Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ ТУ МАП РФ по Волгоградской обл. и Республике Калмыкия от 14.01.2004
"ПО ДЕЛУ № 518 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

РЕШЕНИЕ
от 14 января 2004 года

ПО ДЕЛУ № 518 О НАРУШЕНИИ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

(извлечение)

Комиссия Территориального управления МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, рассмотрев дело № 518 о нарушении администрацией Городищенского района Волгоградской области ст. 13 Закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", установила:
Дело № 518 о нарушении администрацией Городищенского района Волгоградской области требований антимонопольного законодательства возбуждено Территориальным управлением МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по результатам проверки, проведенной в течение первого полугодия 2003 г., деятельности органов местного самоуправления Волгоградской области на соответствие требованиям ФЗ РФ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг".
На запрос ТУ МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия администрация Городищенского района письмом от 01.07.2003 № 450 представила сведения о том, что администрацией Городищенского района заключен договор с Государственным унитарным предприятием "Волгоградская областная медицинская компания" с использованием средств, предусмотренных в муниципальном бюджете для уплаты страховых взносов и страховых выплат по обязательному и добровольному медицинскому страхованию.
Конкурсный отбор при заключении договоров обязательного медицинского страхования работающих граждан и обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) неработающих граждан по выбору финансовой организации для осуществления операций со средствами местного бюджета администрацией Городищенского района Волгоградской области не проводился, что является нарушением ст. 13 ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг".
На заседании Комиссии представителем администрации Городищенского района Волгоградской области было дано следующее объяснение по факту, послужившему основанием для возбуждения дела (исх. № 26 от 14.01.2004):
заключение договоров ОМС неработающих граждан и работающего населения администрацией Городищенского района с ГУП "Волгоградская областная медицинская компания" без проведения открытого конкурса среди страховщиков является правомерным, поскольку ст. ст. 13 и 14 ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" напрямую не обязывают страхователя (администрацию Городищенского района) в целях заключения договоров ОМС неработающих граждан и работающего населения проводить открытый конкурс, устанавливая общие положения, порядок проведения, не указывая напрямую случаи проведения открытого конкурса и лиц, обязанных проводить подобный конкурс;
Постановление Правительства РФ № 737 от 04.10.2002 "О конкурсах среди страховщиков для осуществления страхования за счет средств соответствующего бюджета" в пунктах 2 и 3 возлагает обязанность по проведению таких конкурсов на федеральные органы исполнительной власти. В данном документе не установлена возможность органов местного самоуправления проводить подобные конкурсы;
Правила ОМС населения Волгоградской области, утвержденные Постановлением Главы Администрации Волгоградской области № 542 от 26.06.2001, абзац 2 пункта 3.4, предоставляют страхователю право, а не обязанность осуществлять выбор страховой медицинской организации.
При таких обстоятельствах, по мнению представителя по доверенности № 3 от 06.01.2004, администрация Городищенского района Волгоградской области имела право не проводить открытый конкурс среди страховщиков на заключение договоров ОМС неработающего населения и муниципальных служащих.
Изучив представленные материалы, заслушав объяснения представителя по доверенности № 3 от 06.01.2004 администрации Городищенского района Волгоградской области, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии со ст. 13 ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" отбор финансовых организаций, привлекаемых для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета, должен определяться путем проведения открытого конкурса.
Предметом регулирования Федерального закона в соответствии со ст. 1 являются отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, рынке банковских услуг, рынке страховых услуг и рынке иных финансовых услуг и связанные с защитой конкуренции на рынке финансовых услуг.
Финансовая организация согласно ст. 3 указанного Закона - это "юридическое лицо, осуществляющее на основании соответствующей лицензии банковские операции и сделки либо предоставляющее услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию или иные услуги финансового характера...".
Таким образом, через предмет регулирования (ст. 1) и определение финансовой организации (ст. 3) Федеральный закон указывает на случаи, при которых необходимо проведение открытого конкурса, при условии осуществления операций со средствами соответствующего бюджета.
В этой связи ссылка администрации на то, что заключение договоров страхования без проведения открытого конкурса среди страховщиков является правомерным, поскольку ст. ст. 13 и 14 ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" прямо не предусматривают, в каких случаях необходимо проведение открытого конкурса, несостоятельна.
2. Неправомерна аргументация администрации Городищенского района о том, что поскольку ст. ст. 13 и 14 Закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" устанавливают общий порядок проведения открытого конкурса и не указывают лиц, обязанных проводить такой конкурс, в связи с этим необходимо руководствоваться нормами п. п. 2 и 3 Постановления Правительства РФ № 737 от 04.10.2002 "О конкурсах среди страховщиков для осуществления страхования за счет средств соответствующего бюджета", где установлено, что проведение вышеуказанных конкурсов возложено на федеральные органы исполнительной власти, а не органы местного самоуправления.
Однако ст. 14 Закона "О защите конкуренции...", устанавливая общий порядок проведения открытого конкурса по выбору финансовой организации, привлекаемой для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета, перечисляет в пункте 1 распорядителей бюджетных средств, обязанных соблюдать порядок проведения открытого конкурса и нормы федерального законодательства, в числе которых предусмотрены и органы местного самоуправления.
Кроме того, абз. 3 п. 1 Постановления Правительства РФ № 737 от 04.10.2002 "О конкурсах среди страховщиков для осуществления страхования за счет средств соответствующего бюджета" установлено, что порядок проведения открытого конкурса среди страховщиков для осуществления страхования за счет средств бюджета подлежит согласованию с Территориальным управлением МАП РФ, если уплата страховых взносов или страховая выплата осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования.
3. Правила ОМС населения Волгоградской области, утвержденные Постановлением Главы Администрации Волгоградской области № 542 от 26.06.2001, на которые ссылается администрация Городищенского района, действительно в абзаце 2 пункта 3.4 предоставляют страхователю право, а не обязанность осуществлять выбор страховой медицинской организации, в том числе на конкурсной основе. Поскольку указанные Правила ОМС населения Волгоградской области являются подзаконным нормативным актом и применение его невозможно без учета требований Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", вступившего в законную силу 23 июня 1999 года.
Следовательно, и на момент заключения и пролонгации договора обязательного медицинского страхования работающих граждан № 32-018 от 26 мая 2001 г. и договора обязательного медицинского страхования неработающих граждан № Д-2/32 администрация должна была руководствоваться требованиями федерального законодательства, а именно ст. 13 ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг".
Таким образом, администрацией Городищенского района Волгоградской области конкурсный отбор при выборе финансовой организации для осуществления операций со средствами местного бюджета не проводился.
Следовательно, администрацией Городищенского района Волгоградской области было нарушено требование антимонопольного законодательства.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 30 Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" и пп. 5.7 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, Комиссия решила:
1. Признать администрацию Городищенского района Волгоградской области нарушившей требования статьи 13 Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг".
2. Выдать администрации Городищенского района Волгоградской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии
Т.В.КОСЯК

Члены Комиссии
Л.А.ШУБИНА
Н.В.ЗЕМЛЯНСКАЯ





ПРЕДПИСАНИЕ
от 14 января 2004 г. № 518

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

(извлечение)

Комиссия ТУ МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства о защите конкуренции на рынке финансовых услуг на основании своего решения от 14 января 2004 г. по делу № 518 о нарушении администрацией Городищенского района Волгоградской области ст. 13 ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" предписывает:
Администрации Городищенского района Волгоградской области в срок до 1 марта 2004 г. прекратить нарушения ст. 13 ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг":
провести открытый конкурс по выбору финансовой организации для осуществления обязательного медицинского страхования неработающего населения и работающих граждан с использованием средств бюджета администрации Городищенского района;
по результатам проведенного конкурса действующие договоры обязательного медицинского страхования неработающего населения и работающих граждан расторгнуть, заключить договоры с победителем открытого конкурса.
О выполнении настоящего предписания сообщить в срок до 10 марта 2004 г.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение срока исковой давности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Примечание. За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии со ст. 32 ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" коммерческие и некоммерческие организации и их руководители, должностные лица органов исполнительной власти, индивидуальные предприниматели несут административную ответственность.

Председатель Комиссии
Т.В.КОСЯК

Члены Комиссии
Л.А.ШУБИНА
Н.В.ЗЕМЛЯНСКАЯ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru