ПОСТАНОВЛЕНИЕ Волгоградского горсовета народных депутатов от 11.04.2002 № 38/623
(с изм. от 04.03.2004)
"О ПРОГРАММЕ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ВОЛГОГРАДЕ НА 2002 - 2004 ГОДЫ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Действие документа приостанавливалось на 2004 год Постановлением Волгоградского горсовета народных депутатов от 04.03.2004 № 70/1327.
ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 апреля 2002 г. № 38/623
О ПРОГРАММЕ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ВОЛГОГРАДЕ
НА 2002 - 2004 ГОДЫ
(с изм., внесенными Постановлением Волгоградского горсовета
народных депутатов от 04.03.2004 № 70/1327)
В целях реализации политики в области поддержки и развития малого предпринимательства, в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", руководствуясь статьей 24 Устава города - героя Волгограда, Волгоградский городской Совет народных депутатов постановляет:
1. Принять Программу поддержки и развития малого предпринимательства в Волгограде на 2002 - 2004 годы (далее - Программа) (прилагается).
2. Предложить главе администрации Волгограда определить заказчиком Программы комитет по промышленной политике и развитию предпринимательства администрации Волгограда.
3. Поручить администрации Волгограда:
3.1. Осуществлять бюджетное финансирование Программы и мероприятий по ее реализации в 2002 году в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города на 2002 год.
3.2. Рассмотреть возможность увеличения финансирования мероприятий по реализации Программы по итогам исполнения бюджета города за I полугодие 2002 года.
3.3. При формировании бюджетов города Волгограда на 2003 - 2004 годы включать расходы, указанные в Программе, в бюджеты города Волгограда соответствующих лет.
3.4. Ежегодно представлять в Волгоградский городской Совет народных депутатов отчет об использовании бюджетных средств на мероприятия по поддержке малого предпринимательства в Волгограде.
3.5. Опубликовать настоящее Постановление и Программу в средствах массовой информации.
4. Контроль за исполнением Программы возложить на В.В. Антонову - председателя комитета Волгоградского городского Совета народных депутатов по предпринимательству и потребительскому рынку и И.Н. Иванова - председателя комитета по промышленной политике и развитию предпринимательства администрации Волгограда.
Председатель
Волгоградского городского
Совета народных депутатов
С.Л.МИХАЙЛОВ
Принята
Постановлением
Волгоградского городского
Совета народных депутатов
от 11 апреля 2002 г. № 38/623
ПРОГРАММА
ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В ВОЛГОГРАДЕ НА 2002 - 2004 ГОДЫ
Паспорт Программы
поддержки и развития малого предпринимательства
в Волгограде на 2002 - 2004 годы
Наименование Программы - Программа поддержки и развития малого
предпринимательства в Волгограде на
2002 - 2004 годы (далее - Программа)
Основания для - Федеральный закон от 14 июня 1995 г.
разработки Программы № 88-ФЗ "О государственной поддержке
малого предпринимательства в Российской
Федерации";
Закон Волгоградской области от 2 октября
1996 г. № 85-ОД "О государственной
поддержке малого предпринимательства в
Волгоградской области"
Заказчик Программы - комитет по промышленной политике и
развитию предпринимательства
администрации Волгограда
Основной разработчик - отдел по развитию малого
Программы предпринимательства комитета по
промышленной политике и развитию
предпринимательства администрации
Волгограда
Основная цель - обеспечение условий для устойчивого
Программы развития малого предпринимательства на
основе создания комплексной системы
поддержки малого предпринимательства в
Волгограде
Задачи Программы - формирование благоприятной внешней среды
развития малого предпринимательства;
развитие кредитно-финансовых механизмов
и внедрение финансовых технологий,
направленных на развитие малого
предпринимательства;
стимулирование расширения круга субъектов
малого предпринимательства и лиц,
стремящихся заниматься
предпринимательской деятельностью;
развитие межрегионального и
международного сотрудничества в сфере
малого предпринимательства
Основные направления - совершенствование внешней среды развития
Программы малого предпринимательства;
создание информационной базы поддержки
малого предпринимательства;
развитие кредитно-финансовых механизмов
и имущественная поддержка субъектов
малого предпринимательства;
развитие и повышение эффективности
функционирования инфраструктуры поддержки
малого предпринимательства;
межрегиональное и международное
сотрудничество в области малого
предпринимательства
Сроки реализации - 2002 - 2004 годы
Программы
Объемы и источники - финансирование Программы осуществляется
финансирования за счет бюджета города в размере 23,5
Программы млн. рублей, в том числе:
в 2002 году - 6,6 млн. рублей (I квартал
- 1,5 млн. рублей, II квартал - 0,9 млн.
рублей, III квартал - 3,7 млн. рублей,
IV квартал - 0,5 млн. рублей);
в 2003 году - 7,4 млн. рублей;
в 2004 году - 9,5 млн. рублей
Ожидаемые конечные - в результате реализации мероприятий
результаты реализации Программы:
Программы количество зарегистрированных малых
предприятий должно возрасти с 9,3 тысячи
до 11,0 тысяч;
удельный вес занятых на малых
предприятиях и индивидуальных
предпринимателей, действующих без
образования юридического лица, возрастет
с 17,3% до 21% экономически активного
населения Волгограда, из них 15% будет
занято в производстве;
дополнительные поступления от малых
предприятий Волгограда поступят в бюджет
города
Система управления и - общее управление и контроль за
контроля за исполнением Программы осуществляют:
исполнением Программы Волгоградский городской Совет народных
депутатов;
администрация Волгограда (в лице комитета
по промышленной политике и развитию
предпринимательства)
I. Содержание проблемы и необходимость ее решения
программными методами
Малое предпринимательство занимает особое место в городской социально-экономической системе, поскольку оно ориентировано, в первую очередь, на местный рынок, а также удовлетворяет специфические потребности в специализированной продукции и услугах. Хотя экономический потенциал Волгограда в основном определяется уровнем развития науки и крупной промышленности, тем не менее малое предпринимательство является наиболее динамичной и гибкой формой его деловой жизни.
В 2001 году показатель количества малых предприятий в Волгограде составил 9,3 тысячи. Число предпринимателей без образования юридического лица составляет около 40 тыс. человек, а показатель численности занятых на малых предприятиях - 69,3 тыс. человек, что составляет 17,3% от общей численности занятых в городе.
Доля налогов, поступающих от малого предпринимательства в бюджет города, составляет около 15%.
Однако сложившаяся отраслевая структура малого предпринимательства (56% составляют предприятия торговли и общественного питания, 15% - строительные предприятия, 8,5% - промышленные предприятия) свидетельствует о его развитии преимущественно в сфере торговли и общественного питания. Приоритетные отрасли реального сектора и малая инновационная деятельность развиваются пока не в достаточной мере. То есть по-прежнему потенциал малого предпринимательства в развитии экономики Волгограда задействован слабо.
Отсюда задача администрации Волгограда на среднесрочную перспективу заключается в том, чтобы сделать поддержку частной инициативы граждан и развитие малого предпринимательства важной частью социально-экономического процесса в городе.
В решении этой задачи важную роль должна сыграть созданная инфраструктура поддержки малого предпринимательства. В Волгограде осуществляется инициативное формирование объединений предпринимателей и ремесленных палат. Развиваются негосударственные научно-исследовательские, учебные, консультационные и другие организации, работающие в области поддержки малого предпринимательства.
Настоящая Программа является основным инструментом реализации государственной политики по поддержке малого предпринимательства на территории Волгограда. Необходимость реализации Программы диктуется необходимостью координации усилий государственных и негосударственных структур поддержки малого предпринимательства.
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", Законом Волгоградской области от 2 октября 1996 г. № 85-ОД "О государственной поддержке малого предпринимательства в Волгоградской области", на основе анализа современного состояния малого предпринимательства в городе и направлена на реализацию политики администрации Волгограда, проводимой по отношению к малому предпринимательству. Программа учитывает приоритеты развития Волгограда, а также имеющийся опыт исполнения предшествующих программ. В то же время Программа исходит из необходимости совершенствования механизмов реализации политики администрации Волгограда в области поддержки малого предпринимательства.
II. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является обеспечение условий для устойчивого развития малого предпринимательства на основе создания комплексной системы поддержки малого предпринимательства в Волгограде.
Задачи Программы определяются ее конечной целью и заключаются в создании правовой, налоговой и административной среды, способствующей активизации предпринимательской деятельности, созданию новых рабочих мест и повышению благосостояния вовлеченных в предпринимательство широких слоев населения.
Основные задачи Программы:
совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность и ее административную поддержку;
укрепление статуса, повышение престижа и обеспечение безопасности предпринимателей;
развитие в городе инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
содействие введению комплексных проверок малых предприятий для исключения случаев дублирования проверок одного предприятия различными контролирующими организациями;
разработка механизма устранения бюрократических барьеров, препятствующих функционированию и развитию малого предпринимательства;
совершенствование системы лицензирования субъектов малого предпринимательства на местном уровне;
внедрение механизмов эффективной финансовой поддержки малого предпринимательства, развитие финансовых институтов и технологий, обеспечивающих потребности малых предприятий в кредитах и инвестициях;
разработка таких механизмов приватизации и экономического перераспределения ресурсов, которые будут способствовать эффективному использованию имеющихся ресурсов малыми предприятиями;
инициирование процесса создания городской лизинговой компании для малого предпринимательства;
содействие в продвижении продукции малых предприятий на региональный и межрегиональный рынок;
стимулирование расширения внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства;
проведение информационно-аналитического мониторинга состояния малого предпринимательства в Волгограде, и на этой основе - разработка предложений о реализации политики администрации Волгограда в области развития предпринимательства;
создание условий для реализации в Волгограде зарубежных программ развития малого предпринимательства и активизации международного сотрудничества в области поддержки малого предпринимательства.
Приоритетной задачей Программы является создание таких нормативно-правовых условий и механизмов административного регулирования, которые обеспечивали бы равноправное взаимодействие субъектов малого предпринимательства и органов местного самоуправления, а также защиту субъектов малого предпринимательства от недобросовестной конкуренции и, как следствие, улучшение предпринимательского климата. В связи с этим основные усилия в рамках выполнения Программы будут направлены на реализацию мер по созданию эффективных и стабильных нормативно-правовых условий функционирования малого предпринимательства.
С целью укрепления правовых начал доступа малых предприятий к системе муниципальных заказов необходимо разработать и внедрить предложения по повышению эффективности механизмов равноправного участия малых предприятий Волгограда в сфере муниципальных закупок товаров и услуг.
В дальнейшем необходимо продолжить реализацию практических механизмов финансирования малых предприятий через реализацию мероприятий Программы.
Для расширения имущественной поддержки малых предприятий необходимо:
качественно улучшить информационно-методическую базу и инвентаризацию незавершенных объектов строительства, пустующих зданий и помещений, а также бездействующих производственных площадей нерентабельных и убыточных предприятий;
разработать и распространить на этой основе различные экономические и правовые механизмы использования объектов муниципальной собственности субъектами малого предпринимательства.
Разработка различных инструментов политики поддержки малого предпринимательства должна опираться на соответствующую информацию и аналитические исследования. В связи с этим необходимо проведение мониторинга общих проблем малого предпринимательства и расширение спектра деятельности информационно-юридических центров при объединениях предпринимателей и ремесленных палатах с охватом следующих основных направлений информационного обеспечения: законодательство, бухгалтерский учет и налогообложение, сертификация, лицензирование, юридическая поддержка, техническая информация, нормативно-справочная информация.
В России действует значительное количество международных и иностранных донорских организаций, большинство из которых в рамках своих программ оказывают поддержку малому предпринимательству. В связи с этим необходимо создать информационную базу данных иностранных проектов поддержки малого предпринимательства, осуществляемых в России и доступных волгоградским предпринимателям, а также наладить более широкое профессиональное обсуждение результатов и проблем, связанных с поддержкой малого предпринимательства, включая волгоградских и иностранных специалистов.
Для обеспечения поддержки иностранных программ, включая взаимодействие с органами власти, ассоциациями предпринимателей и отдельными предприятиями, необходимо создать организационный механизм.
III. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на 2002 - 2004 годы, осуществляется через выполнение программных мероприятий и предполагает два этапа.
На первом этапе, в 2002 году, основные усилия и средства будут направлены на развитие и внедрение кредитно-финансовых механизмов и имущественную поддержку субъектов малого предпринимательства, дальнейшее развитие и совершенствование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и развитие информационных технологий, создание положительного имиджа малого предпринимательства, а также на реализацию мероприятий предшествующей Программы.
На втором этапе Программы, рассчитанном на 2003 - 2004 годы, в дополнение к реализации перечисленных мероприятий планируется перейти к разработке и внедрению эффективных лизинговых механизмов.
IV. Система программных мероприятий
План мероприятий по реализации Программы (прилагается) обеспечивает преемственность в реализации мероприятий Программы предыдущего периода и представлен пятью направлениями (разделами):
1. Совершенствование внешней среды развития малого предпринимательства в Волгограде.
Данное направление включает в себя мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность и самоорганизацию субъектов малого предпринимательства; создание условий для равного доступа хозяйствующих субъектов к выполнению муниципального и государственного заказа, а также мероприятия по созданию в обществе положительного имиджа малого предпринимательства.
В рамках поднаправления по совершенствованию нормативно-правовой базы будет осуществляться постоянный мониторинг действующего законодательства на предмет его эффективности с позиций развития предпринимательской инициативы и проблем, возникающих при применении действующих норм. На основе проведенного анализа будет осуществляться подготовка и внедрение предложений и рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы для развития малого предпринимательства в Волгограде.
В рамках данного направления будут также проведены мероприятия по разработке механизма равного доступа хозяйствующих субъектов к конкурсам на выполнение муниципальных заказов.
Одна из задач данного направления - создание положительного общественного мнения по отношению к предпринимательской деятельности и повышение уровня знаний населения о малом предпринимательстве. Для ее решения будут подготавливаться и публиковаться в средствах массовой информации информационные материалы, статьи, посвященные отдельным проблемам или достижениям малого предпринимательства, подготавливаться радио- и телепередачи, а также регулярно проводиться встречи, семинары и "круглые столы" с участием ведущих экспертов, журналистов, представителей органов законодательной и исполнительной власти и предпринимателей. Эти меры, помимо прочего, будут способствовать вовлечению в сферу малого предпринимательства дополнительного круга лиц.
2. Создание информационной базы поддержки малого предпринимательства.
В рамках данного направления будет осуществляться развитие и совершенствование инфраструктуры информационной поддержки малого предпринимательства, актуализация и постоянное пополнение существующих информационных ресурсов; обеспечение доступа малых предприятий к информационным ресурсам, а также создание новых и поддержка функционирующих информационных центров по поддержке предпринимательской деятельности.
3. Развитие кредитно-финансовых механизмов и имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства.
В рамках данного направления будут осуществляться мероприятия по развитию кредитно-финансовых механизмов поддержки малого предпринимательства, включающие: систему микрокредитования, гарантирование займов коммерческих банков, развитие финансового лизинга.
Первоочередной задачей Программы в данной области является упрощение доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым и имущественным ресурсам.
В рамках данного направления будут осуществлены мероприятия по имущественной поддержке малого предпринимательства, включающие апробацию и внедрение следующих механизмов:
передача и сдача в аренду малым предприятиям бездействующих производственных площадей и прочего имущества нерентабельных и убыточных предприятий;
передача и сдача в аренду малым предприятиям имущества ликвидируемых предприятий и научно-технических институтов;
передача и сдача в аренду малым предприятиям незавершенных объектов производственного назначения, объектов инфраструктуры и пустующих зданий и помещений.
4. Развитие и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
Данное направление представляет собой комплекс мероприятий, направленных на информационную и консультационную поддержку малого предпринимательства, а также на развитие и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
5. Межрегиональное и международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства.
В рамках данного направления будет осуществляться разработка и реализация программ сотрудничества с субъектами Российской Федерации, с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, структурами государственной поддержки малого предпринимательства зарубежных стран, а также с международными организациями поддержки малого предпринимательства.
Планируется проведение рабочих встреч, семинаров и "круглых столов" с участием представителей иностранных и международных проектов. Предусматривается содействие в использовании средств международной технической и финансовой помощи в развитии малого предпринимательства. Для этого в рамках Программы будет создана общедоступная база данных об иностранных проектах по поддержке предпринимательства.
Для продвижения продукции субъектов малого предпринимательства на межрегиональный и внешний рынок будет оказываться содействие выставочно-ярмарочной деятельности.
V. Ресурсное обеспечение Программы
Программа реализуется за счет средств бюджета города Волгограда, выделенных в установленном порядке, а также привлечения средств иных источников, в качестве которых могут использоваться кредиты банков, средства инвесторов и субъектов малого предпринимательства Волгограда, средства из фондов отечественных и международных организаций и объединений.
В 2002 году на реализацию мероприятий Программы потребуются средства из бюджета города в размере 6,6 млн. рублей, в том числе в I квартале - 1,5 млн. рублей, во II квартале - 0,9 млн. рублей, в III квартале - 3,7 млн. рублей, в IV квартале - 0,5 млн. рублей; в 2003 году - 7,4 млн. рублей, а в 2004 году - 9,5 млн. рублей.
VI. Организация управления Программой
и механизм ее реализации
Государственным заказчиком Программы является комитет по промышленной политике и развитию предпринимательства администрации Волгограда.
Формы и методы организации управления реализацией Программы определяются заказчиком.
Контроль за реализацией Программы осуществляется Волгоградским городским Советом народных депутатов и администрацией Волгограда (в лице комитета по промышленной политике и развитию предпринимательства).
Текущее управление реализацией мероприятий Программы, координация деятельности структурных подразделений администрации Волгограда, взаимодействие с организациями, участвующими в реализации мероприятий Программы, осуществляются комитетом по промышленной политике и развитию предпринимательства администрации Волгограда, который определяет первоочередность выполнения мероприятий Программы с учетом приоритетных направлений и наличия средств, выделенных на реализацию мероприятий Программы.
К реализации проектов и мероприятий Программы привлекаются на конкурсной основе любые коммерческие и иные организации, заинтересованные в выполнении мероприятий Программы, а также структурные подразделения администрации Волгограда.
Ход выполнения мероприятий Программы регулярно рассматривается на заседаниях консультативно-экспертного совета, утвержденного распоряжением главы администрации Волгограда от 20.02.2001 № 127-р "О консультативно-экспертном совете по малому предпринимательству при главе администрации Волгограда".
VII. Ожидаемые результаты реализации Программы
и критерии оценки ее эффективности
Для оценки экономического эффекта от реализации мероприятий, включенных в Программу, необходимо учитывать не только непосредственные результаты каждого отдельного мероприятия, но и общий системный эффект от реализации Программы в целом. Экономическая эффективность Программы будет оцениваться исходя из изменения доли поступлений от малых предприятий в бюджет города Волгограда, изменения показателей занятости населения Волгограда, показателей изменения количества и удельного веса малых предприятий в Волгограде. В соответствии с этим прогнозируются следующие основные результаты реализации Программы:
количество действующих малых предприятий должно возрасти с 9,3 тысячи до 11,0 тысяч;
удельный вес занятых на малых предприятиях и индивидуальных предпринимателей, действующих без образования юридического лица, должен вырасти с 17,3% до 21% экономически активного населения, из них 15% - в реальном секторе;
получение бюджетом города Волгограда дополнительных поступлений от малых предприятий Волгограда увеличится.
Комитет
Волгоградского городского
Совета народных депутатов
по предпринимательству
и потребительскому рынку
Комитет
по промышленной политике
и развитию предпринимательства
администрации Волгограда
Приложение
к Программе поддержки и развития
малого предпринимательства
в Волгограде на 2002 - 2004 годы,
принятой Постановлением
Волгоградского городского
Совета народных депутатов
от 11 апреля 2002 г. № 38/623
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ
И РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В ВОЛГОГРАДЕ НА 2002 - 2004 ГОДЫ