Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ коллегии Администрации Волгоградской обл. от 14.09.2004 № 7/20
"ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005 ГОД И О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОБ ОБЛАСТНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2005 ГОД"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 14 сентября 2004 г. № 7/20

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005 ГОД И О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОБ ОБЛАСТНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2005 ГОД

Заслушав и обсудив информацию заместителя Главы Администрации Волгоградской области - начальника Главного финансово-казначейского управления Администрации Волгоградской области С.П. Сазонова об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Волгоградской области на 2005 год и о проекте закона Волгоградской области об областном бюджете на 2005 год, коллегия Администрации Волгоградской области решила:
1. Одобрить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики Волгоградской области на 2005 год.
2. Принять к сведению и одобрить проект закона Волгоградской области об областном бюджете на 2005 год с необходимыми материалами.
3. Главе Администрации Волгоградской области Н.К. Максюте внести на рассмотрение Волгоградской областной Думы проект закона Волгоградской области об областном бюджете на 2005 год.
4. Рекомендовать главам администраций муниципальных образований Волгоградской области при подготовке проектов бюджетов муниципальных образований на 2005 год руководствоваться основными направлениями бюджетной и налоговой политики Волгоградской области на 2005 год.
5. Ответственным представителем в Волгоградской областной Думе при рассмотрении проекта закона Волгоградской области об областном бюджете на 2005 год назначить заместителя Главы Администрации Волгоградской области - начальника Главного финансово-казначейского управления Администрации Волгоградской области С.П. Сазонова.
6. Контроль за исполнением решения возложить на заместителя Главы Администрации Волгоградской области - начальника Главного финансово-казначейского управления Администрации Волгоградской области С.П. Сазонова и заместителя Главы Администрации Волгоградской области - председателя Комитета экономики Администрации Волгоградской области А.С. Плотникова.

Председатель коллегии
Н.К.МАКСЮТА

Секретарь коллегии
А.А.ФЕДЮНИН





Одобрены
Решением
коллегии Администрации
Волгоградской области
от 14 сентября 2004 г. № 7/20

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2005 ГОД

Основные подходы к формированию доходов и распределению расходов областного бюджета по разделам функциональной классификации на 2005 год разработаны на основе положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2005 году и учитывают меры по обеспечению роста экономики и повышению устойчивости бюджетной системы Волгоградской области.
Формирование бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в условиях продолжающихся преобразований в налоговой сфере, реализации ряда структурных реформ в секторе государственного управления, направленных на достижение стратегических целей, к их числу относятся:
разграничение расходных обязательств и доходных источников между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;
отмена расходных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования;
усовершенствование механизмов обеспечения населения социальными льготами, связанное с изменением на уровне Российской Федерации формы предоставления льгот (в части перевода натуральной формы в денежную);
внедрение методов бюджетного планирования, ориентированных на результаты.

Бюджетная политика в области доходов

Основные направления налоговой реформы на 2005 год предусматривают продолжение курса на снижение налогового бремени, упрощение налоговой системы, а также улучшение налогового администрирования. При этом должны обеспечиваться стабильность налоговой системы, понятность налогового законодательства и определенность в объемах налоговых платежей на длительный период.
Проводимая налоговая политика направлена на оптимизацию налоговой нагрузки на различные отрасли экономики, исправление дисбаланса в уровне налоговой нагрузки на сырьевой сектор и на остальные отрасли экономики. Это позволит улучшить условия для экономического роста, ускоренного развития обрабатывающих отраслей и сферы услуг, повышения инвестиционной активности, сокращения "теневой" экономической деятельности, увеличения количества рабочих мест и роста доходов населения.
При разработке проектировок основных параметров бюджетной системы Волгоградской области на 2005 год учтены следующие изменения налогового и бюджетного законодательства:
а) снижение до 26 процентов ставки единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, с распределением:
в федеральный бюджет - 6 процентов поступлений;
в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации - 14 процентов;
в Фонд социального страхования Российской Федерации - 3,2 процента;
в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0,8 процента;
в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Волгоградской области - 2 процента поступлений.
Указанные изменения, скорее всего, приведут к повышению уровня оплаты труда работников и к увеличению поступлений налога на доходы физических лиц;
б) изменение в связи со снижением единого социального налога ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, с 5 до 6,5 процента, зачисляемого в региональные бюджеты, - с 19 до 17,5 процента;
в) увеличение базовой ставки налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (по нефти) с 347 до 419 рублей за тонну и изменение формулы определения расчетной ставки на тонну нефти:

Кц = (Ц - 9) x Р / 261 (в 2004 году: Кц = (Ц - 8) x Р / 252), где:

Кц - коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть;
Ц - средний в планируемом году уровень цен нефти сырой марки "Юралс" в долларах США за один баррель;
Р - среднее значение в планируемом году курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации;
г) установление новой дифференцированной шкалы зависимости ставки вывозной таможенной пошлины от мировой цены на нефть;
д) снижение ставок вывозных таможенных пошлин на все товары (кроме нефти, нефтепродуктов и газа) в среднем на 20 процентов;
е) индексация всех специфических ставок акцизов по подакцизным товарам с учетом прогнозируемого уровня инфляции (в среднем на 8 процентов), а также индексация специфической составляющей ставки акциза на табачные изделия (в среднем на 17 процентов) сверх индексации на уровень прогнозируемой инфляции;
ж) принятие главы Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующей уплату государственной пошлины. Предусматривается заметное (в среднем в 2 - 2,5 раза) снижение размеров государственной пошлины при обращении в суды и за совершение нотариальных действий;
з) принятие главы Налогового кодекса Российской Федерации, вступающей в силу с 1 января 2005 г. и регулирующей уплату водного налога;
и) отмена с 1 января 2005 г. налога на рекламу;
к) внесение изменений в главу 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации, направленных на уточнение отдельных норм, связанных с облегчением применения указанной главы налогоплательщиками, сближением налогового и бухгалтерского учета.
При расчетах доходной части консолидированного бюджета Волгоградской области приняты следующие изменения нормативов распределения по уровням бюджетной системы:
налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья по нефти и газовому конденсату из всех видов месторождений распределяется между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации в следующих соотношениях: 95 процентов поступлений - в федеральный бюджет, 5 процентов поступлений - в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации;
водный налог в размере 100 процентов поступлений зачисляется в федеральный бюджет с последующим финансированием капитального ремонта и строительства гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, в соответствии с проектом Водного кодекса Российской Федерации;
платежи за пользование лесным фондом в размере 100 процентов поступлений зачисляются в федеральный бюджет.

О прогнозе основных параметров областного бюджета
в 2005 году

Прогноз развития экономики Волгоградской области на 2005 год разрабатывается исходя из оценки экономического развития в 2003 году и прогнозируемого изменения внутренних и внешних условий развития на 2004 - 2005 годы.
Влияние внешних факторов определяется, прежде всего, изменением мировых цен на энергоресурсы, состоянием мировой экономики и рядом других условий. Высока вероятность сохранения благоприятной динамики цен на нефть: по расчетам Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации на 2005 год среднегодовой уровень составит 26 долларов за баррель нефти марки "Юралс", при среднегодовом курсе доллара - 29,8 рубля за доллар США.
Основные показатели прогноза социально-экономического развития Волгоградской области на 2005 год:
индекс роста промышленного производства - 105 процентов;
рост основных фондов отраслей экономики - 120 процентов;
рост прибыли прибыльных предприятий - 111,3 процента;
рост фонда заработной платы - 123,9 процента;
индекс потребительских цен - 108,5 процента.

Бюджетная политика в области расходов

В 2005 году базовым принципом экономической политики будет достижение оптимального уровня государственных расходов.
Структура расходов областного бюджета на 2005 год представлена уже в новой классификации, состоящей из 11 функциональных разделов. Существенной особенностью предлагаемой структуры является наличие раздела, объединяющего в себе расходы на реализацию функций общегосударственного характера. Структура подразделов функциональной классификации расходов построена по принципу выделения подфункций. Дальнейшая детализация расходов осуществляется на уровне целевых статей, видов расходов и экономической классификации расходов.
Настоящий этап работы над проектами областного и консолидированного бюджетов предполагает формирование сбалансированного распределения предельных объемов расходов по соответствующим разделам функциональной классификации, на основании которых впоследствии будет сформировано распределение бюджетного финансирования на 2005 год по главным распорядителям средств областного бюджета.

Финансирование расходов по социальной сфере

Бюджет 2005 года сохранит свою социальную направленность. С 1 января 2005 г. планируется повышение должностных окладов работникам бюджетной сферы, оплачиваемых на основе ЕТС, на 20 процентов. В бюджете 2005 года будет обеспечено финансирование повышаемой заработной платы, на это дополнительно требуется 600 млн. рублей. Сохранится уровень основных расходов, обеспечивающих текущую деятельность учреждений бюджетной сферы области, и индексация материальных затрат в соответствии с уровнем инфляции. Будет проведена работа по уточнению перечня бюджетных организаций и получателей бюджетных средств из областного бюджета. Необходимо исключить из областного бюджета финансирование учреждений, не имеющих статуса "бюджетных", и различных общественных организаций. Эту работу необходимо выполнить и в муниципалитетах. Продолжится инвентаризация бюджетной сети Волгоградской области.
На 2005 год необходимо установить жесткие сметы расходов каждого бюджетного учреждения с обязательным ограничением фонда оплаты труда.
Необходимо сделать обязательной практику осуществления государственных закупок (заказов) на конкурсной основе, которая должна быть прозрачной, и обеспечить реальный конкурентный режим при размещении заказов на производство товаров и услуг для областных и муниципальных нужд.
При формировании бюджета необходимо рассмотреть вопрос о возможности реструктуризации задолженности предприятий жилищно-коммунального комплекса за энергоресурсы.
В расчетах к проекту областного бюджета на 2005 год по учреждениям социальной сферы предусмотрены расходы по выполнению Федерального закона от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в части передачи субъекту Российской Федерации полномочий по решению следующих вопросов:
1) финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в общеобразовательных учреждениях, включая расходы на оплату труда работников этих учреждений, компенсационные выплаты за книгоиздательскую продукцию и обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с учебным процессом. Эти расходы будут предусматриваться в областном бюджете и в виде субвенций передаваться в бюджеты муниципальных образований.
Объем средств, необходимых для выделения субвенции муниципальным образованиям Волгоградской области, определен на основе данных, представленных Комитетом по образованию Администрации Волгоградской области;
2) расходы на обязательное медицинское страхование за неработающее население Волгоградской области согласно уточненным спискам неработающего населения по состоянию на 1 июля 2004 г., представленным муниципальными образованиями, будут учтены в расходах областного бюджета по здравоохранению по нормативу 800 рублей на одного человека;
3) полномочия субъекта Российской Федерации в части мер социальной поддержки, предусмотренных статьями 20 и 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах", с целью наиболее эффективного использования средств, предусмотренных в проекте консолидированного бюджета Волгоградской области на 2005 год, будут переданы органам местного самоуправления через механизм межбюджетных отношений и учтены при определении каждому муниципальному образованию объема финансовой помощи или размеров регулирующих налоговых платежей.
Ассигнования на реализацию Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", рассчитанные Управлением социальной защиты населения Администрации Волгоградской области, будут предусмотрены в расходной части областного бюджета и переданы муниципальным образованиям для выплаты населению через органы социальной защиты населения.
Финансовое обеспечение Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", "О донорстве крови и ее компонентов" будет осуществляться за счет средств федерального бюджета;
4) во исполнение Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" органами государственной власти Волгоградской области проводится реорганизация принимаемых от профсоюзов 12 детско-юношеских спортивных школ, которые с 1 января 2005 г. предполагается финансировать из областного бюджета;
5) в соответствии с Законом Волгоградской области от 15 мая 2000 г. № 400-ОД "О физической культуре и спорте в Волгоградской области" в проекте областного бюджета на 2005 г. будут предусмотрены расходы на поддержку спортивных клубов.
В целях выполнения требований статьи 2 Федерального закона от 6 мая 2003 г. № 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" при формировании межбюджетных отношений на 2005 год в расходной части местных бюджетов учтены ассигнования для возмещения расходов по предоставлению льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, в полном объеме, заявленном муниципальными образованиями, в соответствии с действующими в настоящее время в муниципальных образованиях нормативами оплаты жилья и коммунальных услуг.
В соответствии с Федеральным законом от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта, относится решение вопроса социальной поддержки жертв политических репрессий. Учитывая, что проектом федерального бюджета на 2005 год предусмотрены расходы по обеспечению мер социальной поддержки данной категории граждан, в областном бюджете в составе фонда компенсаций также предусмотрены ассигнования на реализацию Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий". Порядок же их использования будет установлен нормативными правовыми актами Главы Администрации Волгоградской области после определения Правительством Российской Федерации аналогичного порядка.
В части разграничения полномочий между федеральным и региональными бюджетами в области социальной политики основным нововведением является разграничение полномочий по предоставлению льгот по категориям льготников, а не по видам предоставляемых льгот, а также "монетизация" льгот (за исключением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг).

Государственная поддержка промышленности и транспорта

В 2005 году будет продолжено направление средств областного бюджета на развитие промышленности области через бюджет развития Волгоградской области.
Расходы на компенсацию выпадающих доходов от предоставления льгот отдельным категориям граждан при оплате за газ и на газоснабжение населения, перевозку пассажиров горэлектротранспортом будут учтены в расходной базе бюджетов муниципальных образований при формировании межбюджетных отношений областного бюджета с бюджетами муниципальных образований.
Расходы на автомобильный, водный и железнодорожный транспорт будут представлены субсидиями на компенсацию убытков от перевозки пассажиров по регулируемым тарифам и пассажиров, имеющих право на льготы при оплате.

Государственная поддержка сельского хозяйства и рыболовства

В 2005 году функционирование агропромышленного комплекса Волгоградской области будет осуществляться в соответствии с Основными приоритетами развития агропромышленного комплекса Волгоградской области на 2005 - 2006 годы и на период до 2010 года, одобренными Решением коллегии Администрации Волгоградской области от 23 марта 2004 г. № 3/4.
В 2005 году в связи с проведением бюджетной реформы в Российской Федерации предусматриваются следующие основные направления оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов в сфере агропромышленного комплекса:
1) осуществление бюджетного планирования исходя из действующих нормативных правовых актов в области агропромышленного комплекса, новые принимаемые обязательства - в соответствии с приоритетами развития сельского хозяйства и при наличии источников для их своевременного и полного выполнения;
2) сокращение неэффективных бюджетных расходов, не оказывающих влияния на стимулирование сельскохозяйственного производства (семинары, смотры, конкурсы);
3) проведение инвентаризации бюджетной сети сельского хозяйства, минимизация штатной численности, сокращение бюджетных расходов учреждений с увеличением удельного веса внебюджетных источников финансирования;
4) концентрация бюджетных средств для финансирования приоритетных отраслей сельского хозяйства, определяющих технологический и технический прогресс в отрасли, таких, как племенное дело и животноводство, элитное семеноводство, материально-техническое переоснащение;
5) изменение основных направлений государственной поддержки сельского хозяйства, осуществление поддержки предприятий агропромышленного комплекса, способных обеспечить наибольшую отдачу вложенных бюджетных средств. Адресная поддержка экономически эффективных предприятий агропромышленного комплекса путем заключения с ними соглашений с обязательствами выполнения условий, обеспечивающих экономический рост в сельском хозяйстве;
6) проведение инвентаризации и сокращения областных целевых программ в области сельского хозяйства, не имеющих достаточных источников финансирования и не оказывающих влияния на стимулирование сельскохозяйственного производства.
В 2005 году предусматривается изменение принципов бюджетного кредитования сельского хозяйства. Основными из них являются:
сокращение удельного веса непроцентных расходов областного бюджета в общем объеме расходов на сельское хозяйство;
предоставление бюджетных кредитов исключительно на платной основе;
в целях увеличения инвестиций в агропромышленный комплекс осуществление перехода к среднесрочному бюджетному кредитованию приоритетных направлений;
увеличение объема бюджетных кредитов для финансирования приобретения техники и племенного скота на условиях лизинга за счет перераспределения средств областного бюджета, направляемых на бюджетное финансирование сельского хозяйства;
кредитование сельхозтоваропроизводителей в зависимости от возврата ранее полученных кредитов в целях рационального использования бюджетных средств.

Финансирование расходов в области охраны окружающей
природной среды

В 2005 году предусматриваются следующие основные направления бюджетных расходов в области охраны окружающей среды:
1) осуществление финансирования комплекса мероприятий, направленных на улучшение экологической обстановки на территории Волгоградской области. При этом в первоочередном порядке предусмотрено финансирование мероприятий, направленных на предотвращение загрязнения окружающей среды, обеспечение экологической безопасности населения области;
2) финансирование совместных проектов по снижению загрязнения реки Волги, проведению берегоукрепительных работ;
3) проведение анализа эффективности деятельности природоохранных бюджетных учреждений - природных парков. Увеличение объемов финансирования материально-технического оснащения природных парков за счет внебюджетных источников;
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон № 95-ФЗ принят 04.07.2003, а не 04.04.2003.
   ------------------------------------------------------------------

4) в связи с принятием Федеральных законов от 4 апреля 2003 г. № 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которыми функции по тушению пожаров отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации, и с целью обеспечения мероприятий по разграничению полномочий в области пожарной безопасности продолжить перевод численности личного состава Государственной противопожарной службы, содержащейся за счет федерального бюджета, на финансирование из областного бюджета.
Кроме того, предусматривается исключение расходов, которые финансировались за счет областного бюджета, а в соответствии с новым законодательством отнесены к расходным полномочиям Российской Федерации.

Развитие казначейской системы исполнения бюджета

Продолжится развитие казначейской системы исполнения областного бюджета и бюджетов муниципальных образований.
В 2005 году завершится перевод на казначейскую систему исполнения бюджетов через лицевые счета главных распорядителей средств областного бюджета:
аппарата Главы Администрации Волгоградской области;
Волгоградской областной Думы;
Контрольно-счетной палаты Волгоградской области;
Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области;
аппарата уполномоченного по правам человека в Волгоградской области;
Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Администрации Волгоградской области;
целевых бюджетных фондов, а также получателей средств областного бюджета, находящихся на территории муниципальных образований области.

Основные направления формирования межбюджетных отношений
областного бюджета с бюджетами муниципальных образований

В последнее время проведена определенная работа по упорядочению системы финансовой поддержки муниципальных образований.
Формирование межбюджетных отношений Волгоградской области с муниципальными образованиями в 2005 году будет осуществляться в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством в целях обеспечения муниципальных образований необходимыми средствами для финансирования социально значимых расходов, исходя из равенства прав муниципальных образований, с учетом социально-экономических особенностей территорий.
Расходная часть бюджетов муниципальных образований будет рассчитываться для всех территорий по единым нормативам, исходя из баланса расходов и доходов консолидированного бюджета Волгоградской области.
В результате доведенного минимально гарантированного норматива отчисления от регулирующих налогов будет определена сумма превышения расходов над доходами, или финансовый разрыв по каждому муниципальному образованию. В целях сокращения денежных потоков между областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований через нормативное регулирование муниципальным образованиям будут переданы увеличенные нормативы по регулирующим и другим налогам.
При этом предполагается отказаться от практики расщепления по акцизам, по налогу на имущество организаций, по налогам на добычу полезных ископаемых, по единому налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Предполагается, что в 2005 году в бюджеты муниципальных образований полностью будут зачисляться поступления по земельному налогу, 90 процентов по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Муниципальным образованиям будет установлен норматив отчислений по налогу на доходы физических лиц на уровне не ниже 30 процентов, по налогу на прибыль организаций - не менее 5 процентов, через которые будет осуществляться межбюджетное регулирование.
В случае недостатка доходов для финансирования минимального набора социально значимых бюджетных услуг недостающие средства для финансирования текущих расходов будут выделяться муниципальным образованиям из областного бюджета в виде финансовой помощи (дотации).
Приоритетным направлением при финансировании муниципальных образований в счет дотации по-прежнему определена выплата заработной платы работникам бюджетных учреждений с учетом обязательных отчислений и финансирование расходов на оплату энергоресурсов.
Исходя из доходных возможностей областного бюджета, при формировании межбюджетных отношений предполагается предусмотреть средства на обеспечение сбалансированности муниципальных бюджетов. Указанные средства будут предусмотрены в расходной части бюджетов тех муниципальных образований, для которых отношение расходов бюджета на оплату труда с начислениями и на оплату коммунальных услуг бюджетных учреждений за 2003 год к доходам, полученным в 2003 году (далее именуется - отношение первоочередных расходов к доходам), составило не менее 65 процентов.
Расчет планируемого размера средств бюджету муниципального образования производится по формуле:

Cпi = (SUM(Cпi) x Pi x Oi / БOi) / SUM(Pi x Oi / БOi), где:

Cпi - планируемый размер средств муниципальному образованию на обеспечение сбалансированности бюджета;
SUM(Cпi) - планируемый размер средств бюджетам всех муниципальных образований, отобранных для предоставления средств на обеспечение сбалансированности бюджета;
Pi - размер доходов бюджета муниципального образования, отобранного для предоставления средств, за 2003 год;
Oi - отношение первоочередных расходов к доходам для муниципального образования, отобранного для предоставления средств, отнесенное к среднему аналогичному показателю по всем муниципальным образованиям;
БOi - уровень бюджетной обеспеченности муниципального образования, фактически сложившийся за 2003 год.
Это позволит менее обеспеченным территориям направить указанные средства на финансирование иных (помимо зарплаты и коммунальных услуг) социально значимых расходов на уровне, максимально приближенном к среднеобластному, что будет способствовать реализации принципа равенства бюджетных прав муниципальных образований, закрепленного в части 2 статьи 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Данная мера направлена на выравнивание уровня социально-экономического развития территорий. Порядок предоставления и расчета финансовой помощи муниципальным образованиям для достижения указанной цели в соответствии с частью 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации может быть установлен законом субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год.
Выделение средств на обеспечение сбалансированности муниципальных бюджетов следует оценивать как одну из наиболее эффективных технологий построения межбюджетных отношений, поскольку позволяет учитывать не только доходный потенциал территории, но и различия в объективных факторах и условиях, влияющих на стоимость предоставления бюджетных услуг (объем выплат), предоставляемых местными органами власти населению, в том числе позволяет учитывать различия в размере составляющей заработной платы и энергосоставляющей в стоимости бюджетных услуг (энергосоставляющая в стоимости бюджетных услуг существенно различается в зависимости от того, на потребление какого вида топлива ориентированы бюджетные учреждения конкретного муниципального образования).
Таким образом, выделение средств на обеспечение сбалансированности муниципальных бюджетов экономически целесообразно, имеет необходимые правовые основания, а также необходимо для поэтапного перехода к построению межбюджетных отношений, распределению финансовой помощи в условиях действия Закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку проектом федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" (часть 3 статьи 138 проекта) предусматривается возможность выделения дотации, отражающей отдельные факторы (условия), учитываемые при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности территорий.
Кроме того, при формировании межбюджетных отношений на 2005 год, как и в предшествующие годы, в общей сумме расходов муниципальных образований предполагается предусмотреть расходы на приобретение котельно-печного топлива для бюджетных учреждений. Данный вид топлива является одним из наиболее дорогих, используемых при отоплении бюджетных учреждений, дополнительные средства на его приобретение не могут быть предусмотрены в нормативах по отраслям, в связи с чем средства на данные расходы будут предусматриваться дополнительно.
В соответствии с Законом Волгоградской области от 8 января 2002 г. № 660-ОД "О межбюджетных отношениях в Волгоградской области" в расходах областного бюджета предполагается фонд компенсации, за счет средств которого на реализацию отдельных государственных полномочий муниципальным образованиям будут выделяться субвенции, в том числе на реализацию следующих нормативных правовых актов:
Федерального закона от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 "О милиции";
Федерального закона от 18 октября 1991 г. № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий";
Федерального закона от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании";
Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
Федерального закона от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации";
Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния";
Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. № 1372 "Об утверждении положения о военных комиссариатах";
Закона Волгоградской области от 26 мая 1999 г. № 269-ОД "Об органах записи актов гражданского состояния Волгоградской области";
Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 8 февраля 1999 г. № 68 "О создании объединенного аварийно-спасательного отряда г. Камышина и Камышинского района".
По мере внесения изменений и дополнений в действующее федеральное законодательство данный перечень может быть изменен.
В связи с образованием фонда компенсации, с целью оптимизации правовой базы построения межбюджетных отношений на территории Волгоградской области предполагается внести изменения и дополнения в Закон Волгоградской области от 16 ноября 1998 г. № 223-ОД "О порядке наделения органов местного самоуправления Волгоградской области отдельными государственными полномочиями", предусматривающие возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Законом Волгоградской области "Об областном бюджете на 2005 год".
Бюджетная политика в 2005 году в Волгоградской области будет направлена и на подготовку к построению межбюджетных отношений на новых принципах в условиях действия Закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее именуется - Закон № 131-ФЗ), вступающего в силу с 1 января 2006 г.
Так, в 2005 году в соответствии с требованиями вышеназванного Закона предстоит разработать новый закон Волгоградской области "О межбюджетных отношениях в Волгоградской области", в котором будут отражены следующие положения:
дан перечень единых нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, иных платежей, подлежащих к зачислению в бюджеты муниципальных образований (в соответствии с требованиями части 3 статьи 59 Закона № 131-ФЗ);
установлен порядок образования и распределения дотаций из районного фонда финансовой поддержки поселений (абзац 1 части 4 статьи 60 Закона № 131-ФЗ);
определена методика расчета уровня расчетной бюджетной обеспеченности поселений, используемого в качестве критерия для предоставления дотаций из районного фонда финансовой поддержки поселений (абзац 2 части 4 статьи 60 Закона № 131-ФЗ);
установлен порядок расчета уровня бюджетной обеспеченности поселений в отчетном финансовом году, порядок определения размеров "отрицательных трансфертов" (абзац 2 части 5 статьи 60 Закона № 131-ФЗ);
установлен порядок образования регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований (городских округов) и порядок предоставления дотаций из данного фонда (абзац 2 части 1 статьи 61 Закона № 131-ФЗ);
определена методика определения уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), используемого в качестве критерия для предоставления дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) (абзац 1 части 2 статьи 61 Закона № 131-ФЗ);
установлен порядок расчета уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) в отчетном финансовом году, порядок определения размеров "отрицательных трансфертов" (абзац 2 части 4 статьи 61 Закона № 131-ФЗ);
при необходимости установлен порядок образования фонда муниципального развития, фонда софинансирования социальных расходов, целевое назначение, условия предоставления и расходования средств фонда (статья 62 Закона № 131-ФЗ).
В соответствии с Законом № 131-ФЗ выделение финансовой помощи муниципальным образованиям из областного бюджета в 2006 году должно производиться не с целью покрытия финансового разрыва, а с целью выравнивания финансовых возможностей муниципальных образований осуществлять свои полномочия по решению вопросов местного значения. Из-за дефицита средств областного бюджета может возникнуть ситуация, при которой средств, выделенных муниципальным образованиям через увеличение нормативов отчислений по регулирующим налогам, а также предусмотренной финансовой помощи окажется недостаточно для содержания существующих бюджетных учреждений муниципальных образований.
В связи с этим муниципальным образованиям в 2005 году необходимо принять меры по повышению результативности расходов согласно Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2004 г. № 249. Для этого во исполнение соглашения "О мерах по оздоровлению государственных финансов и условиях оказания финансовой помощи бюджетам районов и городов Волгоградской области" органам местного самоуправления необходимо принять меры к сокращению бюджетных учреждений, финансируемых за счет местных бюджетов, а также оптимизировать штатную численность органов самоуправления и бюджетных учреждений.

Политика в области управления государственным долгом

Долговая политика является неотъемлемой частью финансовой политики Волгоградской области в 2005 году. При этом основные положения и направления долговой политики подчинены общим целям финансовой системы области.
Администрация Волгоградской области при выборе приоритетных направлений долговой политики исходит из безусловного приоритета поддержания рейтинга Волгоградской области как надежного заемщика, который основан на безусловном, своевременном и полном выполнении всех долговых обязательств.
С целью создания единой системы управления государственным долгом Волгоградской области принят Закон Волгоградской области от 16 июля 2003 г. № 853-ОД "Об управлении государственным долгом Волгоградской области", который устанавливает порядок управления государственным долгом и классификацию долговых обязательств.
Стратегические и тактические задачи управления государственным долгом Волгоградской области направлены на поддержание объема государственного долга в пределах оптимальных размеров и удешевление стоимости обслуживания долга, что позволяет изменять структуру бюджетных расходов и высвобождать бюджетные средства для финансирования целевых программ.
В дополнение к основной задаче по снижению стоимости обслуживания долга Администрация Волгоградской области считает необходимым определить следующие приоритетные направления:
оптимизация структуры и объема государственного долга;
выпуск займов с различными сроками обращения (от 6 до 60 месяцев) с целью рефинансирования текущего долга, снижения текущего погашения и возможности выбора инвесторами интересующего варианта вложения временно свободных денежных средств;
привлечение средств с внешних для Волгоградской области рынков (из других регионов);
поддержание ликвидности рынка Волгоградских ценных бумаг при условии минимизации расходов на эти цели;
предоставление государственных гарантий для реализации высокоэффективных с точки зрения общественной значимости и экономической отдачи программ и проектов;
пролонгация договоров, реструктуризация долгов;
увеличение сроков заимствований с целью снижения текущего погашения.
Положительную перспективу должны иметь региональные займы - это одна из самых мощных составляющих рынка ценных бумаг. Для динамичного развития Волгоградской области в условиях рыночной экономики нужно иметь такой же рынок внутренних заимствований, как и в других развитых субъектах Российской Федерации. В настоящее время для выпуска региональных облигаций в Российской Федерации складываются достаточно благоприятные условия:
развитие системы регионального управления на основе формирования бюджетного законодательства;
улучшение макроэкономической ситуации и политической стабильности в стране, планируемое снижение уровня инфляции и ставок, по которым осуществляются заимствования на рынке;
существенное ограничение направлений вложения свободных денежных средств для институциональных инвесторов и населения (остатки денежных средств, находящиеся у учреждений финансово-кредитной системы, не могут быть вложены в различные активы, в том числе из-за ограниченного числа присутствующих на рынке финансовых инструментов);
опыт выпуска региональных займов, накопленный в стране за последние годы.
Одним из основных направлений работы на рынке ценных бумаг в 2005 году станет продолжение выпусков биржевых займов с размещением на организованных рынках Москвы и Санкт-Петербурга, где сконцентрирована основная часть российских инвестиционных ресурсов. Будет продолжено развитие положительной кредитной истории, что позволит производить объемы заимствований с более длительными сроками обращения и снижать расходы на обслуживание государственного долга.
Кроме того, будет продолжена работа по выпуску ценных бумаг, необходимых для удовлетворения спроса на внутреннем рынке.
На этапе дальнейшего развития и поддержания рынка ценных бумаг Волгоградская область должна обеспечить доверие потенциальных инвесторов, финансовую безопасность области и защиту прав собственности.
Главной целью при управлении долгом в 2005 году является снижение платы за пользование заемным капиталом и увеличение сроков заимствования.
Проведение максимально гибкой политики заимствований на фондовом рынке на основе всестороннего мониторинга дает возможность оперативно реагировать на колебания макроэкономических индикаторов, а также на изменение конъюнктуры на внутреннем и внешнем рынках заимствований, позволяет оптимизировать структуру бюджетных расходов, высвободить часть средств для финансирования первоочередных нужд бюджета.
Кредитная политика направлена на оперативное привлечение денежных средств на цели областного бюджета для финансирования социально значимых и инвестиционных программ, а также на погашение долговых обязательств Волгоградской области.
Вместе с тем следует отметить, что развитие инвестиционной политики с использованием заемных средств должно иметь большое значение для экономики Волгоградской области. Использование заемных средств позволяет расширять возможности финансирования крупных проектов, не оказывая негативного воздействия на другие статьи расходов областного бюджета.

Финансовый контроль

Одним из инструментов бюджетной политики является финансовый контроль.
В связи с проводимой на федеральном уровне Административной реформой, ликвидацией контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации и созданием Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Главное финансово-казначейское управление Администрации Волгоградской области, как и финансовые органы всех субъектов Российской Федерации, поставлено перед необходимостью осуществления финансового контроля за расходованием средств областного бюджета собственными силами.
В результате проведенной работы в предшествующий период, внедрения казначейских технологий при исполнении областного бюджета значительно сокращается количество нарушений в расходовании бюджетных средств, выделяемых на текущее содержание бюджетных учреждений. В связи с этим в 2005 году планируется, сохранив ранее принятые направления в контрольно-ревизионной работе, усилить финансовый контроль за расходованием средств областного бюджета, выделяемых на выполнение областных целевых программ, основное внимание уделять не только вопросам целевого использования бюджетных средств, но и вопросам эффективности и рациональности их расходования, а также достижения планируемых результатов в ходе исполнения целевых программ.
Реализация данного направления потребует пересмотра некоторых подходов к контрольно-ревизионной работе.
В 2005 году также будет продолжена работа по координации контрольно-ревизионной работы и обеспечению более полного охвата бюджетополучателей проводимыми контрольными мероприятиями.
Планируется осуществлять более действенный контроль за предоставлением государственных гарантий Волгоградской области в части проведения в период, предшествующий предоставлению гарантии, финансовых проверок у получателей, сочетая такие проверки с постоянным контролем за финансовым состоянием получателей гарантий в течение их действия.
Такие меры позволят максимально сократить случаи оплаты за счет бюджетных средств долгов получателей гарантий, а следовательно, и уменьшить потери бюджета.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru