Законодательство
Волгоградской области

Волгоградская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Волгоградской обл. от 29.01.2003 по делу № А12-2725/02-С45
<СЧЕТ-ФАКТУРЫ, ОФОРМЛЕННЫЕ С НАРУШЕНИЕМ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ПОРЯДКА, НЕ МОГУТ СЛУЖИТЬ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ВОЗМЕЩЕНИЯ (ПРИНЯТИЯ К ЗАЧЕТУ) СУММ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ПОСКОЛЬКУ ПОДПИСИ РУКОВОДИТЕЛЯ И ГЛАВНОГО БУХГАЛТЕРА ЯВЛЯЮТСЯ СРЕДСТВОМ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ПОДЛИННОСТИ ВЫПИСАННОЙ СЧЕТ-ФАКТУРЫ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Поволжского округа от 05.06.2003 данное решение и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Волгоградской обл. от 21.03.2003 по данному делу изменены.
   ------------------------------------------------------------------

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Волгоградской области от 21.03.2003 данное решение отменено.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 29 января 2003 года Дело № А12-2725/02-С45

(извлечение)

Арбитражный суд Волгоградской области, рассмотрев в судебном заседании дело по иску ИМНС РФ по Красноармейскому району г. Волгограда к ООО "Штаб" о взыскании 60344,22 руб., встречному исковому заявлению ООО "Штаб" к ИМНС РФ по Красноармейскому району г. Волгограда о признании недействительным ненормативного акта налогового органа

установил:

С 16.05.2001 по 13.07.2001 инспекцией МНС РФ по Красноармейскому району города Волгограда проведена выездная налоговая проверка ООО "Ш.Т.А.Б.". Результаты проверки оформлены актом № 304/ДСП от 10.09.2001, на основании которого 27.09.2001 заместителем руководителя инспекции вынесено решение № 119 о привлечении ООО "Ш.Т.А.Б." к налоговой ответственности по статье 122 НК РФ в виде штрафа в размере 20% - 60344,22 руб., от неуплаченного (не полностью уплаченного) налога на добавленную стоимость на общую сумму 301721,08 руб. за период с IV квартала 1998 по IV квартал 2000 года, январь - февраль 2001 года с доначислением НДС и пени в связи с неуплатой налога при реализации ГСМ предпринимателям без образования юридического лица Шаповалову А.И. и Багдешеву В.П., а также в связи с неправомерным предъявлением к возмещению из бюджета НДС, уплаченного следующим фирмам - поставщикам: ТОО "Гела", НПП "КТВ - Сервис", ООО "Нефтехимторг", ООО "Импекс - Ойл".
ООО "Штаб" с исковыми требованиями ИМНС не согласен. Предъявил встречные исковые требования, в которых просит признать Решение налогового органа № 119 от 27.09.2001 недействительным.
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования ИМНС РФ по Красноармейскому району г. Волгограда обоснованными, встречные требования ООО "Штаб" удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 7 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" от 06.12.1991 № 1992-1 (действующего в проверяемый период), а также положениями главы 21 НК РФ сумма НДС, подлежащая внесению предприятиями в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары, и суммами налога, уплаченными поставщикам этих товаров.
Поставщиками продукции по данному делу являются ТОО "Гела", НПП "КТВ - Сервис", ООО "Нефтехимторг", ООО "Импекс - Ойл", при надлежащем документальном подтверждении факта уплаты которым возникает право покупателя на возмещение НДС из бюджета.
Подпунктом "а" пункта 1 статьи 2 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" от 06.12.1991 № 1992-1 определено, что плательщиками налога на добавленную стоимость являются предприятия и организации, имеющие согласно законодательству РФ статус юридических лиц, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность. Причем в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" от 06.12.1991 № 1992-1 ответственность за правильность и своевременность уплаты налога возлагается на плательщиков и их должностных лиц.
Согласно пункту 1 статьи 144 НК РФ налогоплательщики налога на добавленную стоимость подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе в соответствии со статьями 83, 84 НК РФ и с учетом особенностей, предусмотренных 21-й главой НК РФ.
Однако как в ходе проведения выездной налоговой проверки, так и при новом рассмотрении дела по направленным судом и инспекцией МНС РФ по Красноармейскому району города Волгограда запросам установлено отсутствие организаций - поставщиков, что не позволяет судить о надлежащем подтверждении факта уплаты ими налога в бюджет, а также о правомерности предъявления ООО "Ш.Т.А.Б." суммы НДС к возмещению.
Таким образом, сумма неуплаченного (не полностью уплаченного) НДС за проверяемый период составила 301721,08 руб., что послужило основанием для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 № 129-ФЗ основной задачей бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности, в том числе для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении хозяйственных операций.
Достоверность сведений о хозяйственной деятельности организации подтверждается надлежащим оформлением первичных учетных документов, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 № 129-ФЗ первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, перечень которых установлен данным пунктом:
наименование документа;
дату составления документа;
наименование организации, от имени которой составлен документ;
содержание хозяйственной операции;
измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
личные подписи указанных лиц.
Указанный перечень содержит в числе прочего такой обязательный реквизит, как личные подписи должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций и правильность их оформления.
Пункт 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, относит к обязательным реквизитам первичных учетных документов также расшифровку личных подписей должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ "Об утверждении Порядка ведения журналов учета счетов - фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость" от 29.07.1996 № 914 счета - фактуры подписываются руководителем и главным бухгалтером поставщика. При необходимости право подписи руководителя и главного бухгалтера может возлагаться на ответственных лиц, круг которых определяется соответствующим приказом по организации (предприятию). Использование факсимильного воспроизведения подписи с помощью механического или иного копирования на счетах - фактурах не допускается.
Согласно пункту 6 статьи 169 НК РФ счет - фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
Пункт 2 статьи 160 ГК предусматривает возможность использования при совершении гражданско - правовых сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно - цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи, которое допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Вместе с тем пункт 3 статьи 2 ГК РФ устанавливает, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Законодательством РФ о бухгалтерском учете, включающем в том числе Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 № 129-ФЗ, не предусмотрено применение к публично - правовым отношениям по ведению бухгалтерского учета и отчетности норм гражданского законодательства. Само законодательство РФ о бухгалтерском учете также не предусматривает использование при оформлении хозяйственных операций первичными учетными документами различных аналогов собственноручной подписи ответственных должностных лиц организации. Факсимильное воспроизведение подписи или иной аналог собственноручной подписи на документе не может являться достаточным удостоверением подлинности сведений, содержащихся в данном документе, применительно к требованиям Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 № 129-ФЗ о достоверности информации о деятельности организации.
Соглашений между ООО "Ш.Т.А.Б." и предприятиями - поставщиками об использовании при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи, подписанных "живыми" подписями руководителей, не имеется.
В связи с изложенным счета - фактуры, оформленные с нарушением действующего порядка, не могут служить основанием для возмещения (принятия к зачету) сумм налога на добавленную стоимость, поскольку подписи руководителя и главного бухгалтера являются средством подтверждения подлинности выписанного счета - фактуры. Выполнение на счете - фактуре какого-либо реквизита (включая подпись) способом, прямо не предусмотренным действующим законодательством, расценивается как отсутствие соответствующего реквизита, и счет - фактура считается неподписанной.
Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований ИМНС РФ по Красноармейскому району г. Волгограда о взыскании налоговой санкции в сумме 60344,22 руб. и не находит оснований для удовлетворения встречных исковых требований о признании недействительным Решения ИМНС РФ по Красноармейскому району г. Волгограда № 119 от 27.09.2001.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 167 - 176 АПК РФ,

решил:

Исковые требования ИМНС РФ по Красноармейскому району г. Волгограда удовлетворить. Взыскать с ООО "Штаб", г. Волгоград, ул. Довженко, база "Олеум", ИНН 344801631 в пользу ИМНС РФ по Красноармейскому району г. Волгограда 60344,22 руб.
В иске ООО "Штаб" к ИМНС РФ по Красноармейскому району г. Волгограда о признании недействительным Решения от 27.09.2001 № 119 отказать.
Взыскать с ООО "Штаб" государственную пошлину в федеральный бюджет в сумме 3410,33 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционную инстанцию арбитражного суда Волгоградской области.

Судья
А.В.ПОНОМАРЕВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru