Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ апелляционной инстанции Арбитражного суда Волгоградской обл. от 15.03.2004 по делу № А12-18718/03-С57-V/С23
<ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО МОЖЕТ БЫТЬ ЛИКВИДИРОВАНО В СЛУЧАЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С НЕОДНОКРАТНЫМ ИЛИ ГРУБЫМ НАРУШЕНИЕМ ЗАКОНА ИЛИ ИНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражного суда, не вступивших в законную силу

от 15 марта 2004 года Дело № А12-18718/03-С57-V/С23

(извлечение)

Арбитражный суд Волгоградской области, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу крестьянского (фермерского) хозяйства "Ксения" Городищенского района (ответчика) на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 января 2004 г. по иску Межрайонной инспекции МНС РФ № 5 по Волгоградской области (р.п. Городище) о ликвидации крестьянского (фермерского) хозяйства "Ксения" Городищенского района,

установил:

Межрайонная инспекция Министерства РФ по налогам и сборам № 5 по Волгоградской области (далее по тексту - Инспекция) обратилась с иском о ликвидации крестьянского (фермерского) хозяйства "Ксения" (далее - КФХ "Ксения"). Основанием к подаче иска послужило невыполнение ответчиком требований пункта 3 статьи 26 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" о предоставлении в регистрирующий орган сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу данного Закона.
Определением от 2 декабря 2003 года к участию в деле на правах третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены члены КФХ "Ксения" - Пустынникова Наталья Яковлевна (мать, глава КФХ), Пустынников Владимир Тимофеевич (отец) и Пустынников Иван Владимирович (сын).
Решением суда первой инстанции от 13 января 2004 года иск удовлетворен с возложением обязанности по осуществлению ликвидации на участников КФХ "Ксения".
Не согласившись с данным решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и в иске отказать на том основании, что требования Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 на КФХ "Ксения" не распространяются, поскольку фермерское хозяйство не является юридическим лицом.
Истец возражает против удовлетворения апелляционной жалобы. В письменном отзыве отмечает, что КФХ "Ксения" зарегистрировано в 1993 году в соответствии с ранее действующим Законом РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а поэтому обладает правоспособностью юридического лица.
В судебном заседании члены КФХ "Ксения" - Пустынникова Н.Я. и Пустынников И.В. пояснили, что апелляционную жалобу готовил адвокат. Ликвидация фермерского хозяйства лишит их основного источника дохода, который они получают от деятельности КФХ. Являясь сельскими жителями, они не знали о Законе № 129-ФЗ, готовы исправить допущенное нарушение. Представили на обозрение заполненные бланки по форме № 17001, но сообщили, что не успели их нотариально удостоверить. По вышеуказанным основаниям поддерживают просьбу об отмене решения суда первой инстанции.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив правильность и обоснованность решения суда первой инстанции, выслушав пояснения и доводы сторон, суд апелляционной инстанции считает, что решение подлежит отмене, а жалоба - удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, крестьянское (фермерское) хозяйство "Ксения" зарегистрировано администрацией Дубовского района Волгоградской области Постановлением от 16.04.1993 № 176 и в соответствии с ранее действующим Законом РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 22.11.1990 № 348-1 приобрело статус юридического лица. Факт регистрации КФХ "Ксения" в качестве юридического лица подтверждается свидетельством № 343 (л.д. 14), картой постановки на налоговый учет и включения в Государственный реестр предприятий, заполненной ГНИ по Дубовскому району 20 июля 1995 года (л.д. 16 - 18).
В настоящее время правовое положение крестьянского (фермерского) хозяйства определено одноименным Федеральным законом от 11.06.2003 № 74-ФЗ.
В пункте 3 статьи 23 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" № 74-ФЗ отмечается, что крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 года. На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы настоящего Федерального закона, а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.
Статьей 21 Федерального закона № 74-ФЗ установлены основания прекращения фермерского хозяйства. В частности, прекращение хозяйства может иметь место на основании решения суда (подпункт 5 п. 1 ст. 21 Закона № 74-ФЗ).
Заявив требование о ликвидации КФХ "Ксения", Инспекция фактически поставила вопрос о прекращении фермерского хозяйства.
В обоснование требования о ликвидации ответчика истец сослался на единственный юридический факт - невыполнение КФХ "Ксения" требований пункта 3 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц".
Названной правовой нормой установлена обязанность для юридических лиц - в течение шести месяцев со дня вступления закона в силу представить регистрирующему органу сведения, предусмотренные подпунктами "а", "д", "л" пункта 1 статьи 5 этого Закона. Одновременно ею предусмотрены последствия такого несообщения - возможность вынесения судом решения о ликвидации юридического лица.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции посчитал, что допущенное ответчиком нарушение достаточно для положительного решения вопроса о его ликвидации.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с таким мнением суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 15 АПК РФ принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Основания для ликвидации юридического лица по решению суда предусмотрены в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ. Юридическое лицо, в частности, может быть ликвидировано в случае осуществления им деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Согласно пункту 23 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 № 6/8 неисполнение юридическим лицом требований, содержащихся в иных законах, может служить основанием для ликвидации юридического лица, если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или грубые нарушения данного закона или иного правового акта. То есть установит те обстоятельства, перечень которых содержится именно в пункте 2 статьи 61 ГК РФ.
В Постановлении от 18 июля 2003 года № 14-П Конституционный Суд РФ признал положение пункта 2 статьи 61 ГК РФ, согласно которому юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, если оно осуществляет деятельность с неоднократными нарушениями закона, не противоречащими Конституции РФ. Но при этом указал, что по конституционно-правовому смыслу данного положения предполагается, что предусмотренная пунктом 2 статьи 61 ГК РФ санкция - ликвидация юридического лица не может быть назначена по одному лишь формальному основанию. Ликвидация как санкция должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности, быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным последствиям.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена ошибка: в Федеральном законе № 129-ФЗ статья 29 отсутствует.
   ------------------------------------------------------------------

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в Постановлении от 20.01.2004 (по делу № А12-7224/03-С49) отмечал, что факт непроведения предприятием перерегистрации в установленные сроки не является безусловным основанием для его ликвидации. При недоказанности фактов грубых и неоднократных нарушений, допущенных ответчиком в процессе осуществления им реальной хозяйственной или иной деятельности, невыполнение требований статьи 29 Федерального закона № 129-ФЗ само по себе не должно служить основанием для ликвидации предприятия.
Такая мера гражданско-правовой ответственности как ликвидация юридического лица (здесь - фермерского хозяйства) за допущенное правонарушение является самой карательной, суровой санкцией и представляет собой существенное ограничение прав и свобод граждан.
Между тем материалами дела не подтверждается принятие истцом каких-либо иных мер воздействия к КФХ "Ксения". Помимо копии самого требования-уведомления от 06.03.2003 № 08/7448 (л.д. 19), доказательств его направления ответчику либо вручения лично под расписку в материалах дела не имеется.
В соответствии со статьей 14.25 КоАП РФ несвоевременное представление сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 минимальных размеров оплаты труда.
Меры административной ответственности по названной статье КоАП РФ к ответчику истцом не применялись.
Вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ истец не доказал, что невыполнение ответчиком пункта 3 статьи 26 Федерального закона № 129-ФЗ вызвало негативные последствия для других юридических лиц и граждан.
Существенным для дела является и то, что невыполнение требований пункта 3 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" является устранимым правонарушением. В судебном заседании члены КФХ "Ксения" выразили желание и готовность исполнить требования Закона.
При указанных обстоятельствах допущенное ответчиком нарушение нельзя расценивать как грубое, неоднократное и неустранимое. Исходя из предмета и оснований заявленного иска, требования МИ МНС № 5 удовлетворению не подлежали. Решение суда первой инстанции не может считаться обоснованным и законным, оно не соответствует правовой позиции Конституционного Суда РФ и Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, поэтому подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Апелляционную жалобу крестьянского (фермерского) хозяйства "Ксения" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 января 2004 г., принятое по делу № А12-18718/03-С57, отменить и принять новое решение по делу.
Отказать Межрайонной инспекции МНС РФ № 5 по Волгоградской области в удовлетворении заявленного требования о ликвидации крестьянского (фермерского) хозяйства "Ксения" Городищенского района.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд, вынесший решение.

Председательствующий
Н.В.ЛАВРИК

Судьи
Н.Н.СЕРЕДА
Т.А.ЗАГОРУЙКО


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru