Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ГУ Минюста РФ по Волгоградской обл. от 19.03.2004 № 01-10/(075)36-04
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 8 НОЯБРЯ 1994 ГОДА № 12-ОД "О СТАТУСЕ ДЕПУТАТА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ" (В РЕДАКЦИИ ОТ 5 МАЯ 1996 ГОДА № 61-ОД, ОТ 14 АВГУСТА 1997 ГОДА № 130-ОД, ОТ 15 ЯНВАРЯ 1999 ГОДА № 240-ОД, ОТ 11 МАЯ 1999 ГОДА № 260-ОД, ОТ 2 СЕНТЯБРЯ 1999 ГОДА № 303-ОД, ОТ 29 МАЯ 2000 ГОДА № 407-ОД, ОТ 18 СЕНТЯБРЯ 2000 ГОДА № 438-ОД, ОТ 15 ЯНВАРЯ 2001 ГОДА № 497-ОД, ОТ 27 МАРТА 2001 ГОДА № 525-ОД, ОТ 13 МАЯ 2002 ГОДА № 704-ОД, ОТ 28 МАРТА 2003 ГОДА № 805-ОД)"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 19 марта 2004 г. № 01-10/(075)36-04

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 8 НОЯБРЯ 1994 ГОДА № 12-ОД
"О СТАТУСЕ ДЕПУТАТА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ"
(В РЕДАКЦИИ ОТ 5 МАЯ 1996 ГОДА № 61-ОД, ОТ 14 АВГУСТА
1997 ГОДА № 130-ОД, ОТ 15 ЯНВАРЯ 1999 ГОДА № 240-ОД,
ОТ 11 МАЯ 1999 ГОДА № 260-ОД, ОТ 2 СЕНТЯБРЯ 1999 ГОДА
№ 303-ОД, ОТ 29 МАЯ 2000 ГОДА № 407-ОД,
ОТ 18 СЕНТЯБРЯ 2000 ГОДА№ 438-ОД, ОТ 15 ЯНВАРЯ
2001 ГОДА № 497-ОД, ОТ 27 МАРТА
2001 ГОДА № 525-ОД, ОТ 13 МАЯ 2002 ГОДА № 704-ОД,
ОТ 28 МАРТА 2003 ГОДА № 805-ОД)

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. № 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 22 октября 2002 года № 285 "Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации", провело повторную юридическую экспертизу Закона Волгоградской области от 8 ноября 1994 года № 12-ОД "О статусе депутата Волгоградской областной Думы" (в редакции от 5 мая 1996 года № 61-ОД, от 14 августа 1997 года № 130-ОД, от 15 января 1999 года № 240-ОД, от 11 мая 1999 года № 260-ОД, от 2 сентября 1999 года № 303-ОД, от 29 мая 2000 года № 407-ОД, от 18 сентября 2000 года № 438-ОД, от 15 января 2001 года № 497-ОД, от 27 марта 2001 года № 525-ОД, от 13 мая 2002 года № 704-ОД, от 28 марта 2003 года № 805-ОД) (далее - Закон) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием для проведения повторной юридической экспертизы стал Обзор деятельности территориальных органов юстиции по проведению повторной юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, определяющих и затрагивающих организацию законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на соответствие Федеральному закону от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", подготовленный Федеральным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу (от 9 марта 2004 года № 02-06/55).
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с осуществлением депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти Волгоградской области депутатской деятельности.
Исследуемый нормативный правовой акт определяет права, обязанности и ответственность депутата Волгоградской областной Думы, устанавливает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении им депутатской деятельности.
Нормативное регулирование в рассматриваемой сфере осуществляется нормативными правовыми актами:
Конституцией Российской Федерации;
Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ);
Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" условия осуществления депутатом депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Волгоградская областная Дума как законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области вправе регулировать сферу рассматриваемых отношений путем принятия соответствующего нормативного правового акта.
Однако в ходе повторной юридической экспертизы в тексте исследуемого Закона Волгоградской области выявлены противоречия действующему федеральному законодательству, заключающиеся в следующем.
1. Статьями 18, 19 и 34 областного Закона урегулированы вопросы, касающиеся неприкосновенности депутата Думы в течение срока его полномочий.
Данные положения в связи с изменением федерального законодательства признаны противоречащими ему, поскольку Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ) не предусматривает институт депутатской неприкосновенности.
К полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 13 указанного выше Федерального закона отнесено лишь установление конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации гарантий депутатской деятельности.
Кроме того, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2002 года № 9-П "По делу о проверке конституционности положений статей 13 и 14 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина А.П. Быкова, а также запросами Верховного Суда Российской Федерации и Законодательного Собрания Красноярского края" положения пунктов 1 - 4 статьи 13 и пунктов 1 - 4 статьи 14 указанного Федерального закона в ранее действовавшей редакции признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой ими устанавливается запрет на привлечение депутата к уголовной и к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, и на осуществление обусловленных этим мер уголовно-процессуального и административно-процессуального характера без согласия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
По мнению Главного управления юстиции, рассматриваемые статьи областного Закона подлежат исключению.
2. В соответствии со статьей 20 областного Закона депутат Думы на срок его полномочий освобождается от призыва на военную службу.
Статьей 16 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации освобождается от призыва на военную службу и на военные сборы.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает как призыв на военную службу, так и призыв на военные сборы.
Поскольку, исходя из приведенного выше положения Федерального закона, понятия "призыв на военную службу" и "призыв на военные сборы" тождественными не являются, то рассматриваемая норма Закона Волгоградской области ограничивает гарантии депутата при осуществлении им депутатской деятельности, установленные действующим федеральным законодательством.
Вывод: Повторная юридическая экспертиза пришла к выводу, что Закон Волгоградской области от 8 ноября 1994 года № 12-ОД "О статусе депутата Волгоградской областной Думы" (в редакции от 5 мая 1996 года № 61-ОД, от 14 августа 1997 года № 130-ОД, от 15 января 1999 года № 240-ОД, от 11 мая 1999 года № 260-ОД, от 2 сентября 1999 года № 303-ОД, от 29 мая 2000 года № 407-ОД, от 18 сентября 2000 года № 438-ОД, от 15 января 2001 года № 497-ОД, от 27 марта 2001 года № 525-ОД, от 13 мая 2002 года № 704-ОД, от 28 марта 2003 года № 805-ОД) противоречит действующему федеральному законодательству в части установления ограничений предусмотренных федеральным законодательством гарантий депутатской деятельности; регулирования вопросов депутатской неприкосновенности.

Начальник Главного управления
государственный советник
юстиции 2-го класса
В.Р.КЛЕЙН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru