Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Управления Минюста РФ по Волгоградской обл. от 08.10.2003 № 01-11/(186)210-03
"НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 1 АВГУСТА 2003 ГОДА № 593 "О МЕРАХ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ОБОРОТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 8 октября 2003 г. № 01-11/(186)210-03

НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 1 АВГУСТА 2003 ГОДА № 593 "О МЕРАХ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ
ОБОРОТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации от 2 августа 1999 г. № 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" и Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 22 октября 2002 г. № 286 "Об утверждении Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации", провело юридическую экспертизу Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 1 августа 2003 года № 593 "О мерах по регулированию оборота алкогольной продукции на территории Волгоградской области" (далее - Постановление Главы Администрации) на предмет соответствия действующему законодательству.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Постановлением Администрации Волгоградской области утверждены Порядок и условия выдачи разрешений на учреждение акцизных складов на территории Волгоградской области; Порядок приобретения и выдачи региональных специальных марок и их цена на территории Волгоградской области; Порядок проверки качества и безопасности алкогольной продукции, предназначенной для розничной продажи, на территории Волгоградской области.
Предметом правового регулирования рассматриваемого Постановления являются отношения в сфере налогообложения, а также в сфере оборота алкогольной продукции.
Законодательное регулирование данной сферы осуществляют:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации.
4. Федеральный закон от 27 декабря 1991 года № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
5. Федеральный закон от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
6. Закон РСФСР от 22 марта 1991 года № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
7. Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Содержание абзаца соответствует официальному тексту документа.
   ------------------------------------------------------------------

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 2002 года № 723 "Об утверждении общих требований к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядку выдачи региональных специальных марок" и определяет механизм и условия.
9. Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 29.11.2001 № КАС01-440.
Согласно п. "и" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).
Согласно ч. 1 ст. 1 Налогового кодекса РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
В соответствии с ч. 5 ст. 197 Налогового кодекса РФ порядок выдачи разрешений на учреждение акцизных складов определяется законодательством Российской Федерации, регулирующим производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" установлено, что порядок и условия выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядок выдачи региональных специальных марок определяются субъектами Российской Федерации.
Порядок изготовления, порядок приобретения региональных специальных марок, их цена определяются субъектами Российской Федерации, на территориях которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, маркированной этими марками (п. 4 ст. 12 названного Федерального закона).
Также согласно ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" субъекты Российской Федерации организуют контроль за качеством и безопасностью алкогольной продукции, предназначенной для розничной продажи на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Глава Администрации Волгоградской области, возглавляющий в соответствии со ст. 34 Устава (Основного закона) Волгоградской области исполнительную власть области, вправе принимать рассматриваемое Постановление.
Вместе с тем ряд положений рассматриваемого Постановления противоречит статье 7 Федерального закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках":
1. Подпунктом "б" пункта 3 Порядка и условий выдачи разрешений на учреждение акцизных складов на территории Волгоградской области (далее - Порядок выдачи разрешений) установлено, что разрешение на учреждение акцизного склада выдается при условии наличия справки налогового органа об отсутствии просроченной задолженности по уплате налогов и сборов.
Установленный статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации механизм взыскания сумм задолженности по налогам и сборам и предусмотренные законом меры ответственности за несвоевременную уплату налогов не содержат указания на возможность ограничения деятельности лицензиата, имеющего такую задолженность, в виде запрета на получение разрешения на учреждение акцизного склада как составляющей лицензионной деятельности (как эпизода при осуществлении лицензионной деятельности). Необходимость представления справки об отсутствии просроченной задолженности по уплате налогов и сборов для получения разрешения на учреждение акцизного склада ограничивает права лиц, осуществляющих деятельность по обороту алкогольной продукции, получивших лицензию на осуществление данного вида деятельности.
Таким образом, требование о представлении справки налогового органа об отсутствии просроченной задолженности по уплате налогов и сборов для получения разрешения на учреждение акцизного склада, содержащееся в подпункте "б" пункта 3 рассматриваемого Порядка выдачи разрешений, противоречит части 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона.
2. Подпунктом "в" пункта 3 рассматриваемого Порядка выдачи разрешений установлено, что разрешение на учреждение акцизного склада выдается при условии "обеспечения оборота алкогольной продукции за год, предшествующий подаче заявления о выдаче разрешения, в объеме не менее 40 тыс. декалитров в пересчете на абсолютный алкоголь или на сумму 110 млн. рублей (для организаций оптовой торговли)".
Условие (ограничение) для получения разрешения на учреждение акцизного склада, связанное с наличием у хозяйствующего субъекта оборота алкогольной продукции за год, предшествующий подаче заявления о выдаче разрешения в определенных объемах (не менее...), создает дискриминационные условия при получении разрешения на учреждение акцизного склада для лиц, имеющих лицензию на деятельность, связанную с оборотом алкогольной продукции, но не обеспечивших установленный Постановлением Главы Администрации объем оборота алкогольной продукции за год, предшествующий подаче заявления о выдаче разрешения на учреждение акцизного склада.
Указанная норма противоречит части 1 статьи 7 Федерального закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", запрещающей органам государственной власти субъектов Российской Федерации принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.
Рассматриваемая норма также противоречит части 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона.
Подобная позиция (в части указанных выше противоречий) изложена в Определении Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 29.11.2001 № КАС01-440 о признании недействительными аналогичных норм, содержавшихся в Правилах выдачи разрешений на учреждение акцизных складов, их функционирования и осуществления налогового контроля за их работой, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года № 1026 (в настоящее время данное Постановление Правительства РФ признано утратившим силу).
3. Порядком проверки качества и безопасности алкогольной продукции, предназначенной для розничной продажи, на территории Волгоградской области, утвержденным рассматриваемым Постановлением Главы Администрации Волгоградской области, предусмотрено, что деятельность по проверке качества алкогольной продукции, предназначенной для розничной продажи, на территории Волгоградской области осуществляется Государственным унитарным предприятием "Волгоградское качество" (пункты 3 - 9, 12 - 15 Порядка).
Указанные нормы Порядка проверки качества алкогольной продукции противоречат части 3 статьи 7 Федерального закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", запрещающей наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов государственной власти, в том числе функциями и правами органов государственного надзора.
Вывод: Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 1 августа 2003 года № 593 "О мерах по регулированию оборота алкогольной продукции на территории Волгоградской области" противоречит действующему федеральному законодательству в части создания дискриминационных условий деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, а также наделения хозяйствующих субъектов функциями органов государственной власти.

Начальник Управления
государственный советник
юстиции 2-го класса
В.Р.КЛЕЙН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru