Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Управления Минюста РФ по Волгоградской обл. от 02.07.2003 № 01-11/159-03
"НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 14 СЕНТЯБРЯ 2000 ГОДА № 691 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫЯВЛЕНИЯ И ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО УЧЕТА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И ПРАВИЛ УЧЕТА ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ЖЕЛАЮЩИХ УСЫНОВИТЬ ДЕТЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 2 июля 2003 г. № 01-11/159-03

НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 14 СЕНТЯБРЯ 2000 ГОДА № 691 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
ОРГАНИЗАЦИИ ВЫЯВЛЕНИЯ И ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО УЧЕТА ДЕТЕЙ-СИРОТ
И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, НА ТЕРРИТОРИИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И ПРАВИЛ УЧЕТА ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ
БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ЖЕЛАЮЩИХ УСЫНОВИТЬ ДЕТЕЙ
НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. № 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 22 октября 2002 года № 286 "Об утверждении Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации", провело повторную юридическую экспертизу Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 14 сентября 2000 года № 691 "Об утверждении Правил организации выявления и централизованного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Волгоградской области и Правил учета граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей на территории Волгоградской области" (далее - Постановление Главы Администрации Волгоградской области) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Повторное экспертное заключение подготовлено в связи с изменением федерального законодательства.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим Постановлением регулируются отношения, направленные на организацию выявления и централизованного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Волгоградской области с целью передачи их на воспитание в семью на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью, а при отсутствии такой возможности - в учреждения всех типов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также отношения, связанные с установлением учета граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование данных отношений осуществляется:
- Конституцией Российской Федерации;
- Конвенцией ООН о правах ребенка;
- Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей;
- Семейным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 16 апреля 2001 года № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 года № 275 "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства" (в редакции от 4 апреля 2002 года);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 года № 217 "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием";
- Приказом Министерства образования Российской Федерации от 28 июня 2002 года № 2482 "Об организации работы по ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей";
- нормативными правовыми актами Волгоградской области.
В соответствии с пунктами "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, детства, а также семейное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
Федеральным законом "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" установлен порядок формирования и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
В абзацах 3 и 6 статьи 1 указанного выше Федерального закона соответственно даны определения понятий регионального банка данных о детях и регионального оператора государственного банка данных о детях, а именно:
региональный банк данных о детях - часть государственного банка данных о детях, содержащая документированную информацию о детях, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории одного из субъектов Российской Федерации и не устроенных органами опеки и попечительства на воспитание в семьи по месту фактического нахождения таких детей, а также документированную информацию о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи и обратившихся за соответствующей информацией к региональному оператору государственного банка данных о детях;
региональный оператор государственного банка данных о детях - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который в случаях, установленных статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации, организует устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи.
В соответствии с частью 2 статьи 4 рассматриваемого Федерального закона установлено, что государственный банк данных о детях формируется как информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" определено, что законодательство о государственном банке данных о детях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, федеральных законов в области информации, информатизации и защиты информации и состоит из настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статьей 15 рассматриваемого Федерального закона установлено, что порядок ведения государственного банка данных о детях и порядок осуществления контроля за его формированием и использованием определяются Правительством Российской Федерации.
Перечень функций регионального оператора определен в пункте 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 года № 217, в том числе к ним относятся ведение учета детей, оставшихся без попечения родителей; ведение учета сведений об обратившихся гражданах, желающих принять ребенка на воспитание в свою семью.
Таким образом, исполнительный орган государственной власти Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемую сферу правоотношений путем принятия соответствующего нормативного правового акта.
Однако в ходе проведения юридической экспертизы в тексте Постановления Главы Администрации Волгоградской области выявлены противоречия действующему федеральному законодательству, регулирующему отношения, связанные с установлением и реализацией порядка учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
1. Пункт 10 Правил организации выявления и централизованного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Волгоградской области, утвержденных Постановлением Главы Администрации области от 14 сентября 2000 года № 691, определяет, что, в случае если ребенок, в отношении которого возникли установленные законом основания для передачи его на воспитание в семью, не был передан в течение одного месяца со дня его первичной регистрации по фактическому месту жительства на воспитание в семью, орган опеки и попечительства заполняет на него анкету, копия которой передается в Комитет по образованию Администрации Волгоградской области для постановки ребенка на региональный учет.
Однако пунктом 4 Правил ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 года № 217, предусмотрено, что орган опеки и попечительства заполняет анкету ребенка, оставшегося без попечения родителей, которую в 7-дневный срок передает соответствующему региональному оператору государственного банка данных о детях для занесения сведений о ребенке в региональный банк данных о детях.
Следовательно, в соответствии с федеральным законодательством для осуществления постановки на учет ребенка, оставшегося без попечения родителей, региональному оператору государственного банка данных о детях требуется оригинал, а копия анкеты ребенка хранится в органе опеки и попечительства (абзац 4 пункта 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 года № 217).
Кроме того, Управление юстиции рекомендует конкретизировать срок передачи соответствующей анкеты органом опеки и попечительства региональному оператору, который (срок) согласно приведенному выше пункту Постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 года № 217 составляет 7 дней.
2. Пункт 11 Правил организации выявления и централизованного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Волгоградской области, утвержденных Постановлением Главы Администрации области от 14 сентября 2000 года № 691, устанавливающий, что датой постановки на централизованный учет считается дата заполнения анкеты ребенка в органе опеки и попечительства по его фактическому месту жительства, противоречит абзацу 2 пункта 5 Правил ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 года № 217, в соответствии с которым датой занесения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в региональный банк данных о детях является дата получения региональным оператором оформленной в установленном порядке анкеты ребенка.
Противоречие заключается в установлении в нормативном правовом акте Волгоградской области иного в отличие от определенного федеральным законодательством порядка определения даты учета ребенка, оставшегося без попечения родителей, в региональном банке данных о детях.
3. Абзац 2 пункта 14 Правил организации выявления и централизованного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Волгоградской области, утвержденных Постановлением Главы Администрации области от 14 сентября 2000 года № 691, определяющий, что при изменении правового статуса ребенка, сведения о котором находятся в Министерстве образования Российской Федерации, Комитет по образованию Администрации Волгоградской области в недельный срок информирует об этом Министерство образования Российской Федерации, вступает в противоречие с федеральным законодательством в части срока информирования федерального оператора при изменении данных о ребенке, поскольку согласно абзацу 1 пункта 7 Правил ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 года № 217, соответствующий срок информирования составляет 3 дня.
4. Правила учета граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей на территории Волгоградской области, утвержденные исследуемым Постановлением Главы Администрации Волгоградской области, изданным во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 года № 275, содержат положения, регулирующие порядок обращения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в Комитет по образованию Администрации Волгоградской области, на который возложены функции по устройству детей на воспитание в семьи, в соответствующий орган исполнительной власти другого субъекта Российской Федерации или в Министерство образования Российской Федерации за получением сведений о детях, подлежащих усыновлению, а именно абзацы 2 и 3 пункта 6, пункты 11 и 13, аналогичные абзацам 2 и 3 пункта 13, пунктам 26 и 27 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 года № 275.
Однако приведенные выше нормы данного Постановления Правительства Российской Федерации отменены в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 года № 217 "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием".
Наряду с выявленными противоречиями федеральному законодательству в тексте исследуемого нормативного правового акта Управление юстиции обращает внимание на то, что в части 2 пункта 9 и пункте 10 Правил организации выявления и централизованного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Волгоградской области, утвержденных исследуемым Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 14 сентября 2000 года № 691, имеет место указание на использование в работе органами опеки и попечительства учетных документов, формы которых установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года № 919 "Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей".
Данные ссылки на указанный нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации необоснованны, поскольку он не применяется ввиду признания его утратившим силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 года № 217.
В настоящий момент формы документов, необходимых для ведения государственного банка данных о детях и осуществления контроля за его формированием и использованием, утверждены Приказом Министерства образования Российской Федерации от 28 июня 2002 года № 2482.
Вывод: В связи с изменением федерального законодательства юридическая экспертиза пришла к выводу, что Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 14 сентября 2000 года № 691 "Об утверждении Правил организации выявления и централизованного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Волгоградской области и Правил учета граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей на территории Волгоградской области" противоречит в части действующему федеральному законодательству.
Управление юстиции предлагает внести соответствующие изменения в исследуемый нормативный правовой акт, направленные на приведение его в соответствие с действующим федеральным законодательством; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления
государственный советник
юстиции 2-го класса
В.Р.КЛЕЙН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru