Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Управления Минюста РФ по Волгоградской обл. от 30.01.2004 № 01-10/(003)17-04
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 3 МАРТА 1997 ГОДА № 105-ОД "О СТАТУСЕ ДЕПУТАТА ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" (В РЕДАКЦИИ ОТ 6 НОЯБРЯ 1998 ГОДА № 220-ОД, ОТ 23 СЕНТЯБРЯ 1999 ГОДА № 314-ОД, ОТ 20 СЕНТЯБРЯ 2001 ГОДА № 595-ОД, ОТ 5 ИЮНЯ 2002 ГОДА № 712-ОД, ОТ 28 МАРТА 2003 ГОДА № 806-ОД, ОТ 2 ИЮНЯ 2003 ГОДА № 830-ОД)"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 30 января 2004 г. № 01-10/(003)17-04

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 3 МАРТА 1997 ГОДА
№ 105-ОД "О СТАТУСЕ ДЕПУТАТА ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
(В РЕДАКЦИИ ОТ 6 НОЯБРЯ 1998 ГОДА № 220-ОД, ОТ 23 СЕНТЯБРЯ
1999 ГОДА № 314-ОД, ОТ 20 СЕНТЯБРЯ 2001 ГОДА № 595-ОД,
ОТ 5 ИЮНЯ 2002 ГОДА № 712-ОД, ОТ 28 МАРТА 2003 ГОДА
№ 806-ОД, ОТ 2 ИЮНЯ 2003 ГОДА № 830-ОД)

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. № 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 22 октября 2002 года № 286 "Об утверждении Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации", провело повторную юридическую экспертизу Закона Волгоградской области от 3 марта 1997 года № 105-ОД "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Волгоградской области" (в редакции от 6 ноября 1998 года № 220-ОД, от 23 сентября 1999 года № 314-ОД, от 20 сентября 2001 года № 595-ОД, от 5 июня 2002 года № 712-ОД, от 28 марта 2003 года № 806-ОД, от 2 июня 2003 года № 830-ОД) (далее - Закон) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием для проведения повторной юридической экспертизы стало принятие Федерального закона от 8 декабря 2003 года № 169-ФЗ, вносящего изменения в Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступление в силу главы 12 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также исполнение пункта 3 Специального плана информирования Минюста России и полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе о процессах в сфере юстиции на первое полугодие 2004 года, утвержденного начальником Федерального управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу 23 декабря 2003 года.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Предметом правового регулирования настоящего Закона являются отношения, связанные с осуществлением депутатом представительного органа местного самоуправления депутатской деятельности на территории Волгоградской области.
Исследуемый нормативный правовой акт гарантирует депутату представительного органа местного самоуправления условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защиту прав, чести и достоинства (преамбула Закона).
Нормативное регулирование в рассматриваемой сфере осуществляется нормативными правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 8 декабря 2003 года);
- Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Статьей 12 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Частью 6 статьи 18 Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что статус депутата и ограничения, связанные со статусом этих лиц, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Волгоградская областная Дума как законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принять нормативный правовой акт, направленный на регулирование рассматриваемой сферы правоотношений.
Однако в тексте исследуемого Закона Волгоградской области выявлено противоречие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Часть 3 статьи 3 областного Закона, устанавливающая, что полномочия депутата начинаются со дня его начала работы и прекращаются с момента начала работы нового состава представительного органа местного самоуправления нового созыва, противоречит части 3 статьи 18 Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которой полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы выборного органа местного самоуправления нового состава.
Вывод: Повторная юридическая экспертиза пришла к выводу, что Закон Волгоградской области от 3 марта 1997 года № 105-ОД "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Волгоградской области" (в редакции от 6 ноября 1998 года № 220-ОД, от 23 сентября 1999 года № 314-ОД, от 20 сентября 2001 года № 595-ОД, от 5 июня 2002 года № 712-ОД, от 28 марта 2003 года № 806-ОД, от 2 июня 2003 года № 830-ОД) противоречит действующему федеральному законодательству в части определения момента начала полномочий депутата.
Примечание. Несмотря на то, что согласно части 1 статьи 83 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусматривающей, что настоящий Федеральный закон, за исключением положений, для которых установлены иные сроки и порядок вступления в силу, вступает в силу с 1 января 2006 года, в рамках мероприятий Управления юстиции по приведению нормативных правовых актов Волгоградской области, действующих в сфере местного самоуправления, в соответствие с вновь принятым федеральным законодательством Закон Волгоградской области от 3 марта 1997 года № 105-ОД "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Волгоградской области" (в редакции от 6 ноября 1998 года № 220-ОД, от 23 сентября 1999 года № 314-ОД, от 20 сентября 2001 года № 595-ОД, от 5 июня 2002 года № 712-ОД, от 28 марта 2003 года № 806-ОД, от 2 июня 2003 года № 830-ОД) проанализирован на предмет соответствия всем положениям Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
По результатам анализа установлено следующее.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом (абзац 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
С момента вступления в силу Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" приведенные ниже положения анализируемого Закона Волгоградской области будут признаны не соответствующими федеральному законодательству.
1. Часть 3 статьи 3 областного Закона, устанавливающая, что полномочия депутата начинаются со дня его начала работы и прекращаются с момента начала работы нового состава представительного органа местного самоуправления нового созыва, не соответствует части 3 статьи 40 указанного выше Федерального закона, согласно которой полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.
Выявленное несоответствие заключается в установлении момента начала полномочий депутата.
2. Статьей 4 Закона Волгоградской области определен исчерпывающий перечень оснований досрочного прекращения полномочий депутата.
В соответствии с частью 10 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ перечень, предусматривающий случаи досрочного прекращения полномочий депутата, содержит дополнительные основания, более того, не является исчерпывающим, поскольку согласно пункту 10 указанной части статьи 40 Федерального закона полномочия депутата прекращаются досрочно в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом.
В этой связи Управление юстиции рекомендует привести статью 4 областного Закона в соответствие с требованиями Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в части установления случаев досрочного прекращения полномочий депутата.
3. Статьей 6 Закона Волгоградской области предусмотрено, что депутаты в соответствии с уставом муниципального образования могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе либо без отрыва от основной производственной и служебной деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.
На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, - 1 депутат.
Управление юстиции предлагает региональному законодателю обратить внимание на приведенное выше положение Федерального закона, поскольку оно является конкретизирующим в отношении статьи 6 областного Закона.

Начальник Управления
государственный советник
юстиции 2-го класса
В.Р.КЛЕЙН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru