Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Управления Минюста РФ по Волгоградской обл. от 11.02.2003 № 01-10/(258)26-03
"НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 6 ДЕКАБРЯ 2002 Г. № 763-ОД "О ФИНАНСОВОМ КОНТРОЛЕ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.



УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 11 февраля 2003 г. № 01-10/(258)26-03

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 6 ДЕКАБРЯ 2002 Г.
№ 763-ОД "О ФИНАНСОВОМ КОНТРОЛЕ
НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 2 августа 1999 года № 954 "Вопросы Министерства юстиции РФ", и Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по Волгоградской области, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 27 октября 2000 года № 314 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по Волгоградской области", провело юридическую экспертизу Закона Волгоградской области от 6 декабря 2002 г. № 763-ОД "О финансовом контроле на территории Волгоградской области" (далее - областной Закон).
Юридической экспертизой установлено следующее:
Рассматриваемый областной Закон устанавливает единые формы и порядок осуществления финансового контроля на территории Волгоградской области (преамбула областного Закона).
Законодательное регулирование данной сферы осуществляют:
1. Конституция РФ;
2. Бюджетный кодекс РФ;
3. Федеральный закон от 06.10.99 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
4. Федеральный закон от 28.08.95 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
5. Федеральный закон от 25.09.97 № 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации".
Финансовое регулирование находится в ведении Российской Федерации (п. "ж" ст. 71 Конституции РФ).
По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (п. 1 ст. 76 Конституции РФ).
Целям финансового регулирования служит Бюджетный кодекс РФ (преамбула Бюджетного кодекса РФ).
Осуществление контроля за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации относится к ведению субъектов Российской Федерации (ст. 8 Бюджетного кодекса РФ).
Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 Бюджетного кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 Бюджетного кодекса РФ).
Субъекты Российской Федерации в целях осуществления собственной бюджетной политики создают финансовые органы и органы финансового контроля в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (п. 6 ст. 151 Бюджетного кодекса РФ).
Согласно п. 3 ст. 157 Бюджетного кодекса РФ "полномочия органов государственного, муниципального финансового контроля определяются настоящим Кодексом, Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации", законами субъектов Российской Федерации о контрольных органах, правовыми актами представительных органов местного самоуправления, а также нормативными правовыми актами органов исполнительной власти относительно органов государственного или муниципального финансового контроля соответствующих органов исполнительной власти".
Формы и порядок осуществления финансового контроля органами исполнительной власти, органами местного самоуправления устанавливаются Бюджетным кодексом, иными актами бюджетного законодательства и нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (п. 2 ст. 266 Бюджетного кодекса РФ).
Следовательно, положениями Бюджетного кодекса РФ установлены виды нормативных правовых актов, которыми регулируются полномочия соответствующих органов при осуществлении финансового контроля.
Таким образом, из вышеизложенного следует вывод о том, что Волгоградская областная Дума вправе принять нормативный правовой акт в форме закона, определяющего порядок осуществления финансового контроля контрольными органами, образованными законодательными (представительными) органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем ряд положений областного Закона, распространяющих его действие на отношения, не относящиеся в соответствии со ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным правоотношениям, противоречат федеральному законодательству.
Частью 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным правоотношениям отнесены:
отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением.
Таким образом, к бюджетным правоотношениям отнесены только отношения, возникающие в связи с составлением проектов бюджетов различных уровней и соответствующих внебюджетных фондов, их рассмотрением, утверждением и исполнением.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, а государственный внебюджетный фонд - это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Из вышеизложенного следует, что бюджетным законодательством, а, следовательно, и рассматриваемым областным Законом должны регулироваться только отношения, возникающие в связи с поступлением денежных средств в бюджет и их расходованием из него.
В то же время пунктом 1 статьи 1 рассматриваемого областного Закона установлено, что под финансовым контролем понимается также и проверка "рациональности и эффективности использования государственных (муниципальных) материальных ресурсов".
Абзацем вторым пункта 3 статьи 1 областного Закона установлено, что финансовый контроль включает в себя не только контроль за расходованием бюджетных и внебюджетных средств, но и контроль за "эффективностью использования государственного (муниципального) имущества".
Пунктом 5 статьи 1 областного Закона установлено, что в целях финансового контроля хозяйствующие субъекты, получающие в той или иной форме государственные (муниципальные) материальные ресурсы Волгоградской области, ведут их обособленный учет.
Кроме того, согласно понятию государственных (муниципальных) финансовых ресурсов, содержащемуся в части 2 статьи 1 областного Закона, к государственным (муниципальным) финансовым ресурсам отнесены "доли (вклады акций) в уставных капиталах юридических лиц".
Понятие "вклады акций" в федеральном законодательстве отсутствует. В ходе экспертизы сделан вывод, что под "долями (вкладами акций) в уставных капиталах юридических лиц" областной законодатель понимает принадлежащие Волгоградской области доли обыкновенных акций в уставных капиталах акционерных обществ и принадлежащие Волгоградской области доли в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью.
В соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" акция - это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.
Акции не могут быть отнесены к денежным средствам, а следовательно, не могут быть отнесены к финансовым ресурсам как объектам финансового контроля в смысле бюджетного законодательства.
Аналогично доли в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, дающие в соответствии с Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" право их владельцам осуществлять права участников общества, не являются денежными средствами и не могут быть отнесены к финансовым ресурсам как объектам финансового контроля в смысле бюджетного законодательства.
Вывод: Закон Волгоградской области от 6 декабря 2002 г. № 763-ОД "О финансовом контроле на территории Волгоградской области" противоречит федеральному законодательству в части положений, распространяющих его действие на правоотношения, не относящиеся к бюджетным.
Примечание. Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области предлагает исключить из областного Закона указанные в заключении положения, которые устанавливают порядок осуществления финансового контроля за материальными ресурсами (имуществом).

Начальник Управления
государственный советник
юстиции 2-го класса
В.Р.КЛЕЙН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru