Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Управления Минюста РФ по Волгоградской обл. от 27.01.2004 № 01-10/(075)05-04
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 08.11.1994 № 12-ОД "О СТАТУСЕ ДЕПУТАТА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ" (В РЕД. ОТ 05.05.1996 № 61-ОД, ОТ 14.08.1997 № 130-ОД, ОТ 15.01.1999 № 240-ОД, ОТ 18.03.1999 № 247-ОД, ОТ 11.05.1999 № 260-ОД, ОТ 02.09.1999 № 303-ОД, ОТ 29.05.2000 № 407-ОД, ОТ 18.09.2000 № 438-ОД, ОТ 15.01.2001 № 497-ОД, ОТ 27.03.2001 № 525-ОД, ОТ 13.05.2002 № 704-ОД, ОТ 28.03.2003 № 805-ОД)"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 27 января 2004 г. № 01-10/(075)05-04

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 08.11.1994 № 12-ОД
"О СТАТУСЕ ДЕПУТАТА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ"
(В РЕД. ОТ 05.05.1996 № 61-ОД, ОТ 14.08.1997 № 130-ОД,
ОТ 15.01.1999 № 240-ОД, ОТ 18.03.1999 № 247-ОД,
ОТ 11.05.1999 № 260-ОД, ОТ 02.09.1999 № 303-ОД,
ОТ 29.05.2000 № 407-ОД, ОТ 18.09.2000 № 438-ОД,
ОТ 15.01.2001 № 497-ОД, ОТ 27.03.2001 № 525-ОД,
ОТ 13.05.2002 № 704-ОД, ОТ 28.03.2003 № 805-ОД)

Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 2 августа 1999 года № 954 "Вопросы Министерства юстиции РФ", и Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 22 октября 2002 г. № 286 "Об утверждении Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации", провело повторную юридическую экспертизу Закона Волгоградской области от 08.11.1994 № 12-ОД "О статусе депутата Волгоградской областной Думы" (в ред. от 05.05.1996 № 61-ОД, от 14.08.1997 № 130-ОД, от 15.01.1999 № 240-ОД, от 18.03.1999 № 247-ОД, от 11.05.1999 № 260-ОД, от 02.09.1999 № 303-ОД, от 29.05.2000 № 407-ОД, от 18.09.2000 № 438-ОД, от 15.01.2001 № 497-ОД, от 27.03.2001 № 525-ОД, от 13.05.2002 № 704-ОД, от 28.03.2003 № 805-ОД) (далее - областной Закон).
Повторная юридическая экспертиза проведена в связи с принятием Федерального закона от 04.07.2003 № 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящий областной Закон определяет права, обязанности и ответственность депутата Волгоградской областной Думы, предусматривает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении им депутатской деятельности (преамбула областного Закона).
Предметом правового регулирования являются правоотношения в сфере организации деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Законодательное регулирование данной сферы осуществляют:
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. от 04.07.2003 № 95-ФЗ).
3. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "н" ст. 72 Конституции РФ).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 76 Конституции РФ).
Одним из составляющих системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации является законодательный (представительный) орган государственной власти (ст. 2 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Статус депутата, срок его полномочий регулируются настоящим Федеральными законом, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Таким образом, принятие областного Закона является правомерным.
Вместе с тем в тексте областного Закона выявлено противоречие федеральному законодательству.
Статьей 20 областного Закона предусмотрено, что депутат Думы на срок его полномочий освобождается от призыва на военную службу.
Однако ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что депутат законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации освобождается от призыва на военную службу и на военные сборы.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает как призыв на военную службу, так и призыв на военные сборы.
Из этого положения Федерального закона следует, что понятия "призыв на военную службу" и "призыв на военные сборы" не являются тождественными, а следовательно, указание в областном Законе на возможность освобождения депутата только от призыва на военную службу является ограничением гарантий депутатской деятельности, установленных федеральным законодательством.
Вывод: Закон Волгоградской области от 08.11.1994 № 12-ОД "О статусе депутата Волгоградской областной Думы" (в ред. от 05.05.1996 № 61-ОД, от 14.08.1997 № 130-ОД, от 15.01.1999 № 240-ОД, от 18.03.1999 № 247-ОД, от 11.05.1999 № 260-ОД, от 02.09.1999 № 303-ОД, от 29.05.2000 № 407-ОД, от 18.09.2000 № 438-ОД, от 15.01.2001 № 497-ОД, от 27.03.2001 № 525-ОД, от 13.05.2002 № 704-ОД, от 28.03.2003 № 805-ОД) противоречит федеральному законодательству в части установления ограничений гарантий депутатской деятельности, установленных федеральным законодательством.

Начальник Управления
государственный советник
юстиции 2-го класса
В.Р.КЛЕЙН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru