Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Управления Минюста РФ по Волгоградской обл. от 30.01.2004 № 01-10/(153)19-04
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 10 АПРЕЛЯ 2000 ГОДА № 390-ОД "ОБ ОТЗЫВЕ ДЕПУТАТА, ВЫБОРНОГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" (В РЕДАКЦИИ ОТ 7 ОКТЯБРЯ 2002 ГОДА № 739-ОД)"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 30 января 2004 г. № 01-10/(153)19-04

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 10 АПРЕЛЯ 2000 ГОДА
№ 390-ОД "ОБ ОТЗЫВЕ ДЕПУТАТА, ВЫБОРНОГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
(В РЕДАКЦИИ ОТ 7 ОКТЯБРЯ 2002 ГОДА № 739-ОД)

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. № 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 22 октября 2002 года № 286 "Об утверждении Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации", провело повторную юридическую экспертизу Закона Волгоградской области от 10 апреля 2000 года № 390-ОД "Об отзыве депутата, выборного должностного лица органов местного самоуправления в Волгоградской области" (в редакции от 7 октября 2002 года № 739-ОД) (далее - Закон) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием для проведения повторной юридической экспертизы стало принятие Федерального закона от 8 декабря 2003 года № 169-ФЗ, вносящего изменения в Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступление в силу главы 12 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также исполнение пункта 3 Специального плана информирования Минюста России и полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе о процессах в сфере юстиции на первое полугодие 2004 года, утвержденного начальником Федерального управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу 23 декабря 2003 года.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Предметом правового регулирования настоящего Закона являются отношения, связанные с установлением процедуры досрочного прекращения полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления вследствие утраты доверия населения.
Нормативное регулирование в сфере рассматриваемых правоотношений осуществляется нормативными правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 8 декабря 2003 года);
- Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- нормативными правовыми актами Волгоградской области.
Статьей 12 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
Таким образом, Волгоградская областная Дума как законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе регулировать рассматриваемые правоотношения путем принятия соответствующего нормативного правового акта.
В тексте исследуемого Закона Волгоградской области противоречий федеральному законодательству не выявлено.
Вывод: Повторная юридическая экспертиза пришла к выводу, что Закон Волгоградской области от 10 апреля 2000 года № 390-ОД "Об отзыве депутата, выборного должностного лица органов местного самоуправления в Волгоградской области" (в редакции от 7 октября 2002 года № 739-ОД) не противоречит действующему федеральному законодательству.
Примечание. В рамках мероприятий по приведению нормативных правовых актов Волгоградской области, действующих в сфере местного самоуправления, в соответствие с вновь принятым федеральным законодательством Закон Волгоградской области от 10 апреля 2000 года № 390-ОД "Об отзыве депутата, выборного должностного лица органов местного самоуправления в Волгоградской области" (в редакции от 7 октября 2002 года № 739-ОД) проанализирован на предмет соответствия всем положениям Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
По результатам анализа установлено.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае отзыва избирателями (пункт 8 части 10 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии с абзацем 1 части 2 статьи 24 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципального образования.
Таким образом, принятие законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативного правового акта, регулирующего порядок осуществления процедуры досрочного прекращения полномочий депутата, выборного должностного лица органов местного самоуправления, неправомерно, поскольку является превышением полномочий субъекта Российской Федерации в области местного самоуправления, предоставленных вновь принятым федеральным законодательством.
В подтверждение сделанных выводов следует обратиться к части 3 пункта 2 описательной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2002 года № 7-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Красноярского края "О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления" и Закона Корякского автономного округа "О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном округе" в связи с жалобами заявителей А.Г. Злобина и Ю.А. Хнаева", в соответствии с которой законы субъекта Российской Федерации должны исключать вмешательство государственных органов субъектов Российской Федерации в процесс отзыва, поскольку иное было бы нарушением конституционных принципов местного самоуправления.
Управление юстиции считает необходимым обратить внимание областной Думы на часть 1 статьи 24 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, предусматривающую проведение голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума.
По мнению Управления юстиции, принятие нормативного правового акта, регулирующего порядок проведения голосования по отзыву указанных лиц, нецелесообразно, поскольку на территории Волгоградской области действует Закон от 16 ноября 1998 года № 222-ОД "О местном референдуме в Волгоградской области", определяющий порядок проведения местного референдума на территории Волгоградской области, в том числе и порядок голосования на нем.

Начальник Управления
государственный советник
юстиции 2-го класса
В.Р.КЛЕЙН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru