Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Управления Минюста РФ по Волгоградской обл. от 04.12.2003 № 01-11/(259)254-03
"НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 22 АПРЕЛЯ 2003 Г. № 310 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА РЕАЛИЗУЕМУЮ ПРОДУКЦИЮ ЖИВОТНОВОДСТВА В 2003 ГОДУ" (В РЕДАКЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 23.07.2003 № 563, ОТ 26.11.2003 № 910)"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 4 декабря 2003 г. № 01-11/(259)254-03

НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 22 АПРЕЛЯ 2003 Г. № 310 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ПОРЯДКЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ
ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ ВОЛГОГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ ЗА РЕАЛИЗУЕМУЮ ПРОДУКЦИЮ ЖИВОТНОВОДСТВА В 2003 ГОДУ"
(В РЕДАКЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ ОТ 23.07.2003 № 563, ОТ 26.11.2003 № 910)

Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 2 августа 1999 года № 954 "Вопросы Министерства юстиции РФ", и Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 22 октября 2002 г. № 286 "Об утверждении Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации", провело юридическую экспертизу Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 22 апреля 2003 г. № 310 "Об утверждении Положения о порядке государственной поддержки за счет средств областного бюджета личных подсобных хозяйств Волгоградской области за реализуемую продукцию животноводства в 2003 году" (в редакции Постановлений Главы Администрации Волгоградской области от 23.07.2003 № 563, от 26.11.2003 № 910) (далее - Постановление Главы Администрации) на предмет соответствия действующему законодательству.
Юридической экспертизой установлено:
Рассматриваемым Постановлением Главы Администрации Волгоградской области утверждено Положение о порядке государственной поддержки за счет средств областного бюджета личных подсобных хозяйств Волгоградской области за реализуемую продукцию животноводства в 2003 году (далее - Положение), которым определен порядок выделения и использования средств областного бюджета на государственную поддержку личных подсобных хозяйств для выплаты субсидий за реализуемую ими продукцию животноводства в 2003 году. Постановление направлено на регулирование финансовых правоотношений.
Законодательное регулирование данной сферы осуществляют:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
3. Федеральный закон от 22 марта 1991 года № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Финансовое регулирование находится в ведении Российской Федерации (п. "ж" ст. 71 Конституции РФ).
По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (п. 1 ст. 76 Конституции РФ).
Целям финансового регулирования служит Бюджетный кодекс РФ (преамбула Бюджетного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии являются одной из форм расходов бюджетов.
Исполнение расходов бюджетов согласно ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации является составной частью исполнения бюджетов.
В соответствии со ст. 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации относится к ведению субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 154 Бюджетного кодекса РФ исполнение бюджета осуществляют органы исполнительной власти.
Таким образом, Глава Администрации Волгоградской области, возглавляющий исполнительную власть области, вправе принять рассматриваемое Постановление, регулирующее отношения по исполнению областного бюджета по расходам.
Вместе с тем ряд норм Положения, утвержденного рассматриваемым Постановлением Главы Администрации, противоречат федеральному законодательству.
Последний абзац пункта 5 Положения противоречит п. 1 ст. 8 и п. 1 ст. 74 Конституции Российской Федерации, а также ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 22 марта 1991 года № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Пунктом 5 названного Положения установлен перечень категорий заготовителей животноводческой продукции, имеющих право на получение субсидий из областного бюджета при осуществлении закупок (далее - заготовители). Данный перечень является исчерпывающим, из чего следует, что физические или юридические лица, не указанные в качестве заготовителей в перечне, содержащемся в п. 5 Положения, не имеют права осуществлять закупки животноводческой продукции у населения с последующим получением субсидий на указанные цели.
Последним абзацем пункта 5 Положения установлена такая категория заготовителей, как "организации и предприниматели, зарегистрированные на территории Волгоградской области".
Таким образом, данной нормой установлено, что организации и предприниматели, не указанные в качестве заготовителей в предыдущих абзацах рассматриваемого пункта, могут быть отнесены к заготовителям (а следовательно, и получить право на получение субсидий) только при условии, если они зарегистрированы на территории Волгоградской области.
Из вышеизложенного следует, что последний абзац пункта 5 Положения противоречит пункту 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации, согласно которому в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Кроме того, рассматриваемая норма противоречит ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 22 марта 1991 года № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", согласно которой органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты, которые создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе запрещается необоснованно предоставлять нескольким хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара.
Также данная норма пункта 5 Положения, утвержденного рассматриваемым Постановлением Главы Администрации, противоречит пункту 1 статьи 74 Конституции Российской Федерации, согласно которому на территории Российской Федерации не допускается установление каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
В целях устранения указанного противоречия федеральному законодательству Управлением Минюста России по Волгоградской области предлагается исключить из текста последнего абзаца пункта 5 Положения слова "зарегистрированные на территории Волгоградской области".
Вывод: Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 22 апреля 2003 г. № 310 "Об утверждении Положения о порядке государственной поддержки за счет средств областного бюджета личных подсобных хозяйств Волгоградской области за реализуемую продукцию животноводства в 2003 году" (в редакции Постановлений Главы Администрации Волгоградской области от 23.07.2003 № 563, от 26.11.2003 № 910) противоречит федеральному законодательству в части ограничения конкуренции и нарушения единства экономического пространства Российской Федерации.
Примечание. В тексте Положения, утвержденного рассматриваемым Постановлением Главы Администрации Волгоградской области, в качестве заготовителей животноводческой продукции указаны "хозрасчетные подразделения, созданные на территориях сельсоветов при сельских администрациях", а также "поверенные лица сельских администраций, которые организуют работу по закупкам животноводческой продукции".
В ходе юридической экспертизы не установлено значение данных терминов, так как федеральным законодательством не предусмотрены такие виды юридических или физических лиц, а также их объединений.

Предлагаем привести указанные положения нормативного правового акта в соответствие с федеральным законодательством. Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления
государственный советник
юстиции 2-го класса
В.Р.КЛЕЙН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru