Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ ТУ МАП РФ по Волгоградской обл. и Республике Калмыкия от 02.06.2004
<ПО ДЕЛУ № 579 О НАРУШЕНИИ ЗАКОНА РСФСР "О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ">

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

РЕШЕНИЕ
от 2 июня 2004 года

(извлечение)

Комиссия Территориального управления МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 579 о нарушении ГУЗ "Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон "О конкуренции..."), установила:
Во исполнение поручения МАП России (исх.: № АК/340 от 14.01.2004) территориальное управление провело проверку организации проведения конкурса по закупке вакцины для нужд Волгоградской области на 2003 - 2004 гг. на предмет соответствия требованиям ст. 9 Закона "О конкуренции...".
Согласно Постановлению от 23.01.2003 № 1/22 Волгоградской областной Думы "Об областной целевой программе "Вакцинопрофилактика" на 2003 год" исполнителем Программы является Комитет по здравоохранению Администрации Волгоградской области, который Приказом от 29.01.2003 № 71 "О целевых программах на 2003 год" передал свои полномочия заказчика ГУЗ "Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями".
В соответствии с Законом Волгоградской области от 16.12.2003 № 901-ОД "О внесении изменений и дополнений в Закон Волгоградской области от 30.12.2002 № 777-ОД "Об областном бюджете на 2003 год" на реализацию программы "Вакцинопрофилактика" из областного бюджета было выделено 15555 тыс. рублей. Согласно представленному письму № 01-7-500 от 29.03.2004 Комитета по здравоохранению средства были израсходованы следующим образом:

   ------------------------T------T-------------T-------------------¬

¦ Наименование вакцинных¦Сумма ¦ Способ ¦ Поставщик ¦
¦ препаратов ¦заку- ¦ закупки ¦ ¦
¦ ¦пок ¦ ¦ ¦
¦ ¦препа-¦ ¦ ¦
¦ ¦ратов ¦ ¦ ¦
¦ ¦в млн.¦ ¦ ¦
¦ ¦рублей¦ ¦ ¦
+-----------------------+------+-------------+-------------------+
¦Вакцина гриппозная ¦ 2,679¦Без конкурса ¦ФГУП "Иркутское ¦
¦живая ¦ ¦ ¦предприятие по ¦
¦(пр-во России) ¦ ¦ ¦производству ¦
¦ ¦ ¦ ¦иммунобиологических¦
¦ ¦ ¦ ¦препаратов" ¦
¦ ¦ ¦ ¦(г. Иркутск) ¦
+-----------------------+------+-------------+-------------------+
¦Вакцина гриппозная ¦ 3,63 ¦Без конкурса ¦ЗАО "Мединторг" ¦
¦"Гриппол" ¦ ¦ ¦(г. Москва) ¦
¦(пр-во России) ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------+------+-------------+-------------------+
¦Вакцина против ¦ 0,634¦Простой ¦ООО "Ника" ¦
¦туляремии ¦ ¦способ, ¦ ¦
¦ ¦ ¦котировка цен¦ ¦
¦ ¦ ¦протоколы ¦ ¦
¦ ¦ ¦№ 1-В, 2-В ¦ ¦
+-----------------------+------+-------------+-------------------+
¦Тулярин ¦ 0,028¦Простой ¦ГУП "Бакпрепарат" ¦
¦ ¦ ¦способ, ¦ ¦
¦ ¦ ¦котировка цен¦ ¦
+-----------------------+------+-------------+-------------------+
¦Туберкулин в разведении¦ 0,36 ¦Простой ¦ГУП "Бакпрепарат" ¦
¦ ¦ ¦способ, ¦ ¦
¦ ¦ ¦котировка цен¦ ¦
¦ ¦ ¦протокол 38-В¦ ¦
+-----------------------+------+-------------+-------------------+
¦Вакцина гепатита "В" ¦ 0,028¦Простой ¦ООО "Белладона" ¦
¦20 мкг ¦ ¦способ, ¦(г. Волгоград) ¦
¦ ¦ ¦котировка цен¦ ¦
¦ ¦ ¦протокол 4-В ¦ ¦
+-----------------------+------+-------------+-------------------+
¦Вакцина гепатита "В" ¦ 8,798¦Открытый ¦ЗАО "Мединторг" ¦
¦10 мкг ¦ ¦конкурс ¦(г. Москва) ¦
+-----------------------+------+-------------+-------------------+
¦Вакцина гепатита "А" ¦ 0,037¦Отечественная¦ООО "Сиббиомед" ¦
¦ ¦ ¦вакцина, ¦(г. Новосибирск) ¦
¦ ¦ ¦единственный ¦ ¦
¦ ¦ ¦источник ¦ ¦
¦ ¦ ¦протокол 3-В ¦ ¦
L-----------------------+------+-------------+--------------------


Итого: 16,194 млн. рублей.

В соответствии со ст. ст. 71, 72 Бюджетного кодекса РФ при заключении государственного контракта на сумму свыше 2000 МРОТ органы государственной власти обязаны проводить конкурс по выбору организации-контрагента, если иное не установлено законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона Волгоградской области от 28 января 2003 г. № 784-ОД "О поставках продукции для государственных нужд Волгоградской области" заказчик размещает заказ на поставку продукции для государственных нужд конкурсным или иным способом. Пунктом 2 ст. 7 определено, что к конкурсным способам размещения заказов относится проведение открытых, закрытых конкурсов. К внеконкурсным способам размещения заказа на поставку продукции для государственных нужд относятся запрос котировок и закупка у единственного источника. При этом статьей 8 данного Закона установлено, что размещение заказа на поставку продукции для государственных нужд способом запроса котировок цен производится в том случае, если объем поставок не превышает 2000 установленных законом минимальных размеров оплаты труда.
Следовательно, поставщики вакцины для государственных нужд на 2003 - 2004 гг. должны быть выбраны путем проведения открытого конкурса.
Таким образом, признаки нарушения требований антимонопольного законодательства выразились:
1. В выборе поставщиков вакцины гриппозной живой и гриппозной "Гриппол" без проведения открытого конкурса.
2. В размещении заказа на поставку вакцины против туляремии, вакцины гепатита "В" 20 мкг, туберкулина в разведении, тулярина путем запроса котировок цен.
В результате чего имеет место недопущение, устранение конкуренции на рынке поставок вакцин и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, являющихся участниками данного рынка.
Согласно письму исх.: № 01-7/192 от 10.01.2004 Комитет по здравоохранению, обосновывая закупку вакцин гриппозной живой и гриппозной "Гриппол" отечественного производства без проведения открытого конкурса, ссылается на Постановление Правительства РФ от 26.09.1997 № 1222 "О продукции, закупаемой для государственных нужд без проведения торгов (конкурсов)". Вакцина против туляремии, тулярин, туберкулин в разведении, вакцина гепатита "В" 20 мкг в 2003 г. приобретались по мере выделения средств в соответствии с требованиями приложения к Постановлению Главы Администрации Волгоградской области от 24.03.2000 № 192 "Порядок размещения заказов на поставки продукции для нужд области простыми способами закупок, не требующих проведения конкурсов".
На рассмотрении дела заместитель главного врача ГУЗ "Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" Семенов А.Е. признал, что закупка вакцины гриппозной живой и гриппозной "Гриппол" на 2003 г. была проведена с нарушением закона, отбор поставщиков проводился без конкурса. Кроме того, сообщил, что размещение заказа на поставку вакцины "Гриппол" и вакцины гриппозной аллантоисовой живой сухой на 2004 г. осуществлялось исключительно на конкурсной основе путем проведения открытого конкурса. В качестве доказательства добровольного устранения антимонопольного нарушения Комиссии были представлены копии протокола № 9 заседания областной конкурсной комиссии по проведению конкурсов на размещение заказов на поставки продукции для государственных нужд Волгоградской области от 24.03.2004, сравнительного анализа конкурсных предложений претендентов по ОЦП "Вакцинопрофилактика" на 2004 год, договоров с победителями. Семенов А.Е. также подтвердил, что вакцина против туляремии, тулярин, туберкулин в разведении, вакцина гепатита "В" 20 мкг в 2003 г. приобретались по мере выделения средств внеконкурсным способом запроса котировок цен.
Проанализировав представленные материалы, заслушав объяснения представителя ГУЗ "Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями", Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 26.09.1997 № 1222 "О продукции, закупаемой для государственных нужд без проведения торгов (конкурсов)" отечественные вакцины, включенные в Национальный календарь профилактических прививок, входят в перечень продукции (товаров, работ и услуг), закупаемой для государственных нужд без проведения торгов (конкурсов). В соответствии со ст. 9 ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" и Приказом Минздрава РФ от 27.06.2001 № 229 "О национальном календаре профилактических прививок и календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям" вакцины гриппозная живая и гриппозная "Гриппол" не входят в Национальный календарь профилактических прививок. Таким образом, учитывая цену поставляемой продукции, размещение заказа на поставку вакцины гриппозной живой и гриппозной "Гриппол" для нужд Волгоградской области должно было осуществляться исключительно на конкурсной основе путем проведения открытого конкурса. Однако, принимая во внимание, что ГУЗ "Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" на 2004 г. провело открытый конкурс на размещение заказа на поставку вакцины гриппозной живой и гриппозной "Гриппол", нарушение в этой части считать устраненным.
Программа "Вакцинопрофилактика" проходит отдельной строкой в областном бюджете на 2003 - 2004 гг., на реализацию которой в 2003 году было выделено 15555 тыс. рублей. В соответствии со ст. 5 Закона Волгоградской области от 28.01.2003 № 784-ОД "О поставках продукции для государственных нужд Волгоградской области" уполномоченный орган формирует областную конкурсную комиссию для проведения конкурсов по размещению заказов по областным целевым программам. Таким образом, все вакцинные препараты, приобретаемые для исполнения областной целевой программы "Вакцинопрофилактика", включаются в единый заказ. Кроме того, давая понятие иммунобиологических лекарственных препаратов в ФЗ РФ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", учитывая их назначение, особенности условия транспортирования и хранения (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.03.2003 № 22 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.3.2.1248-03"), законодатель отнес МИБП к отдельному виду продукции. Согласно ст. 8 ранее названного Закона заказчик размещает заказ на поставку продукции для государственных нужд способом запроса котировок, при объеме поставок до 2000 МРОТ. Заказчику запрещается разделять поставки на отдельные части для целей применения настоящего пункта.
Следовательно, проведя закупку вакцины против туляремии, вакцины гепатита "В" 20 мкг, туберкулина в разведении, тулярина, приобретенных для реализации программы "Вакцинопрофилактика", запросом котировок цен, ГУЗ "Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" разбило областной заказ, нарушив требование действующего законодательства.
Таким образом, договоры на поставку вакцины против туляремии, вакцины гепатита "В" 20 мкг, туберкулина в разведении, тулярина на 2003 г. заключены с нарушением требований действующего законодательства РФ и субъекта РФ.
Нарушение требований антимонопольного законодательства выразилось:
1. В заключении ГУЗ "Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" договоров на поставку вакцины против туляремии, вакцины гепатита "В" 20 мкг, туберкулина в разведении, тулярина с хозяйствующими субъектами ООО "Ника", ГУП "Бакпрепарат" и ООО "Белладона" без проведения открытого конкурса по выбору поставщика, в результате которого имеет место создание дискриминационных условий деятельности отдельным хозяйствующим субъектам, что привело к ограничению, недопущению, устранению конкуренции на рынке вакцины и ущемлению интересов хозяйствующих субъектов-конкурентов, осуществляющих деятельность на данном рынке.
2. Выбор организации - исполнителя государственного контракта на поставку вакцины без проведения конкурса нарушает принцип равного доступа хозяйствующих субъектов к выполнению заказа и создает благоприятствующие условия деятельности для поставщиков - ГУП "Бакпрепарат", ООО "Ника" и ООО "Белладона", что имеет своим результатом ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов - потенциальных претендентов на участие в конкурсе на право заключения государственных контрактов на поставку вакцины.
Указанные действия нарушают требования пункта 1 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", согласно которому организациям, наделенным функциями органов государственной власти субъектов РФ, запрещается совершать действия (в данном случае - заключение государственных контрактов), которые создают дискриминационные условия деятельности хозяйствующим субъектам, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе необоснованно предоставлять отдельному хозяйствующему субъекту льготы, ставящие его в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке того же товара.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и пунктом 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, решила:
1. Признать ГУЗ "Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" нарушившим требования пункта 1 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
2. Выдать ГУЗ "Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии
Т.В.КОСЯК

Члены Комиссии
Т.В.ЛЕЩИНА
Н.Г.ФЕДОТОВА





ПРЕДПИСАНИЕ
от 2 июня 2004 г. № 579

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

(извлечение)

Комиссия Территориального управления МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства на основании своего решения от 02.06.2004 по делу № 579 о нарушении ГУЗ "Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон "О конкуренции ...") предписывает:
ГУЗ "Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение пункта 1 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", выразившееся в отборе поставщиков для заключения государственных контрактов без проведения открытого конкурса, а именно:
- при размещении заказа для реализации областных целевых программ Волгоградской области, стоимость которого превышает установленную законодательными актами величину, отбирать организацию-поставщика путем проведения конкурса;
- не осуществлять выбор поставщика товаров (работ, услуг) для государственных нужд с нарушением требований действующего законодательства РФ, не предоставлять благоприятствующие условия деятельности отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и ущемлению интересов других хозяйствующих субъектов.
Доказательства исполнения предписания представить по результатам размещения государственного заказа на поставку вакцины для нужд Волгоградской области на 2005 год.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии со статьями 23 и 24 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" коммерческие и некоммерческие организации и их руководители, должностные лица органов исполнительной власти, индивидуальные предприниматели несут административную ответственность.

Председатель Комиссии
Т.В.КОСЯК

Члены Комиссии
Т.В.ЛЕЩИНА
Н.Г.ФЕДОТОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru