Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Управления Минюста РФ по Волгоградской обл. от 29.01.2004 № 01-10/(002)13-04
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 16 АПРЕЛЯ 1996 ГОДА № 57-ОД "О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ СОБРАНИЙ (СХОДОВ) ГРАЖДАН НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" (В РЕДАКЦИИ ОТ 17 ИЮЛЯ 2001 ГОДА № 576-ОД, ОТ 25 ИЮНЯ 2003 ГОДА № 836-ОД)"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 29 января 2004 г. № 01-10/(002)13-04

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 16 АПРЕЛЯ 1996 ГОДА
№ 57-ОД "О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ СОБРАНИЙ (СХОДОВ)
ГРАЖДАН НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
(В РЕДАКЦИИ ОТ 17 ИЮЛЯ 2001 ГОДА № 576-ОД,
ОТ 25 ИЮНЯ 2003 ГОДА № 836-ОД)

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. № 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 22 октября 2002 года № 286 "Об утверждении Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации", провело повторную юридическую экспертизу Закона Волгоградской области от 16 апреля 1996 года № 57-ОД "О порядке проведения собраний (сходов) граждан на территории Волгоградской области" (в редакции от 17 июля 2001 года № 576-ОД, от 25 июля 2003 года № 836-ОД) (далее - Закон) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием для проведения повторной юридической экспертизы стало принятие Федерального закона от 8 декабря 2003 года № 169-ФЗ, вносящего изменения в Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступление в силу главы 12 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также исполнение пункта 3 Специального плана информирования Минюста России и полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе о процессах в сфере юстиции на первое полугодие 2004 года, утвержденного начальником Федерального управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу 23 декабря 2003 года.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Предметом правового регулирования настоящего Закона являются отношения, направленные на непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления на территории Волгоградской области.
Исследуемый нормативный правовой акт определяет организационные основы проведения собраний и сходов граждан на территории Волгоградской области по месту их жительства, полномочия собраний (сходов) граждан, устанавливает государственные гарантии по осуществлению конституционных прав граждан на участие в решении вопросов местного значения (преамбула Закона).
Нормативное регулирование в сфере рассматриваемых правоотношений осуществляется нормативными правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 8 декабря 2003 года);
- Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- нормативными правовыми актами Волгоградской области.
Статьей 12 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Частью 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 24 Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан.
Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе регулировать рассматриваемую сферу отношений путем принятия соответствующего нормативного правового акта.
В тексте представленного на юридическую экспертизу Закона Волгоградской области противоречий действующему федеральному законодательству не выявлено.
Вывод: Повторная юридическая экспертиза пришла к выводу, что Закон Волгоградской области от 16 апреля 1996 года № 57-ОД "О порядке проведения собраний (сходов) граждан на территории Волгоградской области" (в редакции от 17 июля 2001 года № 576-ОД, от 25 июля 2003 года № 836-ОД) не противоречит действующему федеральному законодательству.
Примечание. Несмотря на то, что согласно части 1 статьи 83 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусматривающей, что настоящий Федеральный закон, за исключением положений, для которых установлены иные сроки и порядок вступления в силу, вступает в силу с 1 января 2006 года, в рамках мероприятий Управления юстиции по приведению нормативных правовых актов Волгоградской области, действующих в сфере местного самоуправления, в соответствие с вновь принятым федеральным законодательством Закон Волгоградской области от 16 апреля 1996 года № 57-ОД "О порядке проведения собраний (сходов) граждан на территории Волгоградской области" (в редакции от 17 июля 2001 года № 576-ОД, от 25 июля 2003 года № 836-ОД) проанализирован на предмет соответствия всем положениям Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В отличие от положений Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", отождествляющего понятия "собрание" и "сход" граждан, вновь принятый Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" рассматривает указанные понятия как отдельно взятые, регламентируя порядок созыва и проведения схода и собрания граждан статьями 25 и 29 соответственно.
Исходя из этого, по результатам анализа положений Закона Волгоградской области установлено следующее.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом (абзац 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Частью 5 статьи 29 указанного выше Федерального закона определено, что порядок назначения и проведения собраний граждан, а также полномочия собрания граждан определяются настоящим Федеральным законом, уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.
Таким образом, принятие законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативного правового акта, регулирующего порядок назначения и проведения собрания граждан, неправомерно, поскольку является превышением полномочий субъекта Российской Федерации в области местного самоуправления, предоставленных федеральным законодательством.
В этой связи анализируемый Закон Волгоградской области в части установления порядка проведения собраний граждан подлежит отмене.
В силу приведенного выше абзаца 2 части 1 статьи 6, статьи 25 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" субъект Российской Федерации вправе регулировать отношения, направленные на установление порядка проведения сходов граждан на соответствующей территории.
Однако ряд статей областного Закона, касающихся организации и проведения схода граждан, признаны не соответствующими Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
1. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Волгоградской области сход граждан может проводиться в населенных пунктах, по микрорайонам, квартирам, улицам, жилым домам для решения вопросов местного значения.
Приведенное положение не соответствует установленному частью 1 статьи 25 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ условию для проведения схода граждан, заключающемуся в том, что сход граждан проводится в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения.
2. Часть 3 статьи 2 областного Закона, устанавливающая, что сход граждан считается правомочным, если в его работе принимает участие не менее 25 процентов граждан, проживающих на соответствующей территории, не соответствует части 1 статьи 25 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, согласно которой сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.
Выявленное несоответствие заключается в установлении условий признания правомочности схода граждан.
3. В статье 3 Закона Волгоградской области содержится перечень полномочий схода граждан, связанных с решением вопросов местного значения.
Управление юстиции обращает внимание на то, что согласно части 2 статьи 25 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Приведенное положение содержится также в части 3 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.
4. Согласно статье 4 областного Закона сход граждан может быть созван по инициативе:
не менее 10 процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории;
органов местного самоуправления муниципального образования;
органов государственной власти Волгоградской области.
В соответствии с частью 3 статьи 25 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек.
Выявленное несоответствие заключается в определении субъектов, обладающих правом инициировать проведение схода граждан.
5. В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона Волгоградской области подготовку и проведение сходов, созываемых по инициативе не менее 10 процентов граждан, проживающих на соответствующей территории, органов государственной власти Волгоградской области и органов местного самоуправления, обеспечивают соответствующие органы государственной власти Волгоградской области и органы местного самоуправления.
Абзацем 2 части 3 статьи 25 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ определено, что проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации.
Анализируя во взаимосвязи статьи 4 и 5 Закона Волгоградской области, следует сделать вывод о том, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе инициировать созыв сходов граждан, обеспечивать его подготовку и проведение на соответствующей территории.
Однако в соответствии с абзацем 3 части 5 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации проводят сход граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в случае, установленном указанной статьей настоящего Федерального закона.
Полномочия местной администрации по организационному и материально-техническому обеспечению проведения схода граждан осуществляет исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Анализ положений Закона Волгоградской области "О порядке проведения собраний (сходов) граждан на территории Волгоградской области" показал, что в связи с изменением федерального законодательства существует необходимость приведения указанного нормативного правового акта в части установления порядка проведения сходов граждан на территории Волгоградской области в соответствие с требованиями, предъявляемыми к организации и проведению сходов граждан статьей 25 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Начальник Управления
государственный советник
юстиции 2-го класса
В.Р.КЛЕЙН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru