Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ апелляционной инстанции Арбитражного суда Волгоградской обл. от 30.03.2004 по делу № А12-20015/03-С19-V/43
<АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ЖАЛОБА УДОВЛЕТВОРЕНА, ТАК КАК РЕШЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ИЛИ ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ДАННОГО ДОГОВОРА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражного суда, не вступивших в законную силу

от 30 марта 2004 года Дело № А12-20015/03-С19-V/43

(извлечение)

Арбитражный суд Волгоградской области, рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы, поданные истцом - ООО "Элис" - и третьим лицом - администрацией г. Волжского - на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04.02.2004 по делу А12-20015/03-С19 по иску ООО "Элис" к Учреждению юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Волгоградской области о признании недействительным отказа в государственной регистрации и понуждении произвести государственную регистрацию,

установил:

ООО "Элис" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском о признании недействительным сообщения Волжского филиала Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Волгоградской области (далее - Учреждение юстиции) об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка и дополнительного соглашения к договору аренды и о понуждении произвести государственную регистрацию договора аренды и дополнительного соглашения.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
С принятым по делу судебным актом не согласились истец - ООО "Элис" - и третье лицо - администрация г. Волжского, обратившись в апелляционную инстанцию с жалобами, в которых просили решение суда отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме, указав на то, что на регистрацию были представлены документы, которые по форме и содержанию соответствуют действующему законодательству, земельный участок предоставлен ООО "Элис" в установленном порядке с соблюдением всех необходимых требований.
Ответчик с апелляционными жалобами не согласился, пояснив, что при проведении правовой экспертизы возникли сомнения в наличии оснований для государственной регистрации договора аренды и дополнительного соглашения, в связи с чем регистрирующий орган истребовал необходимые документы, которые истцом не были представлены. Отказывая в государственной регистрации, Учреждение юстиции исходило из того, что объект строительства должен быть размещен на земельном участке в черте города. Просил решение суда оставить без изменений.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права, выслушав стороны, суд апелляционной инстанции считает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
28.03.1997 администрацией г. Волжского на основании Закона "О местном самоуправлении" было принято Постановление № 1275 "О предварительном согласовании месторасположения закусочной на 25 мест ТОО "Элис" (после перерегистрации - ООО "Элис").
В соответствии с вышеназванным постановлением ТОО "Элис" предварительно согласован земельный участок площадью 0,045 га, расположенный по адресу: г. Волжский, 302б, для разработки проектно-сметной документации на строительство закусочной на 25 мест.
02.04.2002 на основании вышеназванного постановления администрацией г. Волжского издано Постановление № 888, в соответствии с которым ООО "Элис" предоставлен в аренду сроком на 5 лет земельный участок по адресу: г. Волжский, пр. Ленина, 302б/1, под строительство и эксплуатацию закусочной.
Этим же постановлением утвержден проект границ земельного участка.
2 апреля 2002 года между УМИ г. Волжского и истцом заключен договор аренды на вышеназванный земельный участок, зарегистрированный УМИ 18 мая 2002 года за № 1062аз, а 14 апреля 2003 года заключено дополнительное соглашение к договору.
В судебном заседании стороны пояснили, что земельный участок, указанный в Постановлении № 888, в Постановлении № 1275 и в договоре аренды является одним и тем же, что подтверждается сообщением управления архитектуры и градостроительства г. Волжского.
18 августа 2003 года в Волжский филиал Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Волгоградской области обратилось ООО "Элис" с заявлением о государственной регистрации договора аренды и дополнительного соглашения.
17 сентября 2003 года государственная регистрация была приостановлена, а 21 октября 2003 года ООО "Элис" было отказано в государственной регистрации договора аренды и дополнительного соглашения.
Как следует из уведомления о приостановлении государственной регистрации, ООО "Элис" было предложено в срок до 17.09.2003 представить в Волжский филиал документы, подтверждающие проведение торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, документы о предварительном согласовании места размещения объектов на земельном участке.
Как следует из расписки, ООО "Элис" на государственную регистрацию были представлены Постановления администрации г. Волжского № 1275 от 28.03.1997 "О предварительном согласовании месторасположения закусочной", № 888 от 02.04.2002 "О предоставлении земельного участка в аренду", а также кадастровый план участка в числе других документов.
На основании ст. 17 Закона "О государственной регистрации прав..." основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются в том числе и акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Договор аренды земельного участка заключен на основании Постановления № 888 от 02.04.2002.
Обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав, являются кадастровый план земельного участка, план участка недр и (или) план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера.
В силу вышеназванного Закона не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации прав, установленный настоящей статьей, должен быть доступен для ознакомления заинтересованными лицами.
Как следует из расписки, на государственную регистрацию были представлены документы в соответствии с требованиями закона.
У регистрирующего органа возникли сомнения в наличии оснований для проведения регистрации, однако, приостанавливая регистрацию, Учреждение юстиции в уведомлении не указало, какие именно документы должны быть представлены в подтверждение предварительного согласования помимо уже представленных.
Сообщение об отказе в государственной регистрации мотивировано только тем, что земельный участок ООО "Элис" должен был быть предоставлен в аренду без предварительного согласования места размещения объекта с соблюдением порядка, установленного в п. 4 ст. 30 ЗК РФ.
Постановления администрации г. Волжского № 1275 и 888, на основании которых заключен договор аренды, не признаны недействительными, не отменены и изданы в соответствии с Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст. ст. 29, 31 Земельного кодекса Российской Федерации в пределах компетенции, предоставленной законодательством, в том числе и земельным (ст. 9, 10, 11 ЗК).
Контроль за проведением процедуры согласования - это компетенция органов местного самоуправления.
На основании п. 7 ст. 30 ЗК РФ решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства является основанием для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора.
Предоставление земельных участков является одной из правовых форм распоряжения своим имуществом - землей, а правомочие предоставления земельных участков соответствующими органами обусловлено правом собственности на эти участки.
Учреждению юстиции не предоставлено право решать вопросы, связанные с порядком предоставления земельных участков.
Ответчик ссылается на п. 11 ст. 30 ЗК РФ, в соответствии с которым предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или лесного хозяйства либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
Однако из данной нормы не следует, что при таком размещении объекта необходимо проведение торгов.
Ответчик, отказывая в регистрации, имел в виду только критерий размещения объекта в городском или сельском поселении, что им было пояснено в судебном заседании. Однако основополагающим критерием является именно размещение объекта в соответствии с градостроительной документацией.
Если земельный участок предоставляется в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией, то все необходимые требования, касающиеся использования земельного участка, и порядок, установленный в п. 5 ст. 30 ЗК, уже соблюдены, и повторное согласование не требуется. Это следует из ст. 56 и из п. 6 ст. 28 Градостроительного кодекса. Пункт 11 ст. 30 ЗК РФ направлен именно на исключение проведения двойных процедур.
Мотивация отказа в государственной регистрации не соответствует абз. 4 п. 1 ст. 20 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", так как фактически регистрирующий орган установил для ООО "Элис" порядок предоставления земельного участка в аренду, что в свою очередь противоречит нормам земельного законодательства.
В связи с чем апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 260, 268 - 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции

постановил:

Апелляционную жалобу удовлетворить. Решение суда от 4 февраля 2004 года отменить. Исковые требования удовлетворить.
Признать недействительным сообщение об отказе в государственной регистрации № 11-03/1220 (исх. № 33/2003-378) от 21.10.2003, выданное Волжским филиалом Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Волгоградской области.
Обязать Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Волгоградской области произвести регистрацию договора аренды (регистрационный номер № 1062аз) от 18.05.2002, дополнительного соглашения № 1 от 14.04.2003 к договору аренды.
Выдать ООО "Элис" справку на возврат государственной пошлины из федерального бюджета в размере 1500 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его оглашения и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев.

Председательствующий
Т.В.ПОПОВА

Судьи
Н.Я.МАЛЬЦЕВА
В.В.НАЗАРЕВСКАЯ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru