Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Управления Минюста РФ по Волгоградской обл. от 30.01.2004 № 01-10/(205)23-04
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 01.10.2002 № 736-ОД "О ЗАКОНАХ И ИНЫХ ОБЛАСТНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 30 января 2004 г. № 01-10/(205)23-04

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 01.10.2002 № 736-ОД
"О ЗАКОНАХ И ИНЫХ ОБЛАСТНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ"

Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 2 августа 1999 года № 954 "Вопросы Министерства юстиции РФ", и Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 22 октября 2002 г. № 286 "Об утверждении Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации", провело повторную юридическую экспертизу Закона Волгоградской области от 01.10.2002 № 736-ОД "О законах и иных областных нормативных правовых актах" (далее - областной Закон).
Повторная юридическая экспертиза проведена во исполнение п. 5 Специального плана информирования Минюста России и полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе о процессах в сфере юстиции на первое полугодие 2004 года, утвержденного начальником Федерального управления Министерства юстиции РФ по Южному федеральному округу 23.12.2003, а также в целях анализа положений областного Закона положениям Федерального закона от 04.07.2003 № 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящий областной Закон определяет основные положения нормотворческой деятельности органов государственной власти Волгоградской области, понятия, систему и виды нормативных правовых актов Волгоградской области, иные вопросы, связанные с принятием и действием законов и иных нормативных правовых актов, и призван способствовать качественному и эффективному нормотворчеству органов государственной власти Волгоградской области.
Законодательное регулирование данной сферы осуществляют:
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. от 04.07.2003 № 95-ФЗ).
Установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "н" ст. 72 Конституции РФ).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 76 Конституции РФ).
Пунктом 1 ст. 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определено, что законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации осуществляет законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения (п. 1 ст. 22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения (ч. 2 п. 1 ст. 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
В настоящее время федеральный закон о нормативных правовых актах, принимаемых в Российской Федерации, отсутствует.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Таким образом, областной Закон принят правомерно.
Вместе с тем в тексте областного Закона выявлены противоречия федеральному законодательству.
Согласно п. 2 ст. 16 областного Закона проекты законов Волгоградской области о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Волгоградской области или предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств областного бюджета, Волгоградской областной Думой направляются главе администрации Волгоградской области для заключения.
Этим положением областного Закона определено, что указанное заключение представляется главой администрации Волгоградской области в Волгоградскую областную Думу в течение 14 календарных дней со дня получения соответствующего проекта закона Волгоградской области.
Однако п. 3 ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что заключение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) представляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок, который устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и не может быть менее двадцати календарных дней.
Противоречие заключается в том, что областным Законом установлен срок (14 календарных дней), который ниже минимального предела (20 календарных дней), определенного федеральным законом.
Кроме того, п. 3 ст. 16 областного Закона предусматривает, что "если заключение главы администрации Волгоградской области не будет представлено в Волгоградскую областную Думу в установленный срок, Волгоградская областная Дума вправе рассмотреть соответствующий проект закона при отсутствии заключения главы администрации Волгоградской области".
Вместе с тем пунктом 3 ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что вышеуказанные законопроекты рассматриваются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации либо при наличии заключения указанного лица.
Таким образом, наличие заключения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации является обязательным при рассмотрении законодательным (представительным) органом, в противном случае этот законопроект должен быть внесен только этим лицом.
Противоречие заключается в том, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе рассматривать законопроекты, предусматривающие расходы из областного бюджета, о введении налогов, их отмене, изменении финансовых обязательств области без соответствующего заключения высшего должностного лица (при условии, что проекты законов внесены иным субъектом законодательной инициативы).
Вывод: Закон Волгоградской области от 01.10.2002 № 736-ОД "О законах и иных областных нормативных правовых актах" противоречит федеральному законодательству в части определения срока представления главой администрации Волгоградской области заключения на отдельные законопроекты, рассматриваемые Волгоградской областной Думой, а также предоставления возможности рассматривать эти законопроекты без соответствующего заключения высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Предлагаем привести указанные положения нормативного правового акта в соответствие с федеральным законодательством. Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления
государственный советник
юстиции 2-го класса
В.Р.КЛЕЙН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru