09 - 16.09.2004.
Ответчик, ГФКУ Администрации Волгоградской области, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и в удовлетворении иска отказать. Указывает, что вина ГФКУ Администрации Волгоградской области в понесенных истцом убытках отсутствует. Выделение средств истцу из областного бюджета являлось бы нарушением бюджетного законодательства. Расчеты производятся ГФКУ непосредственно с бюджетом г. Волгограда через департамент финансов администрации города. Обязательства по реализации ФЗ "О ветеранах" выполнены в полном объеме. В 2001 г. выделена субвенция в размере 145085 тыс. руб. при плане 129259 тыс. руб. утвержденных ассигнований. В 2002 г. областной Думой принято решение не закладывать в областной бюджет средства на реализацию данного Закона, предусмотрев в Законе Волгоградской области "Об областном бюджете на 2002 год" норму (ст. 83), согласно которой бюджетам муниципальных образований рекомендовано образовавшееся превышение доходов над расходами направлять на реализацию ФЗ "О ветеранах". Однако указанная норма г. Волгоградом в 2002 г. проигнорирована, вследствие чего соответствующие средства не предусмотрены. В соответствии с Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 23.05.2002 № 410 органы соцзащиты населения муниципальных образований заключают договоры с организациями, предоставляющими льготы по реализации ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий". При этом финансирование органов соцзащиты осуществляется финансовыми органами администраций муниципальных образований за счет средств местных бюджетов с последующим направлением в органы федерального казначейства платежных документов для возмещения расходов местных бюджетов.
Истец считает решение суда законным и обоснованным. Ссылается на надлежащую оценку судом спорных правоотношений сторон и представленных доказательств. Из бюджета Волгоградской области в спорный период не выделены в полном объеме денежные средства для возмещения указанных льгот. Представил уточняющий помесячный расчет суммы исковых требований, заявленной к взысканию в судебном заседании 09 - 16.09.2004 и отраженной в протоколе судебного заседания и расчете истца (том 7, л.д. 128).
3-е лицо, МУ ЖКХ Центрального района г. Волгограда, считает апелляционную жалобу необоснованной. Просит решение суда оставить без изменения.
3-и лица, Управление социальной защиты населения Администрации Волгоградской области, управление социальной защиты населения администрации Центрального района г. Волгограда, департамент ЖКХ и ТЭК администрации г. Волгограда, а также ответчик, Министерство финансов РФ, в судебное заседание не явились. О рассмотрении дела извещены надлежащим образом. Пояснений по существу апелляционной жалобы суду не представили.
3-е лицо, департамент финансов администрации г. Волгограда, в судебное заседание не явилось. О рассмотрении дела извещено надлежащим образом, представило письменный отзыв, согласно которому просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы и возражения участвующих в деле лиц, судебная коллегия считает доводы ответчика об отсутствии оснований для удовлетворения иска необоснованными, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Согласно заявленным истцом требованиям взыскиваемые убытки образовались за период 2001 - 2002 гг. в связи с предоставлением истцом льгот по реализации ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 № 5-ФЗ, "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991 № 1761-1, "О социальной защите инвалидов" от 24.11.1995 в сумме 2910771,17 руб. При рассмотрении дела судом 1-й инстанции в судебном заседании 09.09 - 16.09.2004 истец увеличил исковые требования и заявил о взыскании убытков в сумме 2963669 руб. 78 коп. согласно расчету (том 7, л.д. 128). В апелляционную инстанцию истец представил уточняющий помесячный расчет предъявленных к взысканию сумм отдельно по каждой категории льготников за указанный в иске период. Обоснованность данного расчета подтверждена представленными истцом первичными документами, в т.ч. удостоверениями на право получения льгот; справками МСЭК; лицевыми счетами квартиросъемщиков; реестрами льготников, а также выводами проведенной по делу судебно-бухгалтерской экспертизы от 24.05.2004. Доказательств, опровергающих указанный расчет, ответчиком не представлено. О фальсификации представленных доказательств ответчик не заявлял и иных данных суду не представил.
В судебном заседании 09.09 - 16.09.2004 судом 1-й инстанции принят отказ истца от иска к ответчику, Министерству финансов РФ, что отражено в протоколе судебного заседания. Производство по делу в отношении данного ответчика прекращено.
При реализации ФЗ "О ветеранах" истец за период 2001 - 2002 гг. предоставил льготы населению на общую сумму 3183744 руб. Возмещение расходов за указанный период истцу из бюджета произведено частично в сумме 330400 руб. Задолженность бюджета (убытки истца) составила 2853344 руб. 01 коп. за указанный в иске период. Льготы предоставлены истцом в виде 50-процентной скидки по оплате жилой площади льготникам и совместно проживающим членам семьи инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий на территории других государств (п. 8 ст. 14 ФЗ); членам семьи погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ и ветеранов боевых действий на территории других государств (п. 9 ст. 21 ФЗ); участникам ВОВ (п. 6 ст. 15 ФЗ); ветеранам боевых действий на территории других государств (п. 5 ст. 16 ФЗ); лицам, проработавшим на предприятиях, учреждениях, организациях Ленинграда в период блокады с 08.09.1941 по 27.01.1944 и награжденным медалью "За оборону Ленинграда" и знаком "Житель блокадного Ленинграда" (ч. 2 п. 2 ФЗ); ветеранам труда (ч. 6 п. 2 ст. 22 ФЗ); ветеранам военной службы, ветеранам государственной службы (ст. 23 ФЗ). Суд 1-й инстанции обоснованно указал на ст. 10, п. 2, ФЗ "О ветеранах" как основание для взыскания расходов истца по реализации льгот за счет средств бюджета субъекта РФ.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юр. лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответствующей казны РФ или казны субъекта Федерации. С учетом ст. 1071 ГК РФ от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Доводы ответчика о возложении обязанности по компенсации льгот на местный бюджет и ссылки на установленные законом Волгоградской области ограничения не могут быть признаны состоятельными как не соответствующие требованиям действующего федерального законодательства.
Обязанность компенсации предоставляемых льгот на бюджет субъекта Федерации возложена федеральным законом, и к данным правоотношениям не могут применяться положения Бюджетного кодекса в части получения денежных средств. Из буквального толкования ст. ст. 84, 85, 130 Бюджетного кодекса РФ не следует, что возложение функций по обеспечению социальных гарантий населения на субъект Федерации всегда влечет за собой соответствующее финансирование из средств федерального бюджета. Согласно требованиям ФЗ "О ветеранах" субъект РФ должен обеспечить финансирование реализации соответствующей части данного Закона самостоятельно и полностью, без возложения этой обязанности и ответственности за ее неисполнение на другие организации.
Расходы органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и имеют целевое назначение. Федеральным законом "О ветеранах" определен конкретный источник финансирования - бюджет субъектов РФ, являющийся целевым. Обязательства по обеспечению финансирования льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", ГФКУ Администрации Волгоградской области в рассматриваемом периоде в полном объеме не исполнило.
Ответчиком не доказан также факт передачи финансовых ресурсов органам местного самоуправления на предоставление льгот в полном объеме, в то время как согласно п. 4 статьи 6 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" № 154-ФЗ от 28.08.1995 и ст. 4 ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" № 126-ФЗ от 25.09.1997 при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий, передаются им одновременно с принятием данных решений. Таким образом, ответственность органов местного самоуправления за осуществление отдельных государственных полномочий ограничена степенью их обеспеченности финансовыми средствами.
По указанным обстоятельствам ссылки ответчика на факт предоставления из областного бюджета в 2001 г. субвенции в сумме 145085 руб. и ст. 83 Закона Волгоградской области от 26.12.2001 "Об областном бюджете на 2002 г." не могут являться основанием отказа в иске. Из отзыва ответчика также следует, что в 2002 году в областной бюджет денежные средства на реализацию данного Закона не заложены.
Согласно информации и отчетности департамента финансов администрации г. Волгограда в 2001 г. затраты по реализации указанных льгот по городу составили 146880,3 тыс. руб., а в 2002 году - 284706,9 тыс. руб. Доказательств, подтверждающих выделение городу Волгограду в полном объеме денежных средств для реализации ФЗ "О ветеранах", ответчик не представил.
В соответствии со ст. 16 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" истец предоставил льготы за указанный в иске период на общую сумму 69237 руб. При этом из бюджета возмещено 2195 руб. 86 коп., в связи с чем убытки истца составили 67041 руб. 10 коп. Согласно п. 14 Положения "О порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий", утв. Постановлением Правительства РФ от 03.05.1994 № 419, возмещение расходов, понесенных предприятиями по предоставлению льгот, производится за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета. Согласно данным отчетности департамента финансов администрации г. Волгограда в 2001 г. фактические затраты предприятий города на реализацию Закона составили 3693,6 тыс. руб., а в 2002 г. - 9977,1 тыс. руб. Ответчик не оспаривает то обстоятельство, что средства, направленные на реализацию данного Закона, в полном объеме не выделены. Ссылка ответчика на Постановление Главы Администрации Волгоградской области № 410 от 23.05.2002 обоснованно отклонена судом 1-й инстанции со ссылкой на дату принятия данного правового акта и регулирование им порядка расходования субвенций, поступающих из федерального бюджета, а не порядка возмещения данных расходов из областного бюджета.
В порядке реализации ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 за период 2001 - 2002 гг. истцом предоставлено населению льгот на общую сумму 355560 руб. при возмещении из бюджета 312275 руб. 59 коп. и остатке задолженности - 43284 руб. 67 коп. Согласно отчетности департамента финансов администрации города Волгограда затраты предприятий города в 2001 г. по реализации Закона составили 15402,7 тыс. руб., а в 2002 г. - 44479,6 тыс. руб. Порядок предоставления льгот и возмещения расходов урегулирован Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 № 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг". Согласно п. 16 постановления определено, что расходы, связанные с предоставлением льгот по муниципальному жилому фонду, возмещаются в порядке, установленном субъектами РФ и органами местного самоуправления. Истцом представлены доказательства отнесения указанных им жилых домов к муниципальному жилищному фонду: выписка из реестра муниципального имущества (том 8, л.д. 3), а также реестры льготников, копии лицевых счетов и др. В то же время ответчик не представил доказательств об установлении в 2001 - 2002 гг. на территории Волгоградской области порядка реализации ФЗ "О социальной защите инвалидов". Из содержания Законов Волгоградской области № 484-ОД от 21.12.2000 "Об областном бюджете на 2001 г." и № 649-ОД от 26.12.2001 "Об областном бюджете на 2002 г." также не усматривается выделение средств на указанные цели из областного бюджета и не определяется порядок возмещения данных расходов, связанных с предоставлением льгот по муниципальному жилищному фонду.
Согласно п. п. 14, 15 ст. 5 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" к ведению органов государственной власти субъектов РФ в области социальной защиты инвалидов относится установление льгот инвалидам или отдельным категориям инвалидов на территориях субъектов РФ за счет средств бюджетов субъектов РФ, формирование бюджетов субъектов РФ в части расходов на социальную защиту инвалидов.
Действующим законодательством предусмотрено компенсирование выпадающих доходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных указанным Законом, как из федерального бюджета, так и из бюджетов субъектов РФ.
В соответствии со ст. 44 ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" и ст. 55 ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" установлены размеры субсидий и субвенций, выделяемых из Фонда компенсаций и направляемых на финансирование текущих расходов по реализации ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ". Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 № 536 "О порядке предоставления и расходования в 2001 г. средств фонда компенсаций..." установлено, что органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают целевое использование выделенных средств Фонда компенсаций и при необходимости вносят в Министерство финансов РФ предложения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 268 - 272 АПК РФ, суд апелляционной инстанции

постановил:

Апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, а решение суда от 09.09 - 16.09.2004 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его оглашения и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
Т.А.ЗАГОРУЙКО

Судьи
Е.С.ПЯТЕРНИНА
О.В.БРЯНЦЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru