РЕШЕНИЕ коллегии Администрации Волгоградской обл. от 27.04.2004 № 4/9
"О РАЗВИТИИ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА И ДОГОВОРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ВОПРОСАХ ОПЛАТЫ ТРУДА"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 27 апреля 2004 г. № 4/9
О РАЗВИТИИ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ СИСТЕМЫ
СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА И ДОГОВОРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
В ВОПРОСАХ ОПЛАТЫ ТРУДА
Заслушав и обсудив доклад председателя Комитета по труду Администрации Волгоградской области С.В. Рыкова о развитии на территории Волгоградской области системы социального партнерства и договорного регулирования в вопросах оплаты труда, коллегия Администрации Волгоградской области отмечает.
В Волгоградской области функционирует многоуровневая система социального партнерства, способствующая стабилизации социальной обстановки в социально-трудовой сфере.
За 1999 - 2003 годы в Волгоградской области наблюдался рост основных показателей по труду и заработной плате. Среднемесячная заработная плата за 2003 год на предприятиях составила 3904 рубля, на крупных и средних - 4254 рубля, на предприятиях малого бизнеса - 2191 рубль. Самая низкая заработная плата сохраняется в сельском хозяйстве - 1794 рубля (87,9 процента от прожиточного минимума трудоспособного населения), в лесном хозяйстве - 1565 рублей (76,7 процента).
В 2003 году среднедушевой денежный доход населения Волгоградской области составил 3825 рублей, а покупательная способность среднедушевого денежного дохода - 2,1 прожиточных минимума. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума за 2003 год сократилась на 44 процента и составила 17,7 процента.
В Волгоградской области продолжает сохраняться устойчивая тенденция по уменьшению числа населения с наиболее низкими доходами и приросту населения в категориях с более высокими доходами. Причем если в 2002 году данная тенденция охватывала категорию доходов до 2000 рублей в месяц, то в 2003 году из категории с доходами до 3000 рублей в месяц выбыло 430 тыс. человек, а в категорию с доходами свыше 3000 рублей в месяц прибыло 409 тыс. человек.
Анализ среднемесячной заработной платы на крупных и средних предприятиях, предприятиях малого бизнеса, в сельских районах области показал, что за период с 1999 по 2003 год число районов со средней заработной платой ниже прожиточного минимума трудоспособного населения сократилось с 30 до 8. На протяжении этих лет самая низкая заработная плата сохраняется в Старополтавском районе, самая высокая - в Жирновском районе, Волгограде и г. Волжском.
Особое место в регулировании социально-трудовых отношений и вопросах оплаты труда занимает областное трехстороннее соглашение о социально-экономическом партнерстве Администрации Волгоградской области, некоммерческого партнерства "Совет директоров предприятий и организаций Волгоградской области" и Волгоградского областного Совета профессиональных союзов на 2003 - 2004 годы.
В течение 2003 года в рамках соглашения были приняты направленные на защиту прав работников следующие законодательные и нормативные правовые акты: Закон Волгоградской области "О минимальной заработной плате на территории Волгоградской области в 2003 году", Постановления Главы Администрации Волгоградской области "О развитии социального партнерства в Волгоградской области", "Об утверждении Положения о порядке регистрации трудового договора между работодателем - физическим лицом и работником и Примерного трудового договора между работодателем - физическим лицом и работником" и ряд других.
Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров, подготовки проектов соглашений и организации контроля на всех уровнях социального партнерства в Волгоградской области действует на равноправной основе областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.
Активизировалась работа по заключению соглашений о социально-экономическом сотрудничестве. В 2003 году таких соглашений было заключено в 2,4 раза больше, чем в 2002 году. Всего на территории области приняты и действуют 149 различных соглашений о социально-экономическом партнерстве, в том числе: 1 - трехстороннее, 21 - отраслевое, 11 - территориальных, 31 - федеральное отраслевое и 85 соглашений о социально-экономическом сотрудничестве между Администрацией Волгоградской области, муниципальными образованиями Волгоградской области, Волгоградскими областными отраслевыми комитетами профсоюзов и предприятиями (организациями). В промышленности заключено 54,4 процента от общего количества соглашений, в здравоохранении, культуре и искусстве - 0,7 процента, в сельском хозяйстве - 5,4 процента, на предприятиях транспорта и связи - 8 процентов, в жилищно-коммунальном хозяйстве - 4 процента, в народном образовании - 12,1 процента, на предприятиях торговли и общественного питания - 1,3 процента.
В области заключено 3763 коллективных договора. Удельный вес предприятий, на которых заключены коллективные договоры, составляет 6,14 процента. Коллективно-договорным регулированием трудовых отношений в области в 2003 году охвачено 641,7 тыс. человек, или 95,6 процента от числа работающих на крупных и средних предприятиях.
Коллективные договоры в основном заключены на крупных и средних предприятиях. На предприятиях малого бизнеса, как правило, ввиду отсутствия профсоюзных организаций коллективные договоры заключены лишь на ряде предприятий, составляющих 3,4 процента от общего их числа. Такое положение приводит к многочисленным нарушениям работодателями трудового законодательства, особенно в вопросах оплаты труда и предоставлении работникам социальных гарантий. Около 50 процентов работающих в сфере малого бизнеса имеют заработную плату ниже прожиточного минимума трудоспособного населения.
Особого внимания заслуживает состояние социального партнерства в сельских районах, где количество коллективных договоров составляет 28,8 процента от общего количества коллективных договоров в области. В 13 муниципальных образованиях - Алексеевском, Быковском, Дубовском, Еланском, Иловлинском, Киквидзенском, Кумылженском, Михайловском, Нехаевском, Палласовском, Старополтавском, Суровикинском и Чернышковском районах - на протяжении последних лет не зарегистрирован ни один коллективный договор, а действующие коллективные договоры реально не регулируют договорные отношения между работодателями и работниками.
Только в Городищенском, Котельниковском, Котовском, Николаевском, Новоаннинском районах, г. Камышине и Волгограде коллективные договоры являются действенными правовыми актами, защищающими интересы работников.
В остальных районах коллективных договоров заключено мало, они действуют неэффективно и реально не защищают права работников. Такое положение является результатом отсутствия в администрациях муниципальных образований квалифицированных специалистов (экономистов по труду и юристов), которые на постоянной основе обеспечивали бы решение вопросов, связанных с трудовыми отношениями, в том числе оплатой труда. Также в ряде муниципальных образований при осуществлении уведомительной регистрации коллективных договоров не выявляются условия, ухудшающие положение работников. В нарушение статьи 50 Трудового кодекса Российской Федерации не проводится экспертиза коллективных договоров по оценке соответствия их структуры и содержания требованиям федерального и областного законодательства.
На уровне муниципальных образований области только в Волгограде действует трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Отсутствие трехсторонних комиссий на территориальном уровне не позволяет обеспечить эффективное функционирование в Волгоградской области системы социального партнерства, исполнение законодательных и нормативных актов федерального и областного уровней. До настоящего времени ни в одном муниципальном образовании, за исключением Волгограда, не реализовано Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 24 марта 2003 г. № 203 "О развитии социального партнерства в Волгоградской области".
В большинстве случаев коллективные и индивидуальные трудовые споры возникают из-за несвоевременной выплаты заработной платы и ее низкого уровня. В результате проведенных в 2003 году государственными инспекторами проверок по вопросам оплаты труда на 1612 предприятиях выявлено более 1800 нарушений законодательства об оплате труда и установлены факты оплаты труда работникам в размере ниже уровня, определенного законодательством. Отдельно Комитетом по труду Администрации Волгоградской области совместно с Государственной инспекцией труда в Волгоградской области, прокуратурой Волгоградской области и по запросам мировых судей осуществлены проверки по заявлениям граждан о нарушении работодателями трудового законодательства в части оплаты труда. Только по итогам проверок в 2003 году 60 работодателям было предложено дополнительно начислить 2840 работникам заработную плату на сумму, превышающую 18 млн. рублей.
Учитывая актуальность рассматриваемого вопроса, коллегия Администрации Волгоградской области решила:
1. Считать приоритетной задачей дальнейшее развитие на территории Волгоградской области системы социального партнерства и договорного регулирования в вопросах оплаты труда.
2. Комитету экономики Администрации Волгоградской области и Главному финансово-казначейскому управлению Администрации Волгоградской области с учетом предложений глав администраций муниципальных образований Волгоградской области разработать до 1 июля 2004 г. мероприятия по подготовке к работе в условиях муниципальной реформы с 1 января 2006 г. и представить на рассмотрение Главе Администрации Волгоградской области.
3. Комитету по труду Администрации Волгоградской области:
совместно с профсоюзами и территориальными структурами федеральных органов исполнительной власти, участвующими в проверках по вопросам оплаты труда в Волгоградской области, активизировать работу по развитию на территории Волгоградской области системы социального партнерства и договорного регулирования в вопросах оплаты труда, особенно в сельских районах области и на предприятиях малого бизнеса, обеспечив выполнение нормативных актов Главы Администрации Волгоградской области;
организовать и проводить анализ оплаты труда на уровне Волгоградской области и муниципальных образований на основании данных, представленных органами местного самоуправления и статистики, в целях вовлечения администраций муниципальных образований в процесс отслеживания ситуации в сфере оплаты труда;
осуществлять проведение проверок состояния оплаты труда в рамках плановых заданий в соответствии с положениями статьи 51 Трудового кодекса Российской Федерации и программы взаимодействия территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Волгоградской области;
ежеквартально представлять в Администрацию Волгоградской области информацию о развитии социального партнерства в вопросах оплаты труда в муниципальных образованиях.
4. Рекомендовать Государственной инспекции труда в Волгоградской области:
активизировать работу по проверкам соблюдения трудового законодательства по вопросам оплаты труда и ее своевременной выплаты, как в плановом порядке, так и по заявлениям граждан;
обеспечить приоритет проверок по фактам задержек заработной платы на предприятиях в соответствии с информацией, представляемой ежемесячно Комитетом по труду Администрации Волгоградской области;
осуществлять контроль за исполнением законодательства Волгоградской области по оплате труда на предприятиях и в организациях, заключивших трудовые и коллективные договоры, соглашения;
осуществлять с привлечением специалистов по труду Комитета по труду Администрации Волгоградской области и муниципальных образований Волгоградской области проверки правильности исчисления заработной платы в соответствии с законодательством;
предусматривать в планах работы взаимодействие с органами по труду муниципальных образований по вопросам организации и проведения проверок выполнения законодательства по оплате труда.
5. Рекомендовать главам администраций муниципальных образований с целью защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения максимальной собираемости налогов на доходы физических лиц:
провести заседания коллегий по вопросу развития на территории муниципального образования системы социального партнерства и договорного регулирования оплаты труда;
осуществлять регистрацию коллективных договоров и проводить в соответствии со статьей 50 Трудового кодекса Российской Федерации их экспертизу, выявляя условия, ухудшающие положение работников, и направлять результаты экспертизы представителям сторон, подписавшим коллективный договор, и в Государственную инспекцию труда в Волгоградской области;
образовать на равноправной основе трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 35 Трудового кодекса Российской Федерации;
заключить территориальные соглашения, основной целью которых должен являться поэтапный рост заработной платы;
образовать службы по урегулированию коллективных трудовых споров в соответствии со статьей 407 Трудового кодекса Российской Федерации;
провести проверку состояния социального партнерства на подведомственной территории;
обеспечить проведение мониторинга уровня оплаты труда по основным налогоплательщикам муниципального образования;
обеспечить ведение реестра юридических лиц по уровню заработной платы для дальнейшего принятия мер по ее повышению до уровня, определенного законодательством;
обеспечить ведение реестра работодателей - физических лиц и наемных работников, работающих у них, с целью полного охвата наемной рабочей силы трудовыми договорами, предусматривающими размер заработной платы не ниже установленного законодательством;
обеспечить работу соответствующих комиссий по рассмотрению вопросов заработной платы, выработке мер возможного административного воздействия на работодателей - юридических и физических лиц, уклоняющихся от выполнения законодательных и нормативных актов по оплате труда;
ежеквартально представлять в Комитет по труду Администрации Волгоградской области информацию о развитии социального партнерства в вопросах оплаты труда по муниципальным образованиям.
6. Контроль за исполнением решения коллегии возложить на заместителя Главы Администрации Волгоградской области, председателя Комитета экономики Администрации Волгоградской области А.С. Плотникова.