Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Управления Минюста РФ по Волгоградской обл. от 07.07.2003 № 01-11/162-03
"НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 20.11.2001 № 1008 "ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО, НАХОДЯЩЕЕСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 7 июля 2003 г. № 01-11/162-03

НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 20.11.2001 № 1008 "ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО, НАХОДЯЩЕЕСЯ
В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 2 августа 1999 года № 954 "Вопросы Министерства юстиции РФ", и Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции РФ по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 22 октября 2002 г. № 286 "Об утверждении Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции РФ по субъекту (субъектам) Российской Федерации", провело юридическую экспертизу Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 20.11.2001 № 1008 "Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности Волгоградской области" (далее - Постановление).
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим Постановлением определяются орган государственной власти Волгоградской области, выступающий от имени Волгоградской области при государственной регистрации права государственной собственности Волгоградской области на недвижимое имущество государственной казны Волгоградской области и сделок с ним, а также условия государственной регистрации.
Законодательное регулирование данной сферы осуществляют:
1. Конституция РФ.
2. Гражданский кодекс РФ.
3. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
4. Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
5. Постановление Правительства РФ от 06.03.1998 № 288 "Об утверждении Примерного положения об учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации (п. "о" ст. 71 Конституции РФ).
По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (п. 1 ст. 76 Конституции РФ).
Согласно пп. "д" п. 2 ст. 21 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации "управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации".
Таким образом, Глава Администрации Волгоградской области вправе принять рассматриваемое Постановление в части определения органа, выступающего от имени Волгоградской области, т.к. этот вопрос относится к организации управления и распоряжения областной собственностью.
Вместе с тем п. 2, п. 3 (в части) Постановления противоречат п. 1 ст. 3 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Пунктом 2 Постановления определено, что "заявление о государственной регистрации права хозяйственного ведения или оперативного управления на недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности Волгоградской области, подается организацией, за которой недвижимое имущество закреплено на основании распоряжения Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области" (ч. 1 п. 2 Постановления).
"Государственная регистрация права хозяйственного ведения и оперативного управления на данное недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется с указанием Волгоградской области как собственника такого имущества" (ч. 3 п. 2 Постановления).
"Заявление о государственной регистрации ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности Волгоградской области, подается лицом, в пользу которого устанавливается такое ограничение (обременение), если иное не предусмотрено федеральным законом" (ч. 1 п. 3 Постановления).
Вышеназванными положениями Постановления фактически устанавливаются условия государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Однако в соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" законодательство Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним состоит из Гражданского кодекса РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Компетенция субъекта Российской Федерации определена в п. 2 ст. 3 этого Федерального закона, а именно: "Субъекты Российской Федерации принимают нормативные правовые акты о поэтапном создании органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Из вышеизложенного следует, что вопросы, указанные в ч. ч. 1, 3 п. 2, ч. 1 п. 3 Постановления, находятся вне компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации, т.е. эти положения Постановления установлены неправомерно.
Вывод: Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 20.11.2001 № 1008 "Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности Волгоградской области" противоречит федеральному законодательству в части установления условий государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Предлагаем привести указанные положения нормативного правового акта в соответствие с федеральным законодательством. Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления
государственный советник
юстиции 2-го класса
В.Р.КЛЕЙН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru