Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Управления Минюста РФ по Волгоградской обл. от 23.07.2003 № 01-10/(158)134-03
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 4 ИЮЛЯ 2003 ГОДА № 842-ОД "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ РАБОТОДАТЕЛЕЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ В СВЯЗИ С НЕВЫПОЛНЕНИЕМ УСТАНОВЛЕННОЙ КВОТЫ ДЛЯ ПРИЕМА НА РАБОТУ ИНВАЛИДОВ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 23 июля 2003 г. № 01-10/(158)134-03

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 4 ИЮЛЯ 2003 ГОДА № 842-ОД
"ОБ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ РАБОТОДАТЕЛЕЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ
В СВЯЗИ С НЕВЫПОЛНЕНИЕМ УСТАНОВЛЕННОЙ КВОТЫ
ДЛЯ ПРИЕМА НА РАБОТУ ИНВАЛИДОВ"

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. № 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 22 октября 2002 г. № 286 "Об утверждении Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации", провело юридическую экспертизу Закона Волгоградской области от 4 июля 2003 года № 842-ОД "Об обязательствах работодателей, возникающих в связи с невыполнением установленной квоты для приема на работу инвалидов".
Юридической экспертизой установлено следующее:
Рассматриваемый Закон Волгоградской области (далее - Закон) регулирует правоотношения, возникающие при невыполнении установленной на территории Волгоградской области квоты для приема на работу инвалидов в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (преамбула Закона).
Предметом правового регулирования рассматриваемого Закона являются отношения, возникающие в связи с социальной защитой инвалидов в Волгоградской области.
Правовое регулирование в сфере рассматриваемых отношений осуществляется:
- Конституцией Российской Федерации;
- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
- Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
- Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
- нормативными правовыми актами Волгоградской области.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 3 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о социальной защите инвалидов, контроль за их исполнением отнесены к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов (пункт 2 статьи 5 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
На основании пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" "государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов...".
Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (пункт 2 статьи 13 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
Абзацем 2 статьи 22 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации (абзац 3 статьи 22 указанного выше Федерального закона).
Абзац 3 статьи 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что "...утверждение и исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществление контроля за их исполнением..." отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования бюджетных правоотношений.
В случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в бюджеты субъектов Российской Федерации обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. Размеры и порядок внесения работодателями указанной платы определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац 4 статьи 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (пунктом 1 статьи 5.42) предусмотрена административная ответственность работодателя за отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты.
Таким образом, субъект Российской Федерации вправе принимать нормативный правовой акт, регулирующий отношения, возникающие при социальной защите инвалидов в Волгоградской области.
В тексте рассматриваемого Закона противоречий федеральному законодательству не выявлено.
Вывод: Закон Волгоградской области от 4 июля 2003 года № 842-ОД "Об обязательствах работодателей, возникающих в связи с невыполнением установленной квоты для приема на работу инвалидов" не противоречит Конституции Российской Федерации и действующему федеральному законодательству.

И.о. начальника Управления
советник юстиции 1-го класса
В.А.ШУБИН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru