Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Управления Минюста РФ по Волгоградской обл. от 29.05.2003 № 01-10/(064)86-03
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30.12.2002 № 777-ОД "ОБ ОБЛАСТНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2003 ГОД" (В РЕД. ОТ 12.03.2003 № 789-ОД, ОТ 24.03.2003 № 800-ОД)"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 29 мая 2003 г. № 01-10/(064)86-03

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30.12.2002 № 777-ОД
"ОБ ОБЛАСТНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2003 ГОД"
(В РЕД. ОТ 12.03.2003 № 789-ОД, ОТ 24.03.2003 № 800-ОД)

Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 02.08.1999 № 954 "Вопросы Министерства юстиции РФ", и Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 22 октября 2002 г. № 286 "Об утверждении Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации", провело юридическую экспертизу Закона Волгоградской области от 30.12.2002 № 777-ОД "Об областном бюджете на 2003 год" (в ред. от 12.03.2003 № 789-ОД, от 24.03.2003 № 800-ОД) (далее - областной Закон).
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящий областной Закон утверждает бюджет Волгоградской области на 2003 год.
Законодательное регулирование данной сферы осуществляют:
1. Конституция РФ.
2. Бюджетный кодекс РФ.
3. Федеральный закон от 15.08.1996 № 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации".
Финансовое регулирование находится в ведении Российской Федерации (п. "ж" ст. 71 Конституции РФ).
По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (п. 1 ст. 76 Конституции РФ).
Целям финансового регулирования служит Бюджетный кодекс Российской Федерации (преамбула Бюджетного кодекса РФ).
Утверждение бюджетов субъектов Российской Федерации относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 8 Бюджетного кодекса РФ).
Бюджеты субъектов Российской Федерации утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Бюджетного кодекса РФ).
Законодательное регулирование в Волгоградской области осуществляет Волгоградская областная Дума (ст. 21 Устава (Основного закона) Волгоградской области).
Следовательно, Волгоградская областная Дума вправе утвердить бюджет Волгоградской области в форме закона.
Принятие областного Закона является правомерным.
Вместе с тем в тексте областного Закона выявлены противоречия федеральному законодательству.
Частью 3 статьи 16 областного Закона определено, что "государственная гарантия Волгоградской области муниципальному образованию г. Волгоград может быть предоставлена до утверждения бюджета г. Волгограда на покрытие временного кассового разрыва".
Однако п. 2 ст. 139 Бюджетного кодекса РФ установлено, что местному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местного бюджета, могут быть предоставлены бюджетные ссуды.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ "бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года".
Из положения п. 1 ст. 115 Бюджетного кодекса РФ следует, что государственной или муниципальной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование - гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.
Таким образом, понятие "бюджетная ссуда" не тождественно понятию "государственная гарантия".
Противоречие заключается в том, что на покрытие временных кассовых разрывов могут быть предоставлены только бюджетные ссуды, а не государственная гарантия.
Статья 30 (в части) областного Закона противоречит п. 4 ст. 1 Закона РФ от 18.10.1991 № 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации".
Статьей 30 областного Закона определено, что часть средств территориального дорожного фонда Волгоградской области направляется на:
- строительство стадиона в г. Суровикино для проведения областной спартакиады;
- строительство стадиона в г. Камышине для проведения XXVIII Спартакиады допризывной и призывной молодежи Волгоградской области;
- реконструкцию стадиона "Динамо";
- реконструкцию Центрального стадиона г. Волгограда;
- финансовую помощь ОО СК "Ротор";
- реконструкцию спортивного комплекса "Зенит";
- финансовую поддержку региональной общественной организации "Волгоградский региональный многопрофильный центр по социальной адаптации и трудоустройству граждан, уволенных с военной службы";
- реконструкцию плавательного бассейна "Искра";
- финансовую помощь ОО "Федерация по плаванию Волгоградской области";
- строительство стадиона в г. Дубовке;
- строительство стадиона в г. Серафимовиче;
- строительство стадиона в стан. Клетской;
- финансовую помощь баскетбольной команде "Динамо-Автодор".
Однако п. 4 ст. 1 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" установлено, что "средства территориальных дорожных фондов направляются на финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, а также затрат на управление дорожным хозяйством".
Порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов определяется законами субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 2 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации"), т.е. представительный орган субъекта Российской Федерации вправе принять соответствующий закон в пределах, установленных федеральным законом.
Противоречие заключается в том, что средства территориального дорожного фонда не могут быть направлены на цели, не связанные с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности Волгоградской области, а также затрат на управление дорожным хозяйством.
Статьей 52 областного Закона утверждается предельная штатная численность сотрудников Главного управления внутренних дел Волгоградской области.
Данное положение проекта областного Закона неправомерно по следующим основаниям.
Статьей 7 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026-1 "О милиции" определено, что милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности (ч. 1).
Состав и численность криминальной милиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации ее подразделений определяются Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 8 Закона РФ "О милиции").
Численность милиции общественной безопасности, финансируемой за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, устанавливается соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ч. 5 ст. 9 Закона РФ "О милиции").
Из изложенного следует, что только исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе установить численность исключительно милиции общественной безопасности, финансируемой за счет бюджета субъекта Российской Федерации.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В соответствии с изменениями, внесенными Законами Волгоградской области от 12.03.2003 № 789-ОД, от 24.03.2003 № 800-ОД, изменилась нумерация статей Закона Волгоградской области от 30.12.2002 № 777-ОД.
   ------------------------------------------------------------------

Статьей 71 областного Закона определено, что Закон вступает в силу со дня подписания.
Пунктом 3 ст. 15 Конституции РФ установлено, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются.
Закон о бюджете вступает в силу со дня подписания и подлежит опубликованию немедленно после его принятия и подписания в установленном порядке (п. 2 ст. 5 Бюджетного кодекса РФ).
Таким образом, Закон о бюджете должен вступать в силу после опубликования, в противном случае Закон применению не подлежит.
Вывод: Закон Волгоградской области от 30.12.2002 № 777-ОД "Об областном бюджете на 2003 год" (в ред. от 12.03.2003 № 789-ОД, от 24.03.2003 № 800-ОД) противоречит федеральному законодательству в части расходования средств территориального дорожного фонда, установления предельной штатной численности сотрудников Главного управления внутренних дел Волгоградской области, предоставления государственной гарантии муниципальному образованию на покрытие временного кассового разрыва, а также в части вступления в силу.
Примечание. Управлением Министерства юстиции РФ по Волгоградской области ранее была проведена юридическая экспертиза на проект закона Волгоградской области "О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 30.12.2002 № 777-ОД "Об областном бюджете на 2003 год" (экспертное заключение от 13.03.2003 № 01-08/16-03), по результатам которой он был признан соответствующим федеральному законодательству.
Этим законопроектом вносились изменения в ст. 16 областного Закона.
Однако представленный на юридическую экспертизу законопроект и принятый впоследствии закон по тексту не соответствуют друг другу.
Законом Волгоградской области внесены изменения в статью 16 областного Закона, содержащие противоречие федеральному законодательству, указанное выше.

Предлагаем привести указанные положения нормативного правового акта в соответствие с федеральным законодательством. Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления
государственный советник
юстиции 2-го класса
В.Р.КЛЕЙН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru