Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Управления Минюста РФ по Волгоградской обл. от 21.04.2003 № 01-10/(48)62-03
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 3 ИЮЛЯ 2000 ГОДА № 425-ОД "ОБ ОТЗЫВЕ ДЕПУТАТА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ" (В РЕДАКЦИИ ОТ 25 ЯНВАРЯ 2001 ГОДА № 502-ОД, ОТ 12 МАРТА 2003 ГОДА № 794-ОД)"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 21 апреля 2003 г. № 01-10/(48)62-03

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 3 ИЮЛЯ 2000 ГОДА № 425-ОД
"ОБ ОТЗЫВЕ ДЕПУТАТА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ"
(В РЕДАКЦИИ ОТ 25 ЯНВАРЯ 2001 ГОДА № 502-ОД,
ОТ 12 МАРТА 2003 ГОДА № 794-ОД)

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. № 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 22 октября 2002 г. № 286 "Об утверждении Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации", провело юридическую экспертизу Закона Волгоградской области от 3 июля 2000 года № 425-ОД "Об отзыве депутата Волгоградской областной Думы" (в редакции от 25 января 2001 года № 502-ОД, от 12 марта 2003 года № 794-ОД) (далее - Закон).
Юридической экспертизой установлено следующее:
Предметом правового регулирования рассматриваемого Закона Волгоградской области являются отношения, возникающие в связи с организацией законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Правовое регулирование в сфере рассматриваемых отношений осуществляется:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
- Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации";
- Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";
- Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 1996 года № 21-П "По делу о проверке конституционности Закона Московской области от 28 апреля 1995 года "О Порядке отзыва депутата Московской областной Думы" в связи с запросом судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Общие принципы организации системы органов государственной власти субъекта Российской Федерации установлены Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Данным Федеральным законом не предусмотрена возможность отзыва депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, то есть отсутствует регулирование вопроса отзыва на федеральном уровне.
На основании части 2 пункта 2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 1996 года № 21-П Конституция Российской Федерации не запрещает субъектам Российской Федерации до принятия соответствующего федерального закона осуществлять самостоятельное правовое регулирование по предметам совместного ведения, если это не противоречит основам конституционного строя и не отменяет и не умаляет права и свободы человека и гражданина.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" до принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование.
Пунктом 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 1996 года № 21-П предусмотрена возможность субъекта Российской Федерации учредить институт отзыва депутата представительного органа, рассматриваемый им в качестве одной из форм непосредственной демократии.
Таким образом, Волгоградская областная Дума вправе регулировать рассматриваемую сферу отношений.
Положения исследуемого Закона соответствуют Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Закон Волгоградской области от 3 июля 2000 года № 425-ОД "Об отзыве депутата Волгоградской областной Думы" (в редакции от 25 января 2001 года № 502-ОД, от 12 марта 2003 года № 794-ОД) не противоречит Конституции Российской Федерации и действующему федеральному законодательству.
Примечание. Законом Волгоградской области от 12 марта 2003 года № 794-ОД "О внесении изменения в Закон Волгоградской области от 3 июля 2000 года № 425-ОД "Об отзыве депутата Волгоградской областной Думы" устранено противоречие федеральному законодательству, выявленное ранее Управлением юстиции (повторное экспертное заключение от 15 августа 2002 года № 01-10/75-02).

Начальник Управления
государственный советник
юстиции 2-го класса
В.Р.КЛЕЙН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru