Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Управления Минюста РФ по Волгоградской обл. от 08.04.2003 № 01-10/46-03
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 18 АПРЕЛЯ 1997 Г. № 111-ОД "О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПАЙЩИКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КРЕДИТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" (В РЕД. ЗАКОНОВ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 05.07.1999 № 284-ОД, ОТ 09.02.2001 № 509-ОД)"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 8 апреля 2003 г. № 01-10/46-03

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 18 АПРЕЛЯ 1997 Г.
№ 111-ОД "О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПАЙЩИКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
КРЕДИТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ В ВОЛГОГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ" (В РЕД. ЗАКОНОВ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 05.07.1999 № 284-ОД, ОТ 09.02.2001 № 509-ОД)

Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации от 2 августа 1999 г. № 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" и Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 22 октября 2002 г. № 286 "Об утверждении Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации", провело юридическую экспертизу Закона Волгоградской области от 18 апреля 1997 г. № 111-ОД "О защите прав пайщиков сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов в Волгоградской области" (в ред. Законов Волгоградской области от 05.07.1999 № 284-ОД, от 09.02.2001 № 509-ОД) (далее - областной Закон) на предмет соответствия действующему законодательству.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Согласно преамбуле настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы деятельности сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (далее - СКПК) и их ассоциаций, которые направлены на защиту экономических интересов членов СКПК в сфере оказания заемно-сберегательных услуг. Таким образом, как следует из преамбулы и содержания областного Закона, он направлен на регулирование гражданских правоотношений.
Законодательное регулирование данной сферы осуществляют:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации.
3. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан".
4. Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации".
5. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
6. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации (п. "о" ст. 71 Конституции РФ).
По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 76 Конституции РФ).
Согласно преамбуле Федерального закона от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" отношения, связанные с созданием и деятельностью сельскохозяйственных кооперативов и их союзов (ассоциаций), регулируются настоящим Федеральным законом, Гражданским кодексом Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации, другими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Волгоградская областная Дума вправе принять закон, регулирующий деятельность сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (далее - СКПК).
В то же время ряд положений рассматриваемого областного Закона противоречит федеральному законодательству.
1. Согласно п. 1 ст. 1 областного Закона "СКПК - некоммерческая организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями (юридическими и (или) физическими лицами) и жителями, проживающими на территории муниципального образования, на основе добровольного членства, объединения их имущественных паев и иных взносов с целью самокредитования и сбережения денежных средств своих членов".
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 2 областного Закона "члены СКПК - сельскохозяйственные товаропроизводители - физические и (или) юридические лица...".
Из вышеизложенного следует, что нормы областного Закона распространяют свое действие не только на СКПК, созданные юридическими лицами, а также объединившимися юридическими и физическими лицами, но и на СКПК, созданные исключительно гражданами.
В то же время согласно ст. 2 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан" законодательство о кредитных потребительских кооперативах граждан состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в части контроля и надзора за деятельностью кредитных потребительских кооперативов граждан.
Таким образом, федеральным законом субъектам Российской Федерации не предоставлено право осуществлять собственное правовое регулирование деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан, за исключением вопросов контроля и надзора за деятельностью кредитных потребительских кооперативов граждан, а следовательно, распространение действия областного Закона на деятельность сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, созданных гражданами, противоречит федеральному законодательству (за исключением п. п. 1, 3 ст. 4, п. 5 ст. 10, п. 2 ст. 18, ст. 19 областного Закона, регулирующих вопросы контроля и надзора за деятельностью СКПК).
2. Вторым абзацем статьи 1 областного Закона предусмотрено, что "в СКПК допускается ассоциированное членство юридических и (или) физических лиц данного муниципального образования в соответствии со статьей 1 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации".
Понятие "лица данного муниципального образования" в российском законодательстве отсутствует. Исходя из смысла рассматриваемой нормы областного Закона в ходе экспертизы сделан вывод, что под "лицами данного муниципального образования" подразумеваются лица, зарегистрированные на территории "данного" муниципального образования.
Таким образом, второй абзац статьи 1 областного Закона противоречит ч. 2 ст. 6 (в части ограничения прав граждан), ч. 1 ст. 8 и ч. 1 ст. 74 Конституции Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 6 каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 и ч. 1 ст. 74 Конституции Российской Федерации на территории Российской Федерации не допускается установление каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
Установленное рассматриваемым абзацем статьи 1 областного Закона требование к ассоциированным членам СКПК быть зарегистрированным на территории муниципального образования, где зарегистрирован СКПК, нарушает права физических и юридических лиц, не зарегистрированных на территории "данного" муниципального образования, создает препятствия для свободного перемещения финансовых средств, а следовательно, противоречит федеральному законодательству.
3. Согласно п. 1 ст. 1 областного Закона "СКПК - некоммерческая организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями (юридическими и (или) физическими лицами) и жителями, проживающими на территории муниципального образования, на основе добровольного членства, объединения их имущественных паев и иных взносов с целью самокредитования и сбережения денежных средств своих членов".
Из смысла указанного пункта следует, что под "жителями" в данной статье подразумеваются физические лица, не являющиеся товаропроизводителями.
Вместе с тем в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" сельскохозяйственный кооператив - организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива.
Противоречие заключается в том, что Волгоградская областная Дума не вправе устанавливать возможность участия в сельскохозяйственных кооперативах (в данном случае - кредитных потребительских) физических лиц, не являющихся товаропроизводителями.
4. Пунктами 6, 7 и 8 статьи 4 областного Закона предусмотрено лицензирование деятельности СКПК, что противоречит ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации и ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации "отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)".
Под законами в Гражданском кодексе Российской Федерации понимаются только федеральные законы (ч. 2 ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации), а законом субъекта Российской Федерации лицензирование какой-либо деятельности устанавливаться не может.
Кроме того, как следует из п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", деятельность кредитных потребительских кооперативов и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов лицензированию не подлежит.
Федеральными законами от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" и от 7 августа 2001 года № 117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан" лицензирование деятельности кредитных потребительских кооперативов и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов также не предусмотрено.
Таким образом, Волгоградская областная Дума не вправе вводить лицензирование деятельности сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, так как данный вид деятельности в соответствии с федеральным законодательством лицензированию не подлежит, а согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в предусмотренный настоящим Федеральным законом перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.
Аналогичным образом п. 1 ст. 19 областного Закона, предоставляющий Комитету экономики Администрации Волгоградской области право выдавать, приостанавливать и отзывать лицензии на заемно-сберегательные операции, а также второй абзац пункта 4 этой же статьи, предусматривающий наложение административного штрафа на руководителя кооператива за деятельность СКПК без лицензии, также противоречат федеральному законодательству.
5. Пункт 1 статьи 14 областного Закона противоречит ст. 16 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" в части установления дополнительных случаев прекращения членства в кооперативе.
Указанным пунктом областного Закона установлены такие случаи прекращения членства в СКПК, как признание члена кооператива безвестно отсутствующим и нарушение устава кооператива. В то же время пунктом 1 ст. 16 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", которым установлен перечень случаев прекращения членства в кооперативе, названные случаи прекращения членства в потребительском кооперативе, указанные в областном Законе, не предусмотрены.
6. Пунктом 2 ст. 14 областного Закона предусмотрено, что "правление вправе принять решение о прекращении членства в случае, если член СКПК: не соответствует критериям и условиям членства; действует в нарушение устава, правил и решений кооператива; систематически не выполняет своих обязательств перед кооперативом; наносит своими действиями серьезный ущерб кооперативу".
Тем самым областным Законом устанавливается, что правление СКПК принимает решение об исключении из кооператива его членов, что противоречит ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", предусматривающей, что в потребительском кооперативе порядок исключения из членов кооператива определяется его уставом.
Кроме того, предусматривая возможность исключения из членов кооператива по таким основаниям, как действие в нарушение устава, правил и решений кооператива, а также нанесение своими действиями серьезного ущерба кооперативу, областным Законом расширяется перечень случаев, когда возможно исключение членов кооператива, предусмотренный ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации".
Так, указанным Федеральным законом предусмотрено, что член кооператива может быть исключен из членов кооператива в случае, если: кооперативу причинен ущерб невыполнением членом кооператива обязанностей, предусмотренных уставом кооператива, либо кооперативу предъявлены исковые требования в результате невыполнения членом кооператива своего обязательства. В то же время, устанавливая рассматриваемым пунктом областного Закона, что член СКПК может быть исключен из кооператива в случае, если он наносит своими действиями серьезный ущерб кооперативу, областной законодатель не определяет, что данное нанесение ущерба должно быть причинено в результате невыполнения членом кооператива обязанностей, предусмотренных уставом кооператива. Таким образом, областным Законом предусмотрено иное (более широкое), по сравнению с предусмотренным указанным выше Федеральным законом, основание для исключения из кооператива его члена, что противоречит федеральному законодательству.
Аналогичным образом установление пунктом 2 областного Закона такого основания для исключения из членов кооператива, как действие в нарушение устава, правил и решений кооператива, расширяет такие основания для исключения из членов кооператива, как невыполнение обязанностей, предусмотренных уставом кооператива, несмотря на предупреждение в письменной форме, а также представление недостоверных данных бухгалтерской отчетности или недостоверных сведений о его имущественном состоянии, если такие требования предусмотрены уставом кооператива (п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации"), а следовательно, устанавливает иные основания, что противоречит федеральному законодательству.
7. Пунктом 3 статьи 17 областного Закона предусмотрено, что СКПК не имеет права осуществлять учреждение (соучреждение) хозяйственных обществ, банков и иных финансовых организаций и учреждений, что противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации".
Пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что "...юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе". В соответствии с п. 1 ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации "...юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права".
Таким образом, юридические лица в рамках законодательства вправе осуществлять принадлежащие им права и обязанности, в том числе и учреждать иные юридические лица.
Ни Гражданским кодексом Российской Федерации, ни Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" право сельскохозяйственных потребительских кооперативов выступать учредителями (соучредителями) каких-либо юридических лиц не ограничено. Более того, пунктом 8 части 2 статьи 20 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" "вступление кооператива в другие кооперативы, хозяйственные товарищества и общества, союзы, ассоциации, а также выход из них" отнесено к полномочиям общего собрания членов кооператива.
Таким образом, Волгоградская областная Дума не вправе устанавливать для СКПК запрет на учреждение (соучреждение) хозяйственных обществ, банков и иных финансовых организаций и учреждений.
8. Третьим абзацем пункта 3 статьи 21 рассматриваемого Закона Волгоградской области предусмотрено, что при ликвидации СКПК из оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества в первую очередь выплачивается стоимость обязательных паевых взносов, затем - стоимость дополнительных взносов, внесенных ими в порядке субсидиарной ответственности, и стоимость дополнительных паев, что противоречит пункту 4 ст. 44 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", предусматривающему, что из оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества ликвидируемого кооператива в первую очередь выплачивается стоимость паевых взносов ассоциированных членов. Затем членам ликвидируемого кооператива выплачивается стоимость дополнительных взносов, внесенных ими в порядке субсидиарной ответственности, и стоимость дополнительных паевых взносов.
Противоречие заключается в том, что рассматриваемым абзацем пункта 3 статьи 21 областного Закона предусмотрена иная очередность выплат членам кооператива из оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества ликвидируемого кооператива, чем предусмотрена пунктом 4 статьи 44 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации".
Вывод: Закон Волгоградской области от 18 апреля 1997 г. № 111-ОД "О защите прав пайщиков сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов в Волгоградской области" (в ред. Законов Волгоградской области от 05.07.1999 № 284-ОД, от 09.02.2001 № 509-ОД) противоречит федеральному законодательству.
Предлагаем привести указанные положения нормативного правового акта в соответствие с федеральным законодательством. Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления
государственный советник
юстиции 2-го класса
В.Р.КЛЕЙН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru