Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ ТУ МАП РФ по Волгоградской обл. и Республике Калмыкия от 18.07.2003
<ПО ДЕЛУ № 250 О НАРУШЕНИИ ЗАКОНА РФ "О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ" И ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВАХ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ">

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

РЕШЕНИЕ
от 18 июля 2003 года

(извлечение)

Комиссия ТУ МАП России по Волгоградской области и Республике Калмыкия по рассмотрению дел о нарушениях законодательства о защите прав потребителей, рассмотрев дело № 250 о нарушении ООО "Экзотик-тур" (г. Волгоград, 400131, ул. Скосырева, 5) статьи 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г.), ст. 6, 10 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (иных законов и правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей), установила:
10.10.2002 Управлением было возбуждено дело № 250 о нарушении ООО "Экзотик-тур" ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" и ст. 10 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Основанием для возбуждения дела было поступившее заявление Квасницы С.Е. (вх. № 2247 от 24.09.2002).
В ходе рассмотрения заявления выяснилось следующее.
1 августа 2002 г. Квасницой С.Е. у ООО "Экзотик-тур" была приобретена туристская путевка № 375 на трех человек для отдыха в пансионате "Колосок", расположенном в пос. Джубга Краснодарского края. Стоимость путевки - 14400 рублей, срок временного пребывания - с 09.08.2002 по 17.08.2002. В заявлении указывается, что письменная форма договора об оказании услуг по туристическому обслуживанию ООО "Экзотик-тур" с ним соблюдена не была. Документ, подтверждающий факт заключения договора, потребителю не выдавался. Информация о туристском продукте была представлена в устном порядке, а также в информационном листке "Пансионат "Колосок".
По прибытии в пансионат "Колосок" Квасницей С.Е. было обнаружено, что информация, представленная исполнителем при продаже туристской путевки, не соответствует действительности. В частности, в информационном листке указано, что в пансионате "Колосок" имеется оборудованный пляж, бар, тренажерный зал, сауна, бассейн. Однако, как утверждает заявитель, собственный оборудованный пляж в пансионате "Колосок" отсутствует, при этом ближайший пляж находится в плохом состоянии и расположен в 800 метрах от пансионата "Колосок". По утверждению Квасницы С.Е., информация о наличии в пансионате "Колосок" тренажерного зала, сауны, бассейна, бара также не соответствует действительности, т.к. все перечисленные услуги в пансионате отсутствуют. На заседании Комиссии представитель ООО "Экзотик-тур" не согласился с заявлением Квасницы С.Е. о том, что с ним не заключался договор в письменной форме, и в качестве доказательства представил Комиссии договор № 375 от 01.08.2002, заключенный с Квасницей И.В.
16 октября 2002 г. (вх. № 2512 от 16.10.2002) в Управление поступило заявление группы туристов (Клычевой Е.В. и других, всего - 9 человек), воспользовавшихся услугами ООО "Экзотик-тур", с жалобой на нарушение прав потребителей при оказании услуг по туристическому обслуживанию действиями данного хозяйствующего субъекта. При этом данная группа граждан, как и семья Квасницы С.Е., воспользовалась услугами ООО "Экзотик-тур" для проведения отдыха в пансионате "Колосок" (пос. Джубга Краснодарского края). По прибытии в пансионат "Колосок" заявителями было обнаружено, что информация, представленная ООО "Экзотик-тур" при заключении договора на оказание туристских услуг, не соответствует действительности, а именно: в пансионате отсутствуют оборудованный пляж, бар, тренажерный зал, сауна, бассейн, т.е. не выполнены условия рекламного проспекта ООО "Экзотик-тур". В заявлении также указано, что при заключении договоров на оказание туристских услуг не во всех случаях была соблюдена письменная форма договора, т.е. была нарушена ст. 10 ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ".
При анализе материалов, прилагаемых к заявлению, было установлено, что условия договора, заключаемого ООО "Экзотик-тур" с гражданами, содержат признаки нарушений законодательства о защите прав потребителей, а именно:
1. В договоре не представляется информация о лицензии (лицензиях) ООО "Экзотик-тур" на осуществление туристской деятельности, что является нарушением п. 2 ст. 9 Закона РФ "О защите прав потребителей", ст. 10 ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ".
2. Пункт 4.1, устанавливающий, что в случае непоступления от Клиента полной оплаты тура на счет или в кассу Агентства в установленные сроки обязательства Агентства по обслуживанию Клиента аннулируются, при этом из перечисленных сумм удерживаются штрафные санкции и фактически произведенные затраты, противоречит ст. 10 ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ", согласно которой возмещение убытков при расторжении договора осуществляется в соответствии с фактическими затратами сторон.
3. Пункт 4.2 договора устанавливает, что при отказе от купленных турпакетов или туруслуг в указанные сроки Клиент возмещает Агентству:
от 30 до 16 дней - 25% от общей стоимости пакета услуг;
от 15 до 8 дней - 50% от общей стоимости пакета услуг;
от 7 до 3 дней - 75% от общей стоимости пакета услуг.
Данное положение ущемляет права потребителя по сравнению с нормами, установленными ст. 32 Закона РФ "О защите прав потребителей", ст. 10 ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ", согласно которым потребитель вправе расторгнуть договор о выполнении работы (оказании услуги) в любое время, уплатив исполнителю часть цены пропорционально части выполненной работы (оказанной услуги) до получения извещения о расторжении указанного договора и возместив исполнителю понесенные им расходы (фактические затраты). На основании статьи 16 Закона РФ "О защите прав потребителей" данное условие признается недействительным.
4. Пункт 4.3 договора, устанавливающий, что если тур не состоялся по вине Агентства, Клиенту возвращается оплаченная часть стоимости туристической путевки, не соответствует положению статьи 10 ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ", на основании которой Клиент вправе требовать возмещения всех убытков, связанных с расторжением договора, в соответствии со своими фактическими затратами.
5. Пункт 4.7 договора, устанавливающий, что Агентство не несет ответственности за несоответствие предоставленного туристского обслуживания ожиданиям Клиента и его субъективной оценке, не соответствует ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей", ст. 10 ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ", на основании которых потребитель имеет право на необходимую и достоверную информацию о потребительских свойствах туристского продукта, а также ст. 12 Закона РФ "О защите прав потребителей", согласно которой исполнитель, не представивший потребителю полной и достоверной информации об оказываемой услуге, несет ответственность, предусмотренную настоящим Законом.
6. Пункт 5.1 договора устанавливает, что все претензии по регулированию питания и другим услугам, осуществляющимся на базе отдыха, предъявляются руководителю базы отдыха в письменном виде в период нахождения Клиента на базе отдыха, т.е. до его отъезда, при этом без письменного подтверждения факта обращения и принятых мер претензии рассматриваться не будут. Данное условие противоречит ст. 10 ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ", устанавливающей, что претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом туроператору или турагенту в письменной форме в течение 20 дней с момента окончания действия договора и подлежат удовлетворению в течение 10 дней после получения претензии. Из смысла указанной нормы следует, что турист вправе предъявить свои обоснованные, письменно оформленные претензии к турагенту независимо от того, предъявлялись ли данные претензии к туроператору.
На основании ст. 16 Закона РФ "О защите прав потребителей" данные условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами и иными правовыми актами, признаются недействительными.
Нарушение ООО "Экзотик-тур" в 2002 г. ст. 10, 16 Закона РФ "О защите прав потребителей" и ст. 10 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", выразившееся в составлении и заключении договоров, противоречащих обязательным требованиям, предъявляемым к условиям договоров, добровольно устранено, что подтверждается представленными представителем ООО "Экзотик-тур" образцами договоров о туристском обслуживании, используемыми в настоящее время.
В связи с тем, что требования, предъявленные заявителями, носят имущественный характер, которые могут быть в соответствии со ст. 11 ГК РФ удовлетворены только в судебном порядке, и в связи с тем, что ООО "Экзотик-тур" устранил выявленные Комиссией нарушения до выдачи предписания, руководствуясь пунктом 1 статьи 40 Закона РФ "О защите прав потребителей", в соответствии с п. 1.19 Положения о порядке рассмотрения МАП России и его территориальными управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, Комиссия решила:
1. Прекратить дело № 250 в связи с устранением нарушения до выдачи предписания.
2. Рекомендовать заявителям обратиться в суд за защитой своих прав.
3. Составить образец искового заявления для заявителей.

Председатель Комиссии
Т.В.КОСЯК

Члены Комиссии
А.А.КОВАЛЬЧУК
Е.Г.ПОПОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru