Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ отдела законодательства и федерального регистра в Волгоградской обл. Управления Минюста РФ по Южному федеральному округу от 19.12.2007 № 1174н
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 16 ОКТЯБРЯ 2006 ГОДА № 1291-ОД "О ВЕТЕРАНАХ ТРУДА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" (В РЕДАКЦИИ ОТ 6 ДЕКАБРЯ 2006 ГОДА № 1371-ОД, ОТ 2 НОЯБРЯ 2007 ГОДА № 1541-ОД)"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



ОТДЕЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ФЕДЕРАЛЬНОГО РЕГИСТРА
В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 19 декабря 2007 г. № 1174н

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 16 ОКТЯБРЯ 2006 ГОДА
№ 1291-ОД "О ВЕТЕРАНАХ ТРУДА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
(В РЕДАКЦИИ ОТ 6 ДЕКАБРЯ 2006 ГОДА № 1371-ОД,
ОТ 2 НОЯБРЯ 2007 ГОДА № 1541-ОД)

Отделом законодательства и федерального регистра в Волгоградской области Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 октября 2006 года № 321 "Об утверждении Положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и Перечня управлений Министерства юстиции по федеральным округам", и Положения, утвержденного Приказом руководителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу от 13 ноября 2006 года № 127 "Об утверждении Положений в структурных подразделениях Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу", проведена юридическая экспертиза Закона Волгоградской области от 16 октября 2006 года № 1291-ОД "О ветеранах труда Волгоградской области" (в редакции от 6 декабря 2006 года № 1371-ОД, от 2 ноября 2007 года № 1541-ОД) (далее - Закон) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием проведения юридической экспертизы является поступление в Отдел Закона Волгоградской области от 2 ноября 2007 года № 1541-ОД "О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 16 октября 2006 года № 1291-ОД "О ветеранах труда Волгоградской области".
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим Законом учреждается звание "Ветеран труда Волгоградской области", определяются условия его присвоения гражданам, устанавливаются правовые гарантии их социальной защиты.
Предметом правового регулирования исследуемого Закона являются правоотношения, связанные с определением формы поощрения граждан, проживающих на территории Волгоградской области, за многолетний плодотворный труд.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 08.11.2007 № 257-ФЗ);
- Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции от 24.09.2007 № 223-ФЗ);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 № 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" (в редакции от 08.08.2003 № 475);
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области.
Учреждение почетных званий субъектов Российской Федерации находится вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
Частью 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
Согласно пункту 1 статьи 26.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 статьи 27 Устава (Основного закона) Волгоградской области к компетенции Волгоградской областной Думы относится законодательное регулирование по предметам ведения Волгоградской области и предметам совместного ведения Российской Федерации и Волгоградской области в пределах полномочий Волгоградской области.
Следовательно, исследуемый Закон принят с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу 5 статьи 26.3.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Статьей 22 Федерального закона "О ветеранах" определено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Волгоградская областная Дума как законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые правоотношения путем принятия нормативного правового акта в форме закона.
Однако в тексте Закона выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Статьей 4 исследуемого Закона определено, что гражданину, удостоенному звания "Ветеран труда Волгоградской области", в качестве мер социальной поддержки предусмотрена ежемесячная денежная выплата в размере 325 рублей (кроме лиц, находящихся на полном государственном обеспечении, и лиц, получающих дополнительную пенсию за государственную или муниципальную службу).
В соответствии со статьей 2 Закона настоящий Закон распространяется на граждан Российской Федерации, зарегистрированных по месту жительства или по месту пребывания на срок более шести месяцев на территории Волгоградской области.
Согласно частям 1 и 2 статьи 1 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.1998 № 2-П конституционные права и свободы гарантируются гражданам независимо от места жительства, включая наличие или отсутствие у них жилого помещения для постоянного или временного проживания (места жительства, места пребывания).
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 25.04.1995 № 3-П регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается во вторжении субъекта Российской Федерации в компетенцию Российской Федерации в части ограничения конституционного права на социальное обеспечение посредством установления положения, при котором настоящий Закон, включая соответствующие меры социальной поддержки, распространяет свое действие на граждан в зависимости от условия наличия регистрации по месту жительства или месту пребывания.
Форма и содержание анализируемого Закона соответствуют правилам законодательной техники.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 25 октября 2006 года № 199.
Законы Волгоградской области от 6 декабря 2006 года № 1371-ОД, от 2 ноября 2007 года № 1541-ОД, которыми вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, соответственно опубликованы в региональной газете Волгоградской области от 13 декабря 2006 года № 232, от 14 ноября 2007 года № 214.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Закон Волгоградской области от 16 октября 2006 года № 1291-ОД "О ветеранах труда Волгоградской области" (в редакции от 6 декабря 2006 года № 1371-ОД, от 2 ноября 2007 года № 1541-ОД) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаю устранить выявленное несоответствие федеральному законодательству, сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник отдела
законодательства и федерального
регистра в Волгоградской области
Управления Минюста России
по Южному федеральному округу
государственный советник
юстиции 3-го класса
М.А.КОЛЕСНИКОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru